Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Константин Корепанов,
преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания.

СВЯЩЕННОЕ Писание нераздельно. Мы исповедуем, что оно состоит из Ветхого и Нового Заветов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Не случайно Христос часто ссылается на очень важные моменты из истории Ветхого Завета. Это во-первых.

Во-вторых, Христос, как Он Сам говорит, пришел исполнить Закон. Мы, соединенные со Христом, должны исполнять тот же Закон, который исполняет Он, а этот Закон корнями своими уходит в Ветхий Завет: очень многие положения Ветхого Завета никто не отменял и они обязательны для исполнения любым христианином, любым человеком даже и сейчас.

Ветхий Завет обладает неисчерпаемым свидетельством правды Божией о человеке, о Промысле, о неиссякаемом опыте Богообщения. Ветхий Завет – не набор нравственных требований, это история, как человек искал Бога, как он плакал без Бога, как он звал Бога, как он был найден Богом, и что он делал, когда обретал Бога, Которого он искал. Как опыт Богообщения, Ветхий Завет книга очень ценная, неиссякаемая. И читать его, говорить о нем, думать, размышлять над этим опытом, конечно, необходимо.

Ведь мы же читаем жития святых, хотя они не входят в Священное Писание. В первую очередь мы читаем жития потому, что в них – опыт общения конкретного человека с Богом, опыт преломления Божественной благодати в конкретной человеческой судьбе и того, какие плоды она приносит. Точно так же человек искал Бога и задолго до Христа, и находил Его, и свидетельствовал о Нем, и жил с Ним. И потому опыт этот очень ценен и важен для нас.

ИТАК, мы начинаем с самой первой главы самой первой Книги Ветхого Завета – Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Бог – Творец мира, Он сотворил небо и землю. Это – краеугольный камень всякого религиозного мировоззрения, религиозной системы ценностей. Если человек верует, что он и мир вокруг него сотворены Богом, он отказывается от собственной самодостаточности, свидетельствует и верит, что он не хозяин собственной жизни, но находится в мире, который не он выдумал и не он создал. Стало быть, не может управлять миром и даже собственной жизнью. Он сотворен, создан, Кем-то приведен в жизнь, а, стало быть, понимает и свою ответственность за эту жизнь, и зависимость от Того, Кто сотворил все это и привел в бытие. Это краеугольный камень религиозного мировоззрения – верить, что я не сам хозяин своей жизни, у меня есть Господин. Когда человек в это верит, он обладает религиозным мировоззрением; если не верит, а только старается найти, узнать, чего хочет от него Господь, это еще не может считаться религиозным мировоззрением.

Мы можем узнать из первых слов первой книги Ветхого Завета, что Бог сотворил мир Ветхого Завета. Ничего не было до того, как сотворил Бог мир.

Есть в корпусе книг Ветхого Завета Вторая книга Маккавейская, в которой мать, отправляя семерых своих детей пострадать за веру в Бога, наставляя и напутствуя их, говорит: «Бог сотворил небо и землю из ничего». И это очень важно знать, чтобы правильно отнестись к тому, что мы видим вокруг себя, ощущаем. Это знание помогает правильно настроить свою жизнь именно на религиозную волну, создать то правильное отношение к миру, которого ждет от нас Бог.

МИР создан из ничего, – значит, ничего не было до того, как появился мир. А значит, как говорят святые отцы, Он привел все бытие из несуществующего. Стало быть, мы, как все сотворенное, висим над бездной небытия. Мы не можем существовать сами по себе, ничего не было до того, как появились Земля, человек, растения, – ничего вообще. Бог положил некое бытие за пределами Собственной Природы и привел его в действие с помощью Своего могущества, Своей энергии, Своей силы. Дал всему возможность существовать. А стало быть, Он Источник нашего существования. Если мы забудем об этом, если мы перестанем обращаться к Нему, искать поддержки от Него в своем бытии, станем отворачиваться от Него, мы откажемся от Источника своего существования – мы срубим сук, на котором сидим. Точнее, станем плодом, который пытается отрезать себя от дерева, рыбой, которая тщится выпрыгнуть из воды, – так и мы не можем существовать без этих сил Божиих, без энергий Божественных. И все существующее действительно висит над бездной небытия.

И в то же время сила и могущество Бога настолько глубоки, что, один раз приведя мир в бытие, дав миру возможность существовать (и Сам Бог говорит, что сотворенный мир хорош, очень добро сотворен), Он не может отправить его обратно в небытие, разрушить. Он своими энергиями создал мир и уничтожать его не хочет – изначальная природа всего существующего прекрасна, и уничтожать эту красоту Бог не хочет. Только Он в этом мире делает главным человека и дает человеку его человеческую волю – Господь дарует свободную волю, которая зависит от его отношения к возможности существования своей связи и своей зависимости от Бога, которую он ощущает. Если он скажет «добро», и потянется к Источнику света, к Источнику своего бытия, к Источнику своей жизни, то его жизнь никогда не кончится, он будет все больше и больше наслаждаться всей полнотой жизни. Если же человек отвернется от Бога и скажет: «я хочу сам по себе существовать, быть автономным, независимым, сам делать свою жизнь», то человек рассыплется, его бытие разрушится.

Грех, страсти, болезни, смерть, о которых мы еще не раз скажем, говоря о Священной истории Ветхого Завета, это и есть свидетельства, что человек представляет собой, отказавшись от возможности жить непрестанно в Боге. Альтернативы, какого-то третьего пути у человека и у мира нет. Либо принять возможность существования, которую дарит ему Бог, и жить с Ним, либо жить самому по себе, своими (как ему кажется) энергиями, силами, мыслями, своим собственным каким-то, автономным добром. Но нет ничего независимого от Бога: все доброе, что есть в наших силах, ум, честь, достоинство, красота, возможность творить добро, жалеть, милосердовать, прощать, любить – все это уже укоренено в нашей природе, в акте творения Богом мира и нас из ничего. И поэтому, отказываясь принимать эту связь с Богом, мы отказываем себе в возможности стать добрыми, честными, милосердными.

ЧЕСТНОСТЬ, доброта, ум – все это дано человеку Богом. Он и сейчас дает жизнь. Есть в богослужебных текстах Православной Церкви, посвященных особенно страданиям Иисуса Христа, поразительные слова, что Тот, Кто сейчас висит на Кресте, Сам дает силу рукам Его палачей вбивать гвозди в Крест, пронзать копьем Его грудь, потому что ничто без Него происходить не может. Только от человека зависит, смириться ли перед этим Откровением, подчинить себя и всю свою жизнь Богу и верить в Него за то, что Он даровал нам все качества, таланты и способности – либо не подчиниться и приступить к собственному распаду, разрушению, самообожению, которое приведет к тому же концу, что и сатану.

ВСПОМНИМ, как конкретно был сотворен мир. Мир был сотворен за шесть дней. В первый день был сотворен свет – вспомним знаменитую фразу: «да будет свет. И стал свет. И было видно, что все хорошо».

На второй день было сотворено небо, на третий – море, суша, растения, на четвертый день – солнечное и лунное светила, звезды, для отделения дня от ночи и для знамений, и времен, и дней, и годов (и надо заметить, что тот свет, который был сотворен вначале, в первый день, это не солнечный свет, Солнца не было. Что это за свет, мы сейчас не будем говорить, хотя об этом много можно сказать и с точки зрения науки, и с точки зрения духовной жизни. Но мы скажем просто, что надо различать солнечный свет и свет, который Бог сотворил в первый день творения). В пятый день были сотворены пресмыкающиеся, птицы и рыбы, а в шестой – животные и венец всего существующего – человек.

Бог ничего не делает сразу. Это надо очень хорошо помнить, когда мы пытаемся понять присутствие Бога в своей жизни. Мы часто думаем, а почему Он сейчас каким-то образом не входит в нашу жизнь, не являет Свое присутствие, каким-то образом не изменит того, что мы так долго от Него ждем, о чем порой мы Его просим, молим, что шепчем в наших молитвах. А Он на самом деле все это делает с помощью конкретных, порой незаметных обстоятельств нашей жизни, микроскопических, но вызывающих очень глубокие изменения в нашей душе, в наших мыслях. Ничего не делается сразу, сердце человеческое враз не меняется, но постепенно, под действием благодати Божией, творится, как не в один миг был сотворен мир. То есть вся жизнь человеческая – это постепенное воздействие благодати Божией на нас, и сразу ничего не происходит. Это нужно чувствовать и понимать, и не торопить Бога, когда, как нам кажется, Он что-то не успевает для нас сделать. Процесс творчества медленный, и не потому, что Бог «не может», а потому что Он Своей бесконечностью, Своей беспредельностью вмешивается в мир конечный, который состоит из очень мелких частиц. Этот мир, когда он уже приведен в бытие, подчиняется своим внутренним законам, и изменять эти законы Бог не хочет. Он самоограничивает Свою Божественную свободу – создает мир, который живет не по всем подвластным Ему законам, а по внутренним законам материального бытия. И в этом великая милость и любовь Божия, что Он создает такой мир, как бы Сам Себя умаляя, Сам Себя ограничивая; таким образом, проходит некоторое время, необходимое и полезное человеку формируется очень медленно.

ПОГОВОРИМ о творении мира и данных современной науки. Я не буду сейчас пытаться под каждый день творения подводить научные теории или корректировать теории под Библейское Откровение. Сегодня никого не удивляет, что многие священники очень высокой духовной жизни в свое время занимались наукой, и глубокое занятие наукой не мешало им в вере и восприятии Библейского Откровения. Но я хочу сказать о двух важнейших моментах, которые необходимо представлять, прежде чем стремиться сравнивать Библию и науку.

Наука всегда обладает лишь частью знаний о мире, и любой настоящий ученый это понимает: периодически ученые открывают все новые и новые законы, которые переворачивают их собственные представления. Но при этом новые открытия не изменяют старых (есть механика Ньютона, но когда была открыта квантовая, механику Ньютона никто не отменил), просто они действуют в разных сферах, разных областях материи. И так далее. Есть еще очень много неизвестного в биологии, генетике, истории, космосе, физике, химии. И, стало быть, мы не можем примитивно сравнивать вневременное Божественное Откровение с известными сегодня данными науки. Самые мощные современные телескопы, сконструированные по последнему слову техники, могут выхватить лишь малый сегмент вселенной, а то, что мы видим своим глазом – и того меньше; мы – кусочек вселенной, которую не можем ни умом, ни глазом охватить, и при этом пытаемся сказать, что есть мир. Есть огромная бездна процессов, о которых мы не имеем ни малейшего представления и не можем их толковать. Как мы можем при этом сравнивать науку и Библию?

Если кто-то считает, что наука противоречит Библейскому Откровению, то, как не раз уже бывало, пройдет некоторое время, и наука докажет, что Библия была права. Всего сто лет назад историки Западной Европы стали утверждать, что Библия – миф, потому что не находили те города, которые упоминаются в Библии: они делали вывод – поскольку им неизвестно ни о Ниневии, ни о Вавилоне, ни об Уре, все, о чем говорит Библия, есть миф. Но после открытия Генрихом Шлиманом Трои ученые свежим взглядом посмотрели на Библию, отыскали города, которые в ней были указаны, и поняли, что слишком поспешно отнесли Библию к мифам. А какой взрыв произвело в свое время открытие в палестинской пустыне свитков древнейшего общества ессеев? То, что раньше казалось невозможным и немыслимым, подтвердилось благодаря этим свиткам. Наука очень молода. Библия куда старше. Поэтому сравнивать их рановато.

ЗАДУМАЕМСЯ и о том, что мир, который создал Бог, и тот, который мы видим сейчас, – это совсем не одно и то же. Между ними – огромная пропасть, бездна, разлом. Человек согрешил. И это не тот грех, который совершает каждый из нас ежедневно, от него разломы мира не происходят и мир не умирает. А Адам совершил то грехопадение, которое перевернуло мир, поколебало все стихии мира и привело к тому, что Бог взошел на Крест. В том райском мире, где первозданно жили Адам и Ева, все существа, например, кушали траву. Представить себе это несложно; хорошо бы, чтобы все кушали только траву. Но мы знаем, что сегодня лев не может кушать траву, его органы к этому не приспособлены, весь его физиологический аппарат настроен только на то, чтобы есть мясо; если он сейчас начнет есть траву, он умрет, – а, тем не менее, до грехопадения лев траву ел. Как? Значит, со львом и со всей окружающей природой произошли удивительные изменения. И еще мы знаем из библейской истории, что дождя на землю не падало – этими словами начинается вторая глава Книги Бытие: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли», а дождя не было. Как это? Что было, когда не было дождя? Все небо было затянуто тучами, или все время светило солнце? Как это происходило? Где скапливались массы испаряемой воды? Мы не знаем, мы только знаем свидетельство Библии, что дождь не проливался над Землей; а потом это стало нормой, – после грехопадения, особенно после потопа, дождь становится нормой. Мир приобрел с тех пор качества, известные нам, пережив два серьезных катаклизма после того, как был создан: первый – грехопадение, и второй – потоп. Так изменилось лицо мира, и об этом мы поговорим в следующий раз.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka