- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Трепет сердца, уповающего на Бога
На что надеяться?
Ассирийский царь смеется над верой Езекии, фактически говорит те же самые слова, которые некогда говорил Голиаф войску царя Саула – перед тем, как Давид поразил его. Он говорит: «Что толку в вашей надежде на Бога, чего вы хотите от этой веры? Она бессмысленна. Надо выбирать союзников, надо набирать армию, надо делать мощные укрепления, надо заводить колесницы. А на что надеетесь вы? На Господа? Но ведь это же смешно: где боги тех народов, которые я сокрушил? Все они брошены в печь, и ни один из них не защитил народ. Неужели ваш Господь сможет это сделать?»
Удивительно, Езекия – не Давид, но что он делает? Он не отвечает ему, более того, он запрещает и народу вступать в спор. Он раздирает одежды свои, налагает на себя пост, посыпает голову пеплом, смиряется, насколько может, и в этом виде, на глазах всего народа, идет в храм и приносит жертвы, обращается к Богу со своей личной молитвой. На свою личную молитву не надеется и посылает человека к пророку Исаие с просьбой: «помолись за меня и за народ – мы ничего не сделали противного Богу, мы надеемся на Него, а этот человек смеется над нашим упованием, над нашей верой, и что нам делать теперь?» И пророк Исаия приходит и свидетельствует, что от этого войска, которое ныне угрожает, ничего не останется. И действительно, приходит ангел смерти, и в одну ночь 175 000 войска ассирийского пало мертвыми без всякого действия человеческого…
Читая Священное Писание, мы порой скептически качаем головой: да возможно ль это? Представим себя на месте Езекии. Войск нет, союзников нет, стены Иерусалима не такие уж прочные, чтоб выдержать осаду. Запасов больших в городе нет. Что делать? На что надеяться? Нет никакой надежды – надо либо сдаться, подписать унизительный договор, либо пасть смертью храбрых при защите стен своего города, как потом во время завоевания Иерусалима. Как быть? Надо прочувствовать трепет человека, у которого нет никакой надежды на какую-то материальную помощь, на какие-то вещи от мира сего. Остается надеяться на помощь Бога.
Трепет сердца, уповающего на Бога, это, наверное, ни с чем не сравнимое сокровище, которое больше всего в человеке ценит Бог. Когда все силы и возможности исчерпаны и человек все равно прибегает к Богу, просит у Него милости, это и есть то упование, которого в большинстве иудейский народ лишился, – а царей, так уповающих на Бога, после Давида не было среди иудейских царей. Священное Писание так об этом и говорит.
И происходит чудо. Упование царя, просящего за народ, действительно стоит великого чуда. И ассирийская угроза миновала – разгром без помощи рук человеческих подкосил силы Ассирийского царства, и вскоре оно сходит с исторической сцены, так и не сумев ничего плохого сделать Иерусалиму и Иудее.
Вслед за этим происходит еще один эпизод, еще раз показывающий, что значит молитва веры. Езекия тяжело заболел. Сам пророк Исаия приходит к нему и говорит: сделай завещание, ты не выздоровеешь, ты умрешь, так сказал Бог. И вот поворачивается к стенке царь Езекия и начинает плакать, что хочет жить, что еще не насытился жизнью, что, как мог, старался надеяться на Бога – конечно, он согрешал (по ошибке, по неведению, по забвению, просто по гордыне, которая всегда срастворена с родом человеческим), но он свидетельствует, что всю жизнь старался уповать на Бога, и просит дать ему жить. Пророк Исаия не успел еще выйти из дворца, как Бог говорит ему: «вернись, Я услышал Езекию – скажи ему, что он будет жить, что Я прибавил к его времени еще пятнадцать лет жизни». Езекия ничего не сделал, ничего не обещал, не давал никаких обетов, не клялся – он знал, что совершить сам ничего не может, может только то, что дал ему Бог. Не больше и не меньше – он просто просил о милости, но просил, как сказано в одном месте Священного Писания: как журавль, как ласточка издавал звуки, тосковал, как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне, спаси меня, просил Бога просто о милости. И умолил Его лишь своим упованием.
Эти свидетельства Священного Писания чрезвычайно ценны для нас. Просто мы не можем до конца поверить, что Он настолько благ, что Он действительно Человеколюбец. Но когда родится в нашем сердце такое упование, такая надежда на Бога, она никогда не будет посрамлена. Это лейтмотив всего Священного Писания.
Как сказано в Псалтири: «Никогда Бог не посрамит надеющихся на Него». И все жития святых, подвижников благочестия свидетельствуют об этом. Те, кто уповали на Бога, в самых страшных испытаниях никогда не были в своем уповании посрамлены.
Следующим царем после Езекии был его сын Манассия. Это очень интересный царь, 55 лет правивший Иудеей. Ни один царь в истории Иудейского царства не сделал большего зла для своего государства и народа, чем Манассия. «Яблоко от яблони» здесь упало далеко, и самое первое наше «яблоко» – Адам вырос на заведомо замечательном древе, но упал очень далеко, фактически оступился в грех. Не отрекся, но оказал непослушание Богу и этим погубил не только себя, но и весь род человеческий. В нем не было никакого греха, он мог спокойно сопротивляться искушению, но…
Каждый человек может сам определить свое отношение к Богу. В этом и есть его свобода. Так что не надо быть утопистом и считать, что можно создать такую идеальную систему воспитания, при которой все люди будут становиться святыми. Конечно, может быть, как в семье Василия Великого или некоторых русских святых. Например, пять братьев Новгородских стали все святыми. А у пророка Самуила дети не пошли по стезе своего отца и оказались негодными для служения Богу.