- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Великая сила поста
Когда пост откроет нам Небо
Сегодня хотелось бы сказать, поскольку мы вступили в Великий пост, об одной главе из книги Исаии, – но главе особенной: 58-я глава, в которой пророк рассуждает о посте. На самом деле, это, конечно, не рассуждение, ведь каждая строчка Священного Писания – это свидетельство Духа Святого об истине , это не письмена человеческие, а свидетельство Божие, хотя и сделанное посредством человека.
Итак, свидетельство о посте. С чего начинается это свидетельство? Люди приходят к Богу и сетуют: «Почему мы постимся, а Ты нас не слышишь? Почему мы обременяем себя скорбью, постом, а Ты никак не отзываешься на наши молитвы?». Через пророка Исаию Бог им отвечает, – и это свидетельство чрезвычайно важно для нас, православных христиан, ведь пост занимает очень большое место в нашей в жизни как некая среда, в которой созревают наши сердце, дух, душа, среда, в которой фактически непрерывно пребывает христианин. Воздержание – это постоянное условие пребывания человека. Христианин из писаний святых отцов знает, что постоянно должен воздерживаться. Любой человек, приходящий в Церковь понимает, что соблюдение поста – это норма, и если он искренне пытается соблюдать установление Божие, он быстро доходит до соблюдения поста, понимая, что раз он в Церкви, то разделять опыт и труд Церкви обязательно.
К сожалению, мы фактически ограничиваем себя только в еде, а потом удивляемся, «почему от поста к посту ничего со мной не происходит, а наоборот, все какие-то скорби». И самое страшное, что пост для нас становится безрадостным, а часто, к сожалению, и безблагодатным. А все потому, что мы, проведя какое-то время поста, никаких даров Божиих не получили, а практически весь пост только и думали, когда же он кончится и чем мы себе позволим себе разговеться.
Как должен быть построен пост и что требуется во время поста от человека – именно об этом свидетельствует пророк Исаия от Лица Божия в 58-й главе.
Главный грех, главная беда, которая преследует человека во дни поста, так свидетельствует Священное Писание, что постящийся легче раздражается, легче идет на конфликт. Человек напряжен, раздражается, начинает сердиться по внешним пустякам, сердится на ближних, особенно если ближний не исполняет поста, он начинает требовать что-то от других, вступать в конфликты. И вот эта, так сказать, постная раздраженность человека лишает пост всякой силы, всякой благодати, то есть того, ради чего он совершается. Человек ничего не получает, он напрасно терзал себя и других (вполне понятно, происходящее по психологическим, по духовным причинам раздражение сердца касается других). Как только наше раздражение касается других, Небеса закрываются от нас. Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». Мир с ближними, подлинный, глубокий мир, и есть основа, фундамент, на котором могут выстроиться правильные молитвенные, благодатные отношения с Богом. Если нет этого фундамента, нет ничего – ни пост, ничто другое не помогут сами по себе, если человек своими действиями разрушает мир с окружающими. И в другом месте Бог говорит: «Милости хочу, а не жертвы», и пророк Давид в 50-м псалме говорит: «Господи, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен…».
Если же мы не можем (а пуще того – не хотим) сдержать свой гнев, свое раздражение, мы должны понимать, что от нашего поста нам нет никакой пользы. Он только как-то воздействует на наше тело, но не открывает для нас Неба, хотя на самом деле пост имеет великую силу. Мы знаем про жителей города Ниневии, которые своим постом всеобщим умолили Бога, и Ниневия не была разрушена, и на протяжении всего периода, который охватывают Священное Писание и история Церкви, мы видим великую силу поста.
И совершенно напрасно некоторые уверяют, что пост вообще не нужен, главное, чтобы было мирное отношение ко всем. Нет, пост очень нужен, но пользу он принесет только тогда, когда будет правилен. Всегда надо понимать: какую бы меру поста мы ни избрали, пост всегда – это наша жертва, то, что мы лично хотим принести Богу, утеснение наше собственное. Если хотите, это самозаклание, это наша собственная жертва. Не зря же Церковь в канун любого поста устами своих учителей, устами пастырей наставляет, что каждый выбирает меру поста такую, какую может. Обычай индивидуальности постного подвига и постной жертвы известен с древнейших времен христианства – известно, например, из жития Марии Египетской, что в монастыре, где подвизался авва Зосима, был обычай: монахи расходились по пустыне именно чтобы не знать, кто из них как постится, кто какую жертву приносит Богу. Действительно, тут кто как умеет, насколько кому позволяет крепость телесная, душевная и духовная, но каждый должен понимать: это моя жертва, это то, что я хочу сделать ради Бога. И, естественно, раздражаться при этом на кого-то или осуждать кого-то, что он не приносит этой жертвы, просто нелепо. Он не приносит потому, что еще ничего не узнал о Боге, не возлюбил Его. Только любящее сердце способно приносить жертву.