- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
«По сердцу Божию царь Давид»
Урок избранничества
Сегодня речь пойдет о царе Давиде. Но прежде чем перейти к истории и личности царя Давида, необходимо прояснить вопрос, как Священное Писание относится к царской власти.
Вспомним: когда народ приходит к Самуилу просить царя, Самуил из-за этого сокрушается. Но ему открывается Бог и говорит: «Сделай то, что велит тебе народ». Вроде бы хорошо – Бог дает согласие, но при этом говорит: «Они ведь Меня отвергли, чтобы Я не царствовал над ними». В этом ответе Господа Самуилу и заключено свидетельство Священного Писания по вопросу о царской власти. С одной стороны, царь, по сравнению с устройством бытия до царской власти, представляется шагом назад. Потому что в эпоху судей и некоторый небольшой промежуток времени до эпохи судей, во время странствия израильского народа по пустыне, над народом фактически царствовал Господь.
Люди ощущали это и понимали, что источник верховной власти – только у Господа. Поскольку народом правил Бог, это требовало от людей очень высокого духовного уровня – надо было всегда тянуться, всегда вопрошать Бога, искать Его волю, надо было постоянно напрягать свой духовный слух, что требовало очень высокой степени ответственности; народ устал. Конечно, совесть свидетельствовала, что жили они недостойно, и им нужен был царь, чтобы разделить с кем-то бремя ответственности за собственную слабость.
Когда мы знаем, что грешим, совесть нас мучает очень сильно. Но когда приходит кто-то и говорит: «Пойдем, согрешим», мы чувствуем себя значительно легче, потому что говорим: «Это не я, это он меня соблазнил, он меня заставил, а я только оказался слабым: источник греха не во мне». Так и царская власть избавляла народ от тяжкой ответственности за собственную свободу – теперь они всегда могли сказать: «Это не я! Это приказ царя, распоряжение правительства – я теперь ни за что не отвечаю, я не должен слушать Бога больше, чем царя; я должен подчиняться царю». Это легче. Они понимали, конечно, что они по-прежнему живут неправильно, нечестиво, но теперь им было легче договориться со своей совестью, со своим чувством ответственности.
Желание царской власти есть отступление от тяжелого бремени жизни под Богом, перед Богом, перед Лицом Бога: так жить, как жили Авраам, Исаак, Иаков, люди не могли – они были призваны к этому, но не могли. И Бог об этом свидетельствует. И в то же время Он разрешает Самуилу дать народу царя: Он их пожалел, понял, что людям тяжело так жить, и, зная, к чему это все в конце концов приведет, тем не менее разрешил дать им царя.
Царская власть на самом деле способна с помощью политических рычагов управлять народом ко благу; царская власть помогает людям, дисциплинирует, побуждает их действовать лучше, чем они поступали бы по собственной свободе. Но если царь будет плох, не будет чтить Бога, то соблазн от него будет намного больше, чем если бы его не было вовсе. Царь дается именно чтобы общество еврейское совсем не растерялось, чтобы хоть как-то консолидировалось. А Промысел Божий будет заботиться поставить над народом царей, которые, насколько будет возможно, помогут людям жить по заповедям Божиим. В их арсенале есть политические средства воздействия, пример, убеждения, сила, авторитет; пользуясь этими рычагами, они действительно могут помочь народу вместе, как единому целому, служить Богу.
Как показала история, это сделать очень сложно было даже царю Давиду. Тем не менее, такое домостроительство спасения Богом используется: власть, даже если она плоха, все-таки помогает человеческому обществу сохранить себя как целое. В этом замысел Бога о царстве, даже о государстве. Это с одной стороны. А с другой стороны, в даровании царства Израилю есть отрицательный момент: израильский народ, прося себе царя, выдвигает аргумент очень неприятный, если смотреть с точки зрения Библии, фактически элемент антихристианский. Израильтяне говорят: «Да будем мы как прочие народы». А ведь смысл существования еврейского народа именно в том, чтобы не быть, как все народы: он – народ избранный. Не какой-то особенный, имеющий какие-то особые качества, а избранный из среды других народов ради особой миссии: быть не такими, как все – все народы поклоняются идолам, а вы не можете и не будете; все делают изображения своих богов, а вы не можете. И в принципиальных вопросах Бог очень последователен – именно за отступление от избранничества Он и будет впоследствии очень долго воспитывать израильтян, наказывая, вразумляя, врачуя, отрезая заболевшие ветви от израильского народа.
Желание «быть как все» Богом не приветствуется, и оно действительно будет разрушать Израиль. В конце концов получится, что царя-то природного у них не будет. Когда придет Христос на землю, править будет ими царь Ирод – не еврей, не потомок Иакова, а потомок Исава, идумеянин. А Иудея будет в составе Римской империи (об этом мы говорили в свое время).
А в чем для нас актуальность этой мысли? Мы часто свидетельствуем и на каждой Литургии исповедуем, что Россия Богохранимая страна. На бытовом уровне, иногда на уровне философских рассуждений, говорим, что «Россия – страна особенная, у нее особенная миссия, мы – народ избранный»; во всяком случае, мы, православные, очень часто именно так мыслим, и я не знаю, как мыслить иначе. Так вот, сами наши уста свидетельствуют, что подражать другим народам мы не можем именно в силу нашего избранничества, именно оттого, что мы сами себя считаем народом особым, то есть изъятым из среды других народов. И это не случайно.
Апостол Петр в своем послании говорит, что мы – люди, взятые от мира, взятые в удел Господень, мы – верующие, и поэтому стремиться должны не к тому, чтобы во всем походить на остальные народы, а всей полнотой своей жизни воплотить на практике те заповеди, которые нас вдохновляют, в какую бы малую степень веры мы ни могли бы это сделать. Каждый то, что может вместить, должен вместить.
Из-за того, что мы этого не делаем, а пытаемся использовать достижения других народов, получается, что ни нашей стране, ни нам самим это не приносит пользы, и международный авторитет нашей страны не повышается. Вот такой урок дает нам Библия: избранничество всегда предполагает какой-то особый ритм жизни.