Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Когда слабеют объединяющие народ связи…

О разделении

Итак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона. Надо учесть еще, что колена, составлявшие единое государство Израиль, не рады были, что ими правит представитель какого-то одного колена. Особенно это не нравилось представителям самого многочисленного и воинственного колена Манассиина. Не менее сильное, колено Ефремово тоже претендовало на первую скрипку в общей симфонии всех колен Израиля.

Понятно, всеми движет обыкновенное властолюбие, как это было и в пустыне, – не признавать власть Моисея: мы-де священники, каждый из нас имеет право управлять народом. Богопротивлением жило издавна и колено Ефремово. И когда выбрали царем Саула, потом Давида, потом Соломона, колено Ефремово ощущало себя неудовлетворенным. Едва появляется возможность образовать собственное царство, колено Ефремово и все прочие колена ее используют.

Если бы не многочисленное колено Ефремово, остальные, может быть, и не решились бы. Но когда появляется сильное ядро, которое может поставить и воинов, и волевых мужей, и просто достаточное количество людей, чтобы построить город, охранять его и воздействовать на окружающие государства, на окружающие племена, остальные идут у него на поводу.

Иеровоам, который стал первым царем Израильского царства, был из колена Ефремова. Факт политической истории: если бы была сильная власть, чтущая Бога во всех своих движениях, как царь Давид, Бог Своей благодатью этот народ хранил бы единым – это же особый народ. Но как только слабеет связь правителя с Богом, слабеют внутренние связи, связывающие этот народ воедино. Примеров тому достаточно в мировой истории, в том числе и в нашей.

Важно понимать, какое значение имеет религиозная составляющая в жизни любого народа, особенно народа израильского, Иеровоам допустил страшное нечестие, хотя и меньшее, чем Соломон. Он понимал, что эти 10 колен, образовавшие особые государства, сохранили потребность ходить в храм Иерусалимский, совершать там жертвоприношения, являться пред Лицом Божиим, ходить к тем священникам.

Не следует думать, что весь народ сразу же целиком и полностью перестал чтить заповеди Божии и не исполнял положенных священнодействий.

Были вещи, которые не совершались, например, троекратное собрание народа по трем великим праздникам: в пасху, в Пятидесятницу и в праздник Кущей. Праздник пасхи всенародно не праздновался в царствование Давида и даже раньше. Многое было потеряно, но кое-что исполнялось.

Кроме того, величайший храм, совсем недавно построенный, – разумеется, люди хотели туда ходить, для них этот храм был не только символом величия их Бога, но и косвенно свидетельствовал, как славен их народ. Он напоминал о том, чему и Кому обязан народ этой славой.

Понимая, что народ будет ходить в храм и рано или поздно может захотеть вернуться в единое царство, как в один храм, единое религиозное пространство, Иеровоам предпринимает усилия, чтобы не позволить совершиться религиозному сближению двух расколовшихся кусочков единого прежде общества.

Что он делает? Он ставит двух золотых тельцов – одного на юге, другого на севере – и говорит: «Вот бог твой, Израиль. Вот те, кто тебя вывели из Египта. Вот те, благодаря которым ты прошел через пустыню. Вот те, благодаря которым ты завоевал Землю Обетованную». Конечно, это нарушение заповедей, нечестие. Во-первых, потому, что идолов нельзя делать, во-вторых, только одно место освящено Богом, он это понимает. Но все-таки это и не язычество, не то, что допустил Соломон; Иеровоам все-таки не называет этих тельцов иными именами. И священники, которые будут здесь совершать жертвоприношения, возглашают все-таки имя Бога Израиля. Но он понимает, что священники настоящие здесь служить не могут, и ставит священников не из колена левитов – просто людей, которые пришлись по случаю (что-то вроде самосвятов, тех старцев, которые возглавляют порой старообрядческие и протестантские общины), людей безблагодатных, но поставленных с санкции власть имеющих осуществлять обряд в целях сплочения израильского государства.

Получается, что вся эта религиозная ситуация – именно государственный культ. То есть Бога с ними нет, никакой благодати тут нет, просто государство в целях собственной безопасности, самосохранения предполагает создать религиозный государственный культ, который бы помог удовлетворить религиозные потребности народа, и не надо бы было ходить поклоняться в другое государство в храм Иерусалимский. Люди, конечно, ходили. Когда пророк Илия будет с плачем взывать к Богу, причитать, что один остался, все совратились вослед иным богам, Бог скажет: «Я сохранил Себе среди израильского народа 7000 людей, которые не преклонили колена перед Ваалом».

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka