- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Стать светом для других
Хотя и наступали такие моменты, когда сила тьмы бесовской, какая-то неправедность человеческая, искушения, немощь плоти или еще что-то восставало, силясь погасить этот свет, отец Иоанн постом, молитвой, службой, почти ежедневным причащением Святых Христовых Таин сумел сохранить себя в этом свете с первого момента, когда только его узрел, до последнего дыхания жизни. То есть возможно среди мира, среди людей неправедных сохранить свет Христов (а он был пастырем портового города Кронштадта – надо понимать, что такое Кронштадт того времени: город матросов, город-порт). Разумеется, раз он сам ходил во свете, он стал светом для других. Такова органическая природа жизни христианина.
Сияние Христа доступно только верующему человеку. Уверовав, мы получаем возможность ходить в ощущении присутствия света Христова в своей жизни. А если мы во тьме ходим, то значит мы чужды Бога, потому что Бог есть Свет.
На этом глубина сказанного пророком Иезекиилем не исчерпывается. На самом деле, это пророчество о воротах храма, в который входит Господь и ни один человек ими не войдет, – это пророчество о Божией Матери. Она является тем храмом, Который вместит Бога. И здесь очень важно подчеркнуть этот аспект – «никакой человек не войдет ими, но Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены». Не ангел, не какой-то особенный человек, рожденный Девой Марией, не просто даже Сын Божий, потому что и ариане, и современные свидетели Иеговы в понятие Сына Божия вкладывают свое содержание, а конкретно – Господь Бог Израилев. В единственном, уникальном значении этого слова – Сам Бог вошел в этот храм, вселился в утробу Девы Марии, и никто больше этими воротами не входил и не войдет. То есть это пророчество свидетельствует о том, что именно Бога родит Дева Богородица, во-первых. А во-вторых, поднимает вопрос о том, что иногда люди смущаются, особенно в протестантской философии очень бурно обсуждается вопрос о том, кто такие братья Господни, о которых говорится в Евангелии. Пророчество помогает это понять.
На самом деле, это ясно из нашего Предания и, в принципе, ясно из Евангельского контекста. Но это пророчество усиливает ту мысль, что у Девы Марии Богородицы был только один Рожденный Ею Сын, Бог, ставший Человеком, – Господь Бог Израилев. И никого ни до Него, ни после Него Она не Рождала. А те, кого Священное Писание называет братьями, это, как говорит православная традиция, сыновья Иосифа, потому что Дева Мария была отдана ему, обручена ему именно чтобы он хранил ее девство. Сам он был человек престарелый, у него были дети от первого брака, а по законам левирата, регулирующим некоторые семейные отношения у израильского народа, отцом Иисуса Христа считался Иосиф, ведь Дева Мария была обручена ему по закону. Можно сказать, юридическим отцом был Иосиф, в соответствии с этим юридическими братьями для всего народа дети Иосифа от первого брака считались братьями Иисуса. Он их так и называет, и в этом нет никакой натяжки.
Это первое пророчество о Христе, которое хотелось бы рассмотреть. И второе пророчество, тоже небольшое, 21 глава пророка Иезекииля, 25–27 стихи:
«И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец!
Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; униженное возвысится и высокое унизится».
Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему» – имеется в виду царство, контекст пророчества примерно понятен. Пророк Иезекииль находится в это время в Вавилоне, но Духом Святым, пророчествуя, он созерцает события, происходящие очень далеко от него, в Иерусалиме, и рисует картину, что тот князь, который правил Израилем и Иерусалимом, будет низложен, потому что корону он носил нечестиво, и никогда никто не наденет больше эту корону, это царство не возьмет, пока не придет Тот, Кому Господь Бог ее даст и Кому она принадлежит по праву, то есть Мессия, Сын Божий.
Это пророчество, с одной стороны, имеет вполне конкретный исторический контекст. Последний царь Иерусалима, последний царь Иудейский по имени Седекия, правил в Иерусалиме в то время, когда пророчествовал пророк Иеремия. Последний встречался с царем. Судьба Седекии печальна. Ни его дети, ни кто иной из его рода – ни один из потомков Давида больше царскую корону и власть над Иерусалимом и Иудеей не возьмет, и вообще никто из иудеев… Царь Ирод, который будет царствовать в Иудее, как про это сказано в Евангелии, не был иудеем. По происхождению он идумеянин, наследник Исава, одного из сыновей Исаака. У Исаака было два сына – Исав и Иаков. Исав был нечестивым. Именно с поколением Иакова Бог вступил в Завет, и именно Иаков был назван – Израиль, и, стало быть, все потомки Иакова имеют наименование израильтяне, то есть Израиль с большой буквы вступает в Завет с Богом. А потомки Исава в этом Завете не участвуют, но про них сказано (и мы упоминали это пророчество), что некто Валаам, таинственный прорицатель, пытаясь проклинать народ Божий, невольно говорит пророчество об этом народе и о Пришествии в мир Иисуса Христа.