Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Никогда не отлучаться от Бога

Если мы хотим, чтобы в сердце жил Господь, надо сердце очистить от идолов, от всяких пристрастий. Ведь заповедь Божия вполне очевидна: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей крепостью твоей». Всем! Мы настолько привыкли к звучанию этих фраз, что их совершенная категоричность, превышающая привычное бытие мира, остается нами не понятой.

«Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим» – это как раз о том, что ничего в нашем сердце, кроме Бога и любви к Богу, быть не должно. И всякая любовь к чему-то иному, служение чему-то иному вызывает и в буквальном, и в переносном смысле слова ревность Божию: Он создал сердца наши для Себя. Все в этом мире уйдет, останется только наше сердце. От того, к чему оно прилепилось, зависит, каким будет суд этому сердцу после того, как мы выйдем из тела и предстанем на Суд Божий. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», – предупреждает Христос в Евангелии.

О чистоте сердца говорится, например, в заповеди блаженств: чистые сердцем. О чистоте сердца говорят пророки и до Иезекииля. Пророк Исаия говорил, что надо очистить сердце и обратиться к Богу, очистить именно от того, что пророк Иезекииль называет идолами. А это, повторю, все что угодно, все, чему мы служим или любим вместо Бога, ведь всякая наша любовь крадет свою энергию у любви к Богу.

Размышляя над этими словами, мы можем представить себе, что вообще никакое человеческое деланье невозможно. Тогда что же нам вообще делать в этом мире? Как трудиться, как жить? На самом деле, это одна из очень сложных для современного человека вещей, которую мы никак не можем понять.

Следует помнить опыт жизни древних святых. Они могли управлять государством, участвовать в войнах, писать книги, выступать в защиту интересов кого-либо, совершать миссионерские поездки, паломничества, могли учить и много-много чего делать, и при этом все их служение было именно служением Богу, их сердце не наполнялось идолами, какое дело бы они не делали.

Нам сейчас очень трудно это понять, ведь в нас очень сильно либеральное, мирское восприятие христианства. И мы не можем себе представить, как это, например, сорок мучеников Севастийских могли быть лучшими воинами легиона – принимать участие в сражениях, быть мужественными, храбрыми и при этом оставаться христианами, сохранять в себе благодать, молитвенное настроение. Георгий Победоносец, Александр Невский – имен таких очень много. Люди могли делать то дело, на которое призвал их Бог, и при этом оно было служением Богу и беззаветной преданностью Богу, они отдавали все свое сердце через это служение.

Например, если не знать жизни Иоанна Кронштадтского, то по некоторым случайным взглядам, суждениям, фотографиям можно сделать вывод, что человек этот ездил в богатой карете, носил шикарное облачение, у него всегда были награды, которых он не стыдился и не скрывал (на фотографиях, во всяком случае, всегда можно увидеть его с наградами), вел активный миссионерский, так скажем, образ жизни, много путешествовал, везде его встречали толпы народа (свидетели описывают случаи, когда во время богослужений происходили инциденты, которые заканчивались каким-нибудь бесчиньем в храме). И при том он ни на минуту не оставлял Бога, всегда пребывал с Ним – его молитва никогда не прекращалась. То есть, находясь, так скажем, в зените славы, он не переставал быть с Богом – служа царям ли, бедным ли людям, он никогда не отлучался от Бога.

На самом деле любое служение человеческое может быть (и должно быть) в первую очередь служением Богу. Если оно таковым не является, если в момент нашего служения мы не чувствуем, что этим делом нашим мы выражаем свою любовь к Богу, это дело не принесет нам никакой пользы. Примером понимания проблемы, о которой говорит пророк Иезекииль, может служить беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, где святой, на мой взгляд, очень удачно дает ключ к осознанию, как человек должен мерить свое любое земное служение.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka