- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Бог через все творит Свой Промысел
Чтобы прочитать и понять Священное Писание, не обязательно где-то специально учиться, важно хранить в себе тот дух, который каждый из нас получил в таинстве Миропомазания, и мы увидим красоту, стройность и глубину всякого текста Священного Писания. А если чего-то не понимаем, всегда можно обратиться либо к людям, либо к книгам, либо непосредственно к Богу в молитве о вразумлении, как это советует апостол Иаков в своем Послании.
По поводу Вифлеема сказано так:
«И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными?».
То есть Вифлеем в то время, о котором идет пророчество, – чрезвычайно маленький город. Он и сейчас небольшой (по сравнению с Иерусалимом или каким-нибудь европейский мегаполисом), и был очень небольшим и в то время, когда там родился Иисус Христос, раз там не нашлось места, чтобы приютить беременную женщину. Этот очень небольшой городок – буквально провинция, он ничем не известен, там абсолютно ничего не происходило. И вот в этом маленьком городе должен родиться Царь Израиля.
Опять-таки мы приходим к мысли о том, что невеликое место выбирает Господь, Он рождается не в Иерусалиме – столице Иудеи, не в Риме – столице тогдашней Римской империи, Он рождается не в царском чертоге, хотя Царь. Он выбирает самый маленький город Вифлеем, в этом городе выбирает никчемную пещеру, которая не для людей обустроена, а для скота, и в этой пещере выбирает ясли для скота. Он умаляется до самой крайней степени, чтобы не просто поучить нас, а чтобы определить некий символ, логос, как говорили святые отцы, бытия человека в этом мире, смирения, самоукорения, кенозиса, чем должен руководствоваться всякий человек, живущий в этом мире. Именно всякий сокрушающий, смиряющий себя будет возвышен. Не потому, что Он нам показал пример, просто праведному человеку в этом мире иначе быть нельзя, надо всегда руководствоваться смирением. И Христос это показывает даже тем местом, где Рождается.
И дальше: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле».
Это говорит Михей за шесть веков, чуть больше, до Пришествия в мир Спасителя! Это свидетельство означает буквально следующее: тот, кто сейчас правит в Израиле, не настоящий Владыка, то есть не он тот истинный Владыка, который действительно поставлен Богом, хотя и он потомок Давида, и каждый царь в то время считал, что он имеет на престол право. Пророк Михей говорит: нет, это право условно по долготерпению, по снисхождению Божиему, а на самом деле и трон этот, и царство это должны принадлежать другому Владыке, другому потомку Давида, а именно – подлинному, истинному Владыке, Который еще только однажды родится в Вифлееме иудейском.
И уж, конечно, с каким страхом выслушал это пророчество царь Ирод, который был на этом престоле, царствовал в Иудее в тот день, когда пришли туда волхвы и спрашивали: где родился Царь иудейский? Как он-то испугался! Ведь он вообще не был потомком Давида. Естественно, затрепетала вся внутренность его, поэтому и послал он, в конце концов, в Вифлеем людей убивать всех младенцев.
Интересно, что само название города Вифлеем переводится как «город хлеба». Это тоже не случайно. Конечно, сейчас в языке любого народа произошли колоссальные сдвиги, и значения слов теряются, стираются, опошляются. Мы теряем первоначальный вкус слова, первоначальный смысл слова. А во времена древние слова очень много значили. И никогда ни один город не был назван случайно, всегда в этом был скрытый смысл. Особенно это касается городов иудейских. Бог через все творит Свой Промысел, и свидетельствами о будущем, о Христе, о Мессии наполнил и историю, и географию, и природу, чтобы все свидетельствовало о Христе – как мы читаем молитвенно в псалмах: «все ликует, все свидетельствует о Боге», и нет ничего, чтобы о нем не свидетельствовало.
В данном случае название говорит о том, что в этом городе должен испечься Хлеб, Который напитает все человечество вечной бессмертной пищей.
И дальше в этом пророчестве: «произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
По сути дела указывается, что Тот Владыка, Который родится в Вифлееме, Он не есть просто Владыка в нашем понимании, то есть тот, который просто родился, получил бытие во времени и который умрет. А это именно такой Владыка, который имел бытие от начала времени, или, как говорим в Символе веры, «рожденный прежде всех век», рожденный в вечности. И уходят дни Его в вечность, то есть Он Владыка по природе своей, потому что Он – Владыка в вечности, Он от вечности предназначен владеть не только Иудеей, как увидим дальше, но и всем человечеством вообще. Он – истинный Царь всей земли по праву Своего рождения в вечности, потому что появился раньше всех царей наименованных и ненаименованных, поэтому Он Единственный может быть Царем и Владыкой.
А если Он вечный и дни Его не кончатся, значит, действительно, если Он будет управлять человечеством, мы можем ходить с Ним безопасно, потому что Он никогда не исчезнет. Любой самый справедливый царь имеет тот недостаток, что он умрет. А каков будет его преемник? И очень редко когда после смерти достойного правителя не возникало отступление. А Владыка, Который родится в Вифлееме, будет существовать вечно. И поэтому мы можем надеяться, что, когда этот Владыка появится, наступит для нас, верующих в Него, как сказано дальше, время, когда мы будем жить безопасно.
И в тот день, когда Он родится, «возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Если бы было сказано о том, что возвратятся к сынам Иуды братья их, можно было бы сказать, что речь идет об Израильском царстве, то есть с Иудой воссоединятся отколовшиеся некогда 10 колен израильских, но тут сказано, что возвратятся к сынам Израиля. Сыны Израиля – это все потомки Иакова, он называется Израилем. То есть, если возвратятся братья к сынам Израиля, речь идет вообще обо всех остальных людях. В этом пророчестве Христос потом говорит: «когда Я вознесен буду, всех привлеку к Себе», и это означает, что слово о Христе распространится по всей земле.