Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Будем стремиться познать Бога

И всегда, повторю, когда человек склоняется к блуду духовному, то есть к надежде на другого человека, к идолопоклонству, надеется только на самого себя, он опускается и до блуда телесного. И наоборот, всяческий телесный разврат является прямой дорогой к развращению ума. Как сказано об этом в Псалтири, «борение похоти помрачает ум незлобивый». То есть даже не телесный разврат, а просто внимание к страстям чисто физиологическим, ум помрачает: даже ум незлобивый, даже ум, в котором нет гнева, ум, в определенном смысле, неплохой, если не бдит над частью своей психофизической организации, то помрачается – он не видит света Истины, не видит Бога. И поэтому Богу изменяет тем или иным способом.

Что такое идол? Что такое надежда на себя? Что такое надежда на другого человека? Это всегда измена Богу, самая прямая. То есть человек отказывается быть с Богом, надеяться на Бога и вступает в завет с кем-то иным, разрушая связь, которая у него была с Богом. Поэтому такие духовные явления на языке Священного Писания и называют блудом духовным – человек изменяет Тому, Которого он первоначально избрал.

В этом отношении знаменательна вот такая фраза: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его». На эту тему апостол Павел в Послании к Римлянам говорит так: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы…». И дальше он подробно описывает, как мужчины стали сочетаться с мужчинами, а женщины с женщинами, оскверняя свои тела.

Но почему? Потому что они не захотели иметь Бога в разуме, их ум не был погружен в Бога, для ума своего они не избрали светильник подходящий. Они не поклонялись Богу, не чтили Его, и за то, что они не чтили Бога, Бог предал их такому разврату. (Это по поводу того, как отсутствие правильных отношений с Богом погружает человека в нечистоту телесную.).

Хотелось бы, чтобы емко обозначить это духовное явление, привести фразу из пророка Осии, которую знают все, кто хоть сколько-нибудь знаком с Евангелием, с Учением Иисуса Христа. Известная цитата из пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» – все знают, все слышали. Но на самом деле это только часть фразы, а целиком она звучит так: «Милости хочу, а не жертвы, и боговедения более всесожжения». То есть милость противопоставляется жертве, но жертве противопоставляется и боговедение. То есть милость и боговедение – это два крыла правильного устроения человека.

Про милость мы говорить здесь не будем, достаточно много сказано уже. Важно не забывать продолжение – боговедение, богопознание. Это необходимейший элемент нормальной христианской жизни. Человек имеет ум. Он имеет ум, потому что ему даровал его Бог. И этим умом человек должен Бога познавать. Этот ум должен всегда прилепляться, тянуться, устремляться к своему Первообразу, к Великому Уму, то есть к Тому, Кто его создал, к Тому, Кто называется на языке Нового Завета Логосом, к Тому, Кто называется на языке богословия Превечный Ум, который задумал и сотворил все в Сыне и через Сына. Вот к этому уму человек должен стремиться, ведь только он из всех созданных в этом мире творений имеет ум. Имеет именно чтобы познавать Бога, Его волю, познавать Его таким, каким Он есть, устремляться к нему, вожделеть его и всей силой своего существа любить Его. Ведь сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всей крепостью твоею, всей силой, всем умом, всем помышлением твоим» – человек не только должен любить поступками, сердцем, он должен к Нему устремляться и умом.

На эту тему пророк Осия пишет так: «Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (6 глава). Это призыв, побуждение: будем стремиться познать Бога. Потому что Его явление в нашем уме, как утренняя заря. Без познания Бога наш ум пребывает во тьме. А если ум пребывает во тьме, то, естественно, через эту темноту и входят в нас разные непотребные ощущения и чувства. И Бог оставляет нас именно из-за того, что умом мы помрачены. А помрачены только потому, что что-то иное освещает или завладевает нашим умом – мир ли, другой ли человек, в данном случае совершенно не важно. Важно, что умом, которым мы должны постигать Бога и устремляться к Нему, мы постигаем нечто иное. А известно, что ум – это некоторая высшая, главенствующая сила в человеке, она управляет всем остальным: и телом, и душой. И если, как говорит Христос в Евангелии, «око твое чисто, то и все тело чисто». В данном случае он под оком понимает именно ум. И именно через ум совершается правильное управление всей нашей жизнью, всем энергиями нашего человеческого бытия.

Сегодня мы заканчиваем беседы о Книге пророка Даниила. Сразу хочу сказать, что подробно разбирать всю книгу мы не будем. Это очень сложно и требует совершенно особой обстановки, а если пытаться серьезно размышлять над Книгой пророка Даниила, то надо просто читать древних святоотеческих толкователей. Дело в том, что последние главы Книги пророка Даниила посвящены данным ему от Бога откровениям, связанным с последними судьбами мира. Апокалиптический зверь, о котором, наверное, многие слышали или читали в Откровении Иоанна Богослова, впервые появляется именно у пророка Даниила. Очень много пророчеств, видений, связанных с последними судьбами мира, с тем, что принято называть словом «апокалипсис», хотя это не совсем корректно.

У пророка Даниила появляются впервые и становятся классическими очень многие образы. Как, например, «мерзость запустения, стоящая на святом месте». Такую фразу употребляет Христос, тоже говоря о последних судьбах мира. Вот все это подробно истолковывать мы не будем. Кому интересно, может почитать святых отцов.

Хочется сказать о другом, тоже связанном с откровениями о судьбах мира. У пророка Даниила есть совершенно четкое указание относительно явления в мир Христа, то есть буквально подсчитаны годы, он получает откровение о том, когда именно явится в мир Мессия. Это свидетельство – очень важное. Именно оно было известно книжникам, которые жили в Иерусалиме в то время, когда Родился в Вифлееме Иисус Христос. Действительно, народ ожидал Мессию, потому что все по срокам точно было предсказано, именно по годам. И книжники ничего другого ждать не могли. Потому-то перед нашим, так скажем, лицом и перед лицом народа, которому они засвидетельствовали, принуждая распять Иисуса Христа, фарисеи, книжники не имеют оправдания: Он все сказал и о времени, и о месте, и об обстоятельствах Своего Пришествия к Своему народу. Но книжники и фарисеи, призванные увидеть знамение и узнать по нему Пришествие в мир Мессии Спасителя, не захотели это сделать. Именно не захотели. Как говорит Пилат, из зависти они Его убили. Как свидетельствует Иисус Христос: вы умеете различать знамения погоды, знамения неба, а знамения времени вы разве не видите? Ведь все посчитано по пророчествам, данным Даниилу.

Вот об этом мы немножко поговорим. Это девятая глава Книги Даниила. Начинается она совершенно удивительной молитвой пророка Даниила. Я бы сказал, это шедевр молитвы человеческой и Божией. Мы все пользуемся, и это правильно, молитвословами и составленными святыми отцами молитвами. Они направляют наше сердце, наши чувства, наш ум в правильное русло, в правильную систему ценностей, они являются именно, в хорошем смысле, тем Прокрустовым ложем, на котором выправляются изгибы нашей души, шероховатости нашей воли, вспышки нашей гордыни. Мы по этим молитвам вытягиваем себя, как нужно жить, определяем, что должен переживать христианин, который собирается стать сосудом благодати Божией, – ведь мы все призваны стать вместилищем Святого Духа.

Вот к таким молитвам относится молитва пророка Даниила. Она удивительно смиренна, удивительно величественна, действительно, очень напряженна. Видно, что человек глубоко сокрушается, смиряется, он почти лежит перед Богом и духом, и телом в изнеможении, понимая, что он – ничто и его народ – ничто, и все люди перед Ним – ничто. И из этого состояния, что мы всего лишь прах, слышен удивительной силы голос: «Господи, ведь Ты же обещал! Когда Ты явишь Свою милость? Да, мы такие, но Ты – Бог!».

Это такое же состояние, как у женщины сирофиникиянки из Евангельской истории, которая упрашивает Христа, чтобы Он ее услышал: «Да, мы псы, но и псы имеют крохи, падающие со стола господ». «Да, мы плохие, – говорит пророк Даниил, – но мы же Твой народ. Ты же обещал тем, от кого произошел наш народ, что мы не исчезнем до конца. Вспомни! Ну, ладно, я – ничто, но пророк Иеремия обещал, что вот-вот должны исполниться сроки, когда должен закончиться наш плен. Что будет с нашим народом? Как будет?».

Ответом на эту молитву является удивительная милость Божия к Даниилу. Когда читаешь эту молитву, понимаешь, почему Дух Божий называет Даниила «мужем желаний». Заканчивается молитва так: «Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого»…

Ради Тебя Самого – не ради меня, не ради народа, не ради нашей славы, а ради Тебя Самого, «Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka