- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Каин и Ной – отцы цивилизации
КАИН, убивший брата, был изгнан от лица своих родителей. Теперь Адам познал первые плоды своего грехопадения. Плач Адама, его тоска усиливаются. Он уже понял, что впустил в мир, не послушав Бога. Он уже понял, что теперь будет испытывать человечество. Он отсылает Каина от себя. Сын уходит из семьи, начинает жить самостоятельной жизнью.
Мы редко задумываемся о культуре, которая нас окружает, искренне считая, что цивилизации – человеческое достижение. Но Библию нужно читать честно. Творец человеческой культуры, творец и отец человеческой цивилизации именно Каин. Он уходит от отца, и именно его потомки создают первые города, первые музыкальные инструменты, придумывают песни, танцы, плавят руды. Архитектура, зодчество созданы потомками Каина. Мы знаем, что именно города стали очагами культуры: простое сельскохозяйственное поселение не оставило следов, да у его жителей и не было нужды развиваться, а не просто добывать себе пропитание; жителям древних сел не нужна культура, им было достаточно обыкновенных, простейших навыков. Культура создавалась в городах – в тех городах, которые основал Каин.
Христианство очень много сделало и продолжает делать, чтобы культура смогла стать мостом, ведущим человека к Богу, к спасению. Любой предмет этого мира может связать нас с Богом: любая вещь и любая работа, любая профессия могут быть пронизаны благодатью Божией. Присутствие Святого Духа в жизни каждого человека может освятить его, окружающих его людей, и привести к предназначению – спасению его души.
Но культура сама по себе не имеет никакого достоинства, которое ей очень часто приписывается; ей нельзя поклоняться, ее нельзя ценить выше Бога. Нельзя дорожить в мире ни прекрасными зданиями, ни сокровищами истории, ни даже сокровищами человеческой мысли больше, чем живым Богом. В Царствии Небесном, в том мире, который будет после пришествия Христа, культуры в нашем понимании снова не станет.
Человек вернется в то первозданное состояние, в котором не будет предметов человеческой культуры, поскольку не нужны будут материальные посредники между Богом, человеком и материальным миром. Бог будет во всем, и поэтому человеческое представление о прекрасном уже будет не нужно. Бог – Красота, Правда – будет во всем, и жалкие человеческие попытки их изобразить, представить и таким образом самореализоваться будут не нужны. Любое произведение культуры, любая человеческая данность могут стать идолами в этом мире, если человек забывает, что культура только для того и нужна, чтобы приобщить нас к Богу.
Мест в Священном Писании, которые показывают именно такое отношение к культуре, более чем достаточно. Вспомним, был разрушен лучший храм мира, храм Соломона, и не осталось от него камня на камне. Вспомним: когда апостолы показывают Христу второй храм, не столь величественный как Соломнов, но единственный тогда посвященный единому Богу, Христос даже не обращает на него внимания: «Говорю вам, все это будет разрушено, камня на камне не останется от того, чем вы так гордитесь». Пророк Исаия тоже в своей книге говорит, что все, чем так гордится человек, вся культура, которой он дорожит, гордясь собственной успешностью, завершенностью, состоятельностью, будет уничтожена; человек отречется от всего, он войдет в Царствие Небесное совсем другим.
Отметим еще одну важную деталь. У древнейшего человечества не было идолов. Сначала эта мысль может удивить, поскольку мы знаем, насколько было велико их разнообразие в дальнейшем. Но первые люди были настолько велики, настолько могущественны, жили около тысячи лет – были такими, какими их еще создал Бог, во всей полноте сил. Они не боялись зверей, и им не было нужды их убивать; только после потопа Бог повелевает Ною вкушать мясо животных. Конфликта между животными и людьми еще не было. Люди были мудры, они ощущали себя гигантами, особым родом на этой Земле, и не видели ничего, что могло бы поколебать уверенность в их неуязвимости.
Мы не видим свидетельств, что их мучили болезни, что им тяжело было обрабатывать землю, жить. Наоборот, они уверены в себе, горды, надменны. В этой ситуации человеку нет необходимости придумывать идолов. Ему не нужно просить кого-то о помощи. В таком состоянии человек никого, даже Бога не хочет просить о помощи. Он сам себе хозяин, бог и владыка своей жизни.
Именно это состояние допотопного человечества и привело к тому, что Бог решается такое человечество уничтожить. Подлинную причину уничтожения человечества мы рассмотрим, когда будем говорить о гибели Содома и Гоморры, а пока познакомимся с Ноем.
НОЙ, по всей видимости, остался на тот момент единственным человеком, который чтил Бога. Он просил Бога, он уповал на Него. Его праведность в том, что Ной надеялся не на свои силы, хотя был уникальным человеком. Именно он смог построить первый в жизни человечества корабль, а для этого нужны были многие знания, умения, воля, искусство, труд. Более того, он смог собрать в этот ковчег животных, а это значит, что они слушались его. Но во всех своих делах Ной, в отличие от своих сородичей, возлагал надежду и упование только на Бога. В этом и проявлялась его вера; за нее Бог и даровал ему чудо спасения.
Бог по-Отечески, милосердно, мудро и очень осторожно не обещает Ною поднять его на Небеса, залив землю водой, не спасает его чудесным образом (хотя может это сделать), но повелевает Ною самому строить ковчег, то есть участвовать в собственном спасении, хотя Бог может спасти его и чудом.
Собственно говоря, Ноев ковчег – это древнейший прообраз Церкви: в Церкви человек спасается Богом, но он сам созидает свое спасение тем, что святые отцы называют синергией – соработничеством Бога и человека. Бог приглашает Ноя участвовать в спасении. Более того, Он привлекает к этому строительству внимание всех. Ведь Ной строит корабль – невиданное сооружение, чрезвычайно интересное, причем даже не на берегу моря, а в глубине суши.
В ГЛУБИНЕ суши строится корабль – непонятно для каких нужд. Строится на глазах людей, которые никогда не видели дождя, не то что наводнения, у которых нет никакого представления о стихийных бедствиях. Ведь дождь, который пролился во времена потопа, по всей видимости, был первым в истории человечества.
И вот целый год Ной строит ковчег. Люди видят это, видят его решимость, видят чудесное явление созидания невиданного корабля. Ной каждый день говорит им, что мир будет уничтожен и своим трудом он строит орудие своего спасения. Он ежедневно своими усилиями доказывает, что всерьез верит тому, что говорит. Но никто за целый год не подошел к нему, не спросил его, почему он принял такое решение, почему он строит корабль. Никто не захотел участвовать в строительстве или грядущем спасении. Удел Ноя – насмешки, неверие, пустословие людей, уверенных в собственной неуязвимости. Священное Писание проводит параллель допотопного мира с состоянием общества, которое будет существовать в последние его дни. Ведь тогда люди тоже будут уверены в своей безопасности. Им будет казаться, что все стихии мира, все болезни им подвластны. Они будут убеждены, что расцвел мир, в котором больше нет врагов ни внутренних, ни внешних. Нет никаких угроз. Это мир, живущий под лозунгом американского кино: «У меня все под контролем». Таким он будет перед самым Пришествием Иисуса Христа. И как бы ни пытались христиане сказать о скором Пришествии Христа, о необходимости скорейшего строительства инструментов спасения, люди не будут верить – ведь им хорошо, комфортно, мир идеален, и не нужно ничего выдумывать. Вот такое состояние самообожествления, когда человек сам себя считает орудием спасения, хозяином своей жизни, показывает, что человечество совершенно глухо к любым попыткам Бога как-то воздействовать на человека. В самообожествлении человек отказывается от благодати Божией, и как бы ни пытался очередной Ной ему помочь, достучаться до такого человека невозможно.
Но вернемся к допотопным временам. Поскольку люди не взыскали Бога, постольку у них не возникло никаких вопросов по своему спасению; Бог не видит смысла в существовании такого человечества и посылает потоп.
Да и сейчас, когда беседуешь с людьми о потопе, чаще всего вопросы возникают не о спасении, а «как вместились в ковчег животные всех видов? А как Христос умножил 5 хлебов и накормил ими несколько тысяч человек? А потом еще собралось множество остатков. Все говорят – это чудо... Как Бог кормил полуторамиллионный народ в пустыне каждый день манной с неба? Он кормил целый народ Небесной пищей на протяжении 40 лет – как Он это делал? Как Иисус Навин говорил солнцу: «Остановись!», и солнце слушало его – и мы, христиане, верим, что так было?..»
Как ответил митрополит Филарет Московский, умнейший богослов Русской Православной Церкви, на сомнения в возможности того, что кит мог проглотить Иону: «Если бы Священное Писание сказало мне, что Иона проглотил кита, я бы и тому поверил» – умнейший человек того времени показал своим ответом ограниченность человеческой рациональности. Он показал, что всегда должно оставаться место вере в Бога. Рациональное объяснение Библии невозможно. Священное Писание – это Откровение Божие, чудо общения Бога с человеком. Если из Библии исчезнет чудо, исчезнет и тайна присутствия Бога в жизни человека.
Но история потопа имеет больше свидетельств, нежели иные библейские истории. Во всех религиозных системах, исторических свидетельствах, которые знает ныне научный мир, есть история о потопе. И если любые народы от эскимосов до аборигенов Австралии говорят о том, что потоп был, значит, он действительно был.
Когда Ной выходит из потопа, Бог восстанавливает с ним завет, снова дает повеление плодиться и размножаться, давая тем благословение на создание нового человечества. Но оно уже не имеет прежних возможностей: живут люди намного меньше – 170, 160, 150 лет, и с каждой следующей эпохой все меньше и меньше, теперь они болеют. Теперь изменились условия среды. Стал иным климат. Изменились внутренние качества человека, и поскольку он стал слабым, немощным, ограниченным, возникли многобожие и идолопоклонство: человек быстро осознает, что он нуждается в помощи извне, и начинает искать помощи духов. Но об этом мы поговорим в следующем номере газеты.