Милосердие


  1. Христианин призван помогать ближнему – независимо от его (ближнего) религиозной, национальной, половой, социальной и пр. принадлежности.
  2. Иисус Христос не просто заповедует человеку совершать дела милосердия, но артикулирует помощь ближнему, как помощь Себе: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35).
  3. Христианское милосердие заключается не только в том, чтобы помочь бедному, сироте, голодному, больному (такая форма милосердия встречается не только у христиан, причем, достаточно часто), но и в том, чтобы быть милостивым к своему врагу, творить ему добро, не отвечать злом за зло. Правда, имея это в виду, важно не соскользнуть в заблуждение и не перепутать добро с псевдодобром (например, если враг вторгается на территорию суверенной страны и начинает творить там жутчайшие злодеяния, это не значит, что ему нельзя оказывать надлежащего сопротивления, не значит, что против него нельзя применять методов и средств эффективного сдерживания).
  4. Как пишет блж. Иероним Стридонский, под милосердием может подразумеваться и «снисходительность ко всяком греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого (Гал.6:2)». Но, опять же, осмысливая этот контекст, не следует понимать его превратно: нельзя, например, отождествлять благочестивую снисходительность с безответственным попустительством.
  5. Милосердие можно оказывать не только, помогая материально, но и молитвой, добрым словом и даже слезами.
  6. Того, кто надлежащим образом оказывал милосердие ближним, помянет Господь во Царствии Своем. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – говорит Спаситель (Мф.5:7).
  7. Милосерден Сам Бог, мы должны помнить об этом, и подражать Ему, поэтому Спаситель говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).
  8. Милостивые, о которых говорится в одной из заповедей Блаженств, – это люди, обладающие тем милосердием и любовью, которые являются отражением Божественных милосердия и любви. 
  9. В Новом Завете мы постоянно встречаемся с примерами проявления милосердия со стороны Иисуса Христа. Так, например, Он совершает исцеления, умилосердившись над недужными больными, воскрешает мертвых.
  10. Не только в Новом, но и в Ветхом Завете Бог множество раз называется милосердным и милостивым (например, Исх.14:6; Иоил.2:13; Пс.24:6; Пс.39:12; Пс.50:3; Пс.68:17; Пс.85:15; Пс.102:4; Пс.102:8; Пс.105:45-46; Пс.118:76-77; Плач.3:22; Неем.9:17; Ис.54:7-8; Ис.63:7; Иер.16:5). В то же время Бог является справедливым, воздающим каждому по делам его.

***

Милость и нисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.
прп. Амвросий Оптинский

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.
свт. Игнатий Брянчанинов

Мы в Церкви заботимся о неимущих не для того, чтобы победить и устранить бедность, болезни и нужды, не ради сражения со злом, не потому, что рационалистически программируем «улучшить» или облегчить условия выживания, но единственно из любви. В этом наше коренное отличие от всех видов государственного попечения и моралистической «филантропии».
Христос Яннарас

Вот уже больше 30 лет я называю себя православным, а до сих пор не понимал, почему кому-то попущены Богом болезни, нищета, одиночество; а кто-то живет безбедно. Этот вопрос настолько мучил меня, что подступали помыслы неверия. Только недавно понял, что страдания попущены всему человеческому роду, и если ты здоров и богат — ты призван помогать тем, кто несчастен. Если ты этого не делаешь — ты не исполняешь своего предназначения. Неизвестно, что легче: болеть или ухаживать за больными, трудом приумножать богатство и делиться с бедными или просить о помощи, ничего не делая. Каждому посылается крест по силам, но земная жизнь — всегда крестоношение! Нет несправедливости в том, что один страдает, а другой призван разделить его страдание и помогать ему. Если же думать, что земная жизнь дана для удовольствия, тогда, конечно, кажется несправедливым то, что одни здоровы и богаты, а другие больны и нуждаются во всем.
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

См. также: Милостыня, Милосердие


    «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka