Array ( [_ym_visorc] => b [_ga] => GA1.2.784858508.1708921614 [_gcl_au] => 1.1.611416337.1708921614 [_gid] => GA1.2.1390573218.1713932538 [_ym_isad] => 2 [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [otrid] => S:iV5Ap0DTs-O3Oc58L7LhEiM_dxjYE7TvPm22RNYAR6iqm291ppB34kkXmSAHcj3MjSCb7ES7SIC9f3Dv4yGlovqeaCSWfGtQRALs7bYSa9jy4YqsjfEULGqyESyhEcPSVCQJgnsEnf5NOLRGodugPLOiz1FqE6DgKxyafFwk52VpcMosgaQnu1vQ55N515UY5QtnN-uhd0MZtUpmwACKF9oaTXztDa7E9Dw= [rmcookie] => S:PDJKPrz6D1-EZn7wep_7gDq4fbZ_3GdeckzkPvEbcP6K5IJaJMBqQ3CXiwKAw7zAmiFyxA0yCqg1UT4Lmsa61wSVIhWlXdLvyRdJ5N5DgDlc7NVtfAnr2PvfCyrgJo_AzQcUEHEQ4Iu9jS8QwbUg8vZ5BC-Td5L6Ay78k8qiD70en3_oxpfX0USF39eOPIwzAEPQk4bXdKyKf_wONsP219H_uo4B3nHwcOo8H99tngjAquVlU3J3J_edy4cmIRb5MQAE_CD_p7ZJAUvEMWyNaqqXGcIQCAYHtkO5EP-_6Vsx0zufYXP2AT6hvVEmX28YgOrnx0biK6MtV77cwgEgloJvTJzMNrn9dqUDmNPuev9KKErYmM2nrm6EOxJwFVGYCQW9_9yhuNXjVcOaJxUMRezr_il1CZTcRumpjgrFv8UFprVHWwhjCMHY1AHw-Jgps-7ziCuxTuUf0NitmRD2lhLaIaZ99L4CLHVjWbm-MILdhzoe9F-KCEIN6s7riNb_UHn9lIL9imtoQo0Gee0gSwUsynAPRtQy8PY5sFz1MybAG3TFKIo8F8GGBoSaGa3RJeQQ_tHjkjH58P-tY4vrJp8vsScTPH7iPZxda8l1kLc-pajBDhLDvRcH5T-3a5Y6z5p-vvwpUL0C [_ym_d] => 1713581566 [_ym_uid] => 1708921615763290590 )

Семья и дети




  1. Цель брака заключается в реализации отношений любви между супругами, в осуществлении (преумножении) их взаимной любви.
  2. Бытует мнение, что главным смыслом создания и существования православной семьи является рождение и воспитание детей, в соответствии с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). Однако, хотя рождение и воспитание детей соответствует целям супружества, этим смысл брака не ограничивается и не исчерпывается. В противном случае брак людей, не могущих иметь детей, следовало бы считать бесцельным, бессмысленным. Но это не так, и Церковь, конечно же, не призывает такие супружеские пары к разводу.   
  3. Любовь супругов друг к другу (речь идет о настоящей любви) не прерывается со смертью одного из них или даже обоих (1Кор.13:8).
  4. Любовь в семье нередко подвергается большим испытаниям, в семье люди учатся жертвенному отношению друг к другу, смирению и терпению. Преодоление испытаний в духе христианства может служить важным фактором, способствующим обоим супругам следовать по пути спасения.
  5. Опыт семейного общения учит человека преодолевать греховный эгоизм и закладывает основы здоровой гражданственности: в христианской семье, которую можно назвать школой благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. 
  6. Брачные отношения между супругами формируются в христианской семье по образу отношений Христа и Его Церкви (Еф.5:23), и сама христианская семья представляет собой малую церковь. Жизнь семьи как малой церкви подразумевает совместные моления, совместные чтения слова Божия, совместное участие в совершении добрых дел и пр.
  7. Дети – это плод любви и общности православных мужа и жены. Воспитание детей является обязанностью родителей, причем, это воспитание должно осуществляться в соответствии с православным учением.
  8. Рождение детей в дохристианские времена способствовало наполнению земли (ср.: Быт.1:28), а в христианские, как пишет свт. Николай Сербский, – подразумевает наполнение Церкви Христовой на земле и на небе, а в конечном счете – наполнение Рая.
  9. В христианской семье главой является муж (Еф.5:23), что, конечно же, не означает право на тиранию и деспотизм. Главенство подразумевает особую ответственность за семью. Из того, что муж должен быть главою христианской семьи, не следует автоматически, что женщина подвергается в Церкви антихристианской дискриминации. Напротив, Церковь высоко почитает множество святых жен.  

***

Существуют три ступени общения супругов в христианском браке: телесное, душевное и духовное общение. Брак свят, когда он охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих. Сама семейная жизнь – жизнь малой церкви – и есть путь спасения.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). «Мужья, – писал ап. Павел, – любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25,28). Смысл известной фразы «жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения, бояться можно от ненависти и ужаса. В современном русском языке слово бояться употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском – в первом.

…Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.
протоиерей Аркадий Шатов

В семье главная аскетическая практика – это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высвобождение в себе пространства для другого. митрополит Алексий (Кутепов)

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka