Смысл жизни




  1. Чело­век создан для сча­стья и бла­жен­ства. Истин­ное сча­стье и бла­жен­ство воз­можно лишь в един­стве с Богом – Неис­чер­па­е­мым Источ­ни­ком вся­че­ских благ.
  2. Смысл земной жизни чело­века заклю­ча­ется в том, чтобы (по мере воз­мож­ного) пра­вильно рас­крыть в себе черты образа Божьего, пра­вильно вос­поль­зо­ваться Боже­ствен­ными даро­ва­ни­ями, воз­расти воз­рас­том духов­ным, стя­жать любовь к Богу и ближ­ним, стя­жать бого­по­зна­ние и бого­об­ще­ние, достичь Цар­ства славы, Цар­ства святых уна­сле­до­вать вечную бла­жен­ную жизнь с Богом.
  3. Замыслу Божьему о чело­веке соот­вет­ствует обо­же­ние чело­века. Оно под­ра­зу­ме­вает: 1) упо­доб­ле­ние Богу. 2) бла­го­дат­ное при­об­ще­ние чело­века к Богу. Обо­же­ние осу­ществ­ля­ется при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати.
  4. Если делать акцент на гре­хо­па­де­нии чело­века и на одном из его след­ствий – раз­ру­ше­нии союза между Богом и чело­ве­ком, то ста­но­вится понят­ней, почему одной из важ­ней­ших смыс­ло­об­ра­зу­ю­щих жиз­нен­ных задач чело­века явля­ется фор­ми­ро­ва­ние и укреп­ле­ние лич­ност­ных отно­ше­ний с Богом. 
  5. Реа­ли­за­ция чело­ве­ком своего глав­ного пред­на­зна­че­ния дости­жима в лоне истин­ной Церкви Хри­сто­вой (такой Цер­ко­вью явля­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь). Насле­до­ва­ние Цар­ства Божьего под­ра­зу­ме­вает соот­вет­ствие чело­века этому Цар­ству, его готов­ность и спо­соб­ность жить по нормам святых. Цер­ковь наде­лена всеми необ­хо­ди­мыми бла­го­дат­ными сред­ствами для того, чтобы чело­век, при жела­нии и усер­дии, мог вос­хо­дить по лествице духов­ных совер­шенств, под­го­тов­ляя себя к Цар­ству славы. Cовер­ша­е­мые в ней Таин­ства, бого­слу­же­ния, про­по­веди наце­лены на обо­же­ние и под­го­товку людей к буду­щей, вечной жизни с Богом.
  6. О смысле жизни гово­рит Сам Иисус Хри­стос: «Я есмь вос­кре­се­ние и жизнь; веру­ю­щий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живу­щий и веру­ю­щий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25–26); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).
  7. Веру­ю­щий чело­век ищет смысл жизни не только умом, но и серд­цем для хри­сти­а­нина это вовсе не отвле­чен­ный фило­соф­ский вопрос, а потреб­ность души.
  8. Глав­ным смыс­лом жизни хри­сти­а­нина не может быть то, что дается только на время, что легко отни­ма­ется, рушится, закан­чи­ва­ется.
  9. Хри­сти­а­нин стре­мится достичь нетлен­ных даров, стре­мится собрать «себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не крадут» (Мф.6:20).
  10. Знать, в чём состоит смысл жизни — значит иметь объ­ек­тив­ное разум­ное пред­став­ле­ние о своем при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии. Хри­сти­ане знают, в чём состоит этот смысл, тогда как многие фило­софы, ученые, лите­ра­торы,  дея­тели искусств лишь только ищут его (для кого-то он состоит в остав­ле­нии потом­ства, для кого-то в остав­ле­нии исто­ри­че­ской памяти о себе, для кого-то в вели­ких делах на благо обще­ства, для кого-то в ином).
  11. Помимо глав­ного смысла земной жизни чело­века можно выде­лять част­ные смыслы, свя­зан­ные с реа­ли­за­цией част­ных замыс­лов, планов, задач. Однако арти­ку­ли­ро­вать част­ные смыслы как глав­ный – чре­вато тяже­лыми послед­стви­ями.

***

По рели­ги­оз­ному при­знаку все куль­туры можно раз­де­лить на:
«Соте­рио­ло­ги­че­ские» (от греч. soteria – спа­се­ние) ищут спа­се­ния; послед­ний смысл чело­ве­че­ской жизни они пола­гают по ту сто­рону смерт­ного порога, и саму чело­ве­че­скую жизнь рас­смат­ри­вают, по слову Сократа, как “под­го­тов­ле­ние к смерти”…
«Гедо­ни­сти­че­ские» (от греч. hedone – насла­жде­ние) видят высший смысл чело­ве­че­ского бытия в том, чтобы в пре­де­лах земной жизни, без­от­но­си­тельно к гря­ду­щей Веч­но­сти, с мак­си­маль­ным ком­фор­том устро­иться на земле. “Будем есть и пить, ибо завтра умрем”, – так изло­жил миро­ощу­ще­ние подоб­ных людей апо­стол Павел.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, зави­ва­ю­щейся вокруг соб­ствен­ной пустоты. Чело­век чув­ствует эту пустоту, она гнетет его и пугает. Изо всех сил ста­ра­ется он заглу­шить гне­ту­щее ощу­ще­ние бес­смыс­лен­но­сти своей жизни раз­лич­ными удо­воль­стви­ями: про­смот­ром люби­мых теле­пе­ре­дач, при­ят­ной исто­мой после сыт­ного ужина, алко­го­лем, игрой на ком­пью­тере… Он ста­ра­ется не думать о том, что смерть в конце концов отни­мет у него все эти обез­бо­ли­ва­ю­щие сред­ства, и един­ствен­ной доступ­ной ему реаль­но­стью тогда ока­жется Бог. Будет ли эта встреча с Созда­те­лем радост­ной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спря­таться?

Жизнь есть не что иное, как при­го­тов­ле­ние к жизни буду­щей.
пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).


Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки