Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Господь – спасение мое

Мы заканчиваем беседы по Книге пророка Иезекииля. Последняя беседа посвящена, и это вполне логично, тем местам из нее, которые можно назвать пророчествами, откровениями о последних судьбах мира. Это ни в коем случае не напоминает Апокалипсис, хотя в Священном Писании Ветхого Завета есть Книги, и мы в скором времени к ним обратимся, которые и по духу, и по содержанию, и по форме напоминают Апокалипсис, то есть Откровение Иоанна Богослова, где достаточно конкретно, как нам кажется, предсказаны обстоятельства, сопровождающие последние дни бытия этого мира.

Когда я говорю об эсхатологии, то есть пророчествах великих пророков о последних судьбах мира, я не имею в виду, как именно будет мир заканчиваться. В Книгах пророков содержатся некоторые фундаментальные понятия, фундаментальные откровения о сути того, что есть конец мира – не о конкретных обстоятельствах, которыми он будет сопровождаться, а об очень важных, я бы так сказал, почти догматических основах того, что мир закончится, почему неизбежно его окончание и что значит это для нас.

С этой точки зрения, важны два пророчества из Книги пророка Иезекииля. Первое всем, кто является постоянным прихожанином храма, знакомо, потому что каждый верующий христианин старается посещать богослужения Страстной Седмицы. Именно на службе Великого Пятка, то есть пятницы Страстной недели, этот отрывок читается.

Не весь отрывок, но вывод из пророчества Иезекииля я сейчас прочитаю. Смысл в том, что Гос-подь ставит пророка Иезекииля на поле, усыпанное мертвыми костями человеческими. И Он обращается к нему «сын человеческий». Это обращение очень важно, в Книге пророка Иезекииля оно встречается очень часто; известно, что само это словосочетание – мессианское.

Христос называет Себя Сыном Человеческим. Очевидно, что это обращение Бога к пророку Иезекиилю подразумевает мессианский контекст, то есть обращение Бога к Своему Сыну, когда Он явится на землю. Как мы уже говорили в самом начале, пророк Иезекииль очень много пророчествует самими фактами своего бытия, поступками, образами. И то, что к нему Бог обращается как к «сыну человеческому» показывает: происходящее с Иезекиилем – прообраз того, что произойдет, чему свидетелем будет Мессия – Сын Божий, когда придет во Плоти на землю.

Господь говорит Иезекиилю: «Скажи слово на эти кости», то есть изреки на них пророчество по Слову Моему, скажи то, что Я тебе велю. И пророк Иезекииль сказал слово. Понятно, что человек, даже пророк, не может совершить то, что в данном случае происходит с этими костями. А они облекаются жилами, мясом, кожей, и восстает великое полчище человеков, числа которым не видно, только духа в них пока еще нет (естественно, человек никаким своим словом сделать это не может, только Духом Божиим. А Дух Божий по существу присущ только Сыну Божию). Понятно, что в этом пророк Иезекииль прообразует, что воскресение мертвых будет только по Слову Сына Божия, Сына Человеческого Иисуса Христа. И вот пророк Иезекииль изрекает слово, происходит то, что я сказал, и дальше следует:

«И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву...»

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka