Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

Мы все нуждаемся в милосердии Божием

На что надеяться?

Манассия за все время своего правления учинил в Иудее страшные беззакония, ничего хуже представить невозможно. Он поставил не только статую Молоха, но и учинил ему жертвоприношения человеческие. Огонь перед Молохом горел день и ночь именно там, в долине Сынов Енномовых, что потом получила название Геенна, откуда пошли слова «геенна огненная» – огонь на этом месте горел непрестанно; на этом месте во времена Иисуса Христа будут сжигать мусор. В царствование же Манассии здесь приносили Молоху человеческие жертвы, в жертву приносили своих младенцев, бросая их в огонь. Он поставил в храме Бога Живого статую Астарты, завел блудные дома, храм Бога Живого превратил в место храмовой проституции.

Как свидетельствует Священное Писание, при нем иудеи стали хуже жить, чем народы, истребленные ими с этого места (они истреблены с этого места за величайшие свои беззакония, когда долготерпение Божие отказалось царившую выносить мерзость).

Конец самого царя был еще более знаменательным, чем его жизнь. Пришел царь ассирийский, увел его в плен, и там, находясь в темнице, окованный узами железными, Манассия вдруг вспомнил о Боге, помолился, и Бог сжалился над ним. Его освободили из заточения, он снова стал царем и принялся все отменять, что прежде сам же и ввел, – разрушал жертвенники, выгонял жрецов, очищал улицы Иерусалима от идолов и так далее.

Урок поучительный. Человек совершил величайшее беззаконие. И, находясь в стесненных обстоятельствах, обратился к Богу и стал плакать перед ним и молился: Манассия просит о милосердии, и это милосердие получает.

Вновь и вновь мы повторяем: каково же на самом деле человеколюбие Бога, что Он даже такому человеку не мстит! Как в Книге пророка Иезекиля будет сказано: засвидетельствовано Богом, что Господь не хочет смерти грешника, но если он обратится, то будет жив. Обращения ожидает Бог от всех.

Конечно, мы думаем, что до такой мерзости, до которой дошел царь Манассия, мы-то точно не дошли, но это не повод торопиться с приговором людям, ведущим отвратительный образ жизни. Надо помнить, что Бог и от них ждет в последний момент слов: «Господи, я прожил негодную жизнь, но Ты меня спаси, потому что я знаю: Ты – единый Бог, Который способен миловать грешника». Мы очень часто смущаемся этими словами, но, как сказал один святой отец, ведь это и есть, говоря грубо, привилегия Бога – давать милости тому, кому Он хочет их давать.

Мы все нуждаемся в милосердии Божием. Множество примеров в истории Церкви, когда разбойники становились святыми. Это и Варвар – бывший разбойник, это и Моисей Мурин, который стал святым отцом, и много других.

История царя Манассии показывает, что, когда царь оступается, грешит, получается соблазн великий – таково место царя в обществе человеческом. Он-то покаялся, пытается изменить то, что сделал, но души человеческие уже заразились той заразой, которую он распространял (а правил он очень долго, 55 лет). Он не может души человеческие враз исправить. Народилось целое поколение, которое выросло в абсолютно ненормальной ситуации – мы с вами достаточно хорошо можем представить, как это просто получается: после революции 1917 года за 30 лет появилось поколение совсем иное. Народ за эти 30 лет и в следующие годы получил стойкую прививку. Вот поэтому сейчас жизнь Церкви, миссия Церкви настолько трудна. Ведь сердце человеческое косно, в обществе человеческом нехороший обычай становится традицией, и менять его кажется невозможным.

Именно за то нечестие, которое ввел царь Манассия, народ и был наказан. Народу дается определение, что он будет в скором времени изгнан со своей земли, потому что нечестие проникло очень глубоко внутрь сердца народного. После Манассии совсем недолгое время правил его нечестивый сын, а потом достаточно долгое время правил его внук Иосия. Иосия называется царем, подобного которому после Давида не было. Очищая храм, он совершенно неожиданно наткнулся на свиток Второзакония. Когда он прочитал его, то разодрал одежды и рыдал очень долго, повелел читать этот свиток вслух народу и возобновил от лица народа Завет с Богом. Он действительно искренне рыдал, но народного покаяния не было. Народ шел за царем по привычке. Царь сказал: «Покоряемся Богу, слушаем Бога», – они согласились, но сердца их уже дышали другим. И такое возобновление Завета на самом деле ни к чему не привело.

Да, Иосия загорелся такой ревностью, что истребил не только всех жрецов Ваала и Астарты, но и искоренил жертвенники языческие по всей Палестине. Кроме того, он – в соответствии опять-таки с найденным свитком Второзакония, подтверждая возобновление Завета народа с Богом, – совершил Пасху: по поводу совершения Пасхи Священное Писание с горечью говорит, что от времен Судей Пасха среди еврейского народа не совершалась – Пасха, по мысли Закона Божия, по свидетельству Священного Писания, должна быть праздником всенародным, спасся не кто-то конкретный из народа, а именно народ, и праздновать ее надо всенародно. И вот Иосия впервые после Судей организует праздник Пасхи именно как всенародное событие, – то есть на протяжении всей истории существования Иудейского и Израильского царств никогда в полноте Закон Божий не выполнялся. Так что политическое падение этого государства было вполне закономерным.

После Иосии не было больше благочестивых царей, все они были ставленниками либо Египта, либо Вавилонской империи. В конце концов Иудейское государство захирело и было разрушено Вавилонской империей. Об этом подробно, как непосредственный свидетель, пишет пророк Иеремия.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka