- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Губительная привычка Богопротивления
О разделении
При водружении золотых тельцов присутствовал сам царь Иеровоам, и явился Божий человек, который проклял от имени Божия этот жертвенник и предсказал, что однажды один Иудейский царь (будет такой – Иосия) разрушит золотого тельца в городе Вефиле и на нем сожжет человеческие кости. А, по тогдашнему верованию израильскому, жертвенник, если на нем горели человеческие кости, считался оскверненным. Иеровоам повелел убить этого человека Божия, но рука его одеревенела, и он ничего не мог сделать. Но не изменил своего намерения, и тельцы были поставлены.
Конечно, это было преступление Иеровоама, тем более тяжкое, что он еще задолго до этих событий знал, что Бог его избрал. Еще когда Соломон был жив, его однажды встретил пророк Ахия и сказал ему, что он будет царем над 10 коленами. И вот он, зная, что поставлен Богом, не надеется на Бога. Иеровоам имел все возможности (и способности) стать таким же царем, как Давид, и положить начало новой династии, только в царстве Израильском, но при благочестии, а он не понадеялся на Бога, решив употребить для сохранения и упрочнения царства хитрость – сплотить свое царство не исполнением заповедей Божиих, а такой (как ему казалось, невинной) вещью: убедить людей ходить не в Иудею, не в Иерусалим, а кому куда ближе,– кому в Дан, на север, кому в Вефиль, на юг. И даже на вразумление, полученное при сооружении жертвенников, он никак не среагировал.
И когда спустя некоторое время к пророку, предсказавшему ему царство, он посылает свою жену с тем, чтобы она спросила, что будет с сыном, Ахия говорит страшное проклятье, что никто из его рода править не будет.
После этого началась чехарда в Израильском царстве, до самого падения его, – никто из тех, кто по своей ли воле или по воле Божией становились царями, не отменял установления Иеровоама. В лучшем случае сам царь умирал, а его потомки были либо свергнуты, убиты, либо и до потомков дело не доходило – их просто не было.
Никто ничего не хотел менять. А потом уже и в принципе невозможно стало изменить: во-первых, появилась привычка, которая стала буквально второй натурой, традиционной чертой характера граждан Израильского царства, – привычка противиться Богу. Когда человек привык говорить Богу «нет», согласиться с Ним бывает очень трудно: переступить через себя тяжкло, это любой человек, который хоть однажды хоть какой-то страстью был одержим, знает: даже если это грех, разрушающий его и его близких, очень трудно просто согласиться, что он действительно одержим страстью, и попросить у Бога помощи – ведь попросить помощи это все-таки смириться, а человек-то привык жить по своей воле. Так возникает привычка не слушаться Бога.
Эта привычка ярко демонстрируется, например, научной теорией дарвинизма. Все более или менее знают, как родилась эта теория, из какой каши, из какой грязи она выплыла в том виде, в каком сейчас есть. И можно поразмыслить над этим, но ведь это уже некоторое стремление послушаться Бога: попытка подвергнуть теорию дарвинизма сомнению – это движение души, ума, чтобы рассмотреть возможность существования Господа; заранее согласиться с тем, что если нет эволюции, то я должен Его послушаться. На самом деле люди не за научность своей теории борются, а борются сами с собой, с ощущением, что придется послушаться Бога (чего им очень не хочется).
Привыкли и цари, и вельможи Израильского царства не слушаться Бога. Это стало нормой их жизни и традицией: постепенно появились люди, для которых стало само собой разумеющимся, что есть два тельца («мои дедушка, бабушка, мой отец, моя семья говорили, что это и есть тот бог, который вывел нас из Египта и ввел в Землю Обетованную») и нет надобности ничего читать, да и нет никаких книг, все ученые остались в Иерусалиме – истинное священство, которое хранит знания о Боге и книги Священного Писания, осталось в Иерусалиме. Священники, которые служат в Вефиле и в Дане, не знают ничего, да и не заинтересованы знать, ведь любая книга опровергнет их право священнодействовать от имени Бога. Поэтому никто ничего не читает и читать не хочет, и вырастает поколение, которое считает это нормой вещей и гордится, что, почитая этих идолов в Дане и Вефиле, оно сохраняет верность отцам.
Это очень похоже, например, на наших старообрядцев, которые знают всю несообразность того, что у них в конце концов получилось. Например, беспоповцы, у которых нет вообще никакого священства, понимают, что это не имеет никакого отношения к Евангелию, – и не заинтересованы в том, чтобы люди Евангелие читали, порой даже запрещают его читать. Сами же привыкли к тому, что есть, и хранят переданную традицию не потому, что это истина, а потому, что «так передали предки». А «почитать веру предков – святое дело».
Традиция, ставшая бытом, без духовного горения, без соотнесения своего быта и своих традиций со Священным Писанием, погубила Израильское царство. Один из царей Израильских, Ахав взял в жены дочь Сидонского царя Иезавель. Это известное имя, оно стало нарицательным, и очень многие наши церковные публицисты, от святых отцов-каппадокийцев до писателей даже XVI–XVII веков, вспоминали этот образ. Имя Иезавели стало нарицательным, как имя отродья сатанинского, что борется с Богом и иначе жить не может. Жестокая человеконенавистница, злобная и коварная, она, выходя замуж за Ахава, привозит с собой уже настоящих идолов и настоящее язычество, она привозит с собой Ваала, и с этого самого времени культ Ваала начинает распространяться по Израильскому царству: она усугубляет положение тем, что появляется откровенное язычество, служение иному богу. Уже священники не просто кем-то поставлены, а выписаны Иезавелью из Сидона; за Ваалом приходит культ Астарты со всеми мерзостями, и духовная ситуация в Израильском царстве становится совершенно никуда не годной. Это предопределяет его падение.