- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Все зависит от человеческого сердца
Возвращаясь к жителям Иерусалима, скажу: это важный опыт, что сама по себе святость места ничего не дает, не спасает людей. Никакая святыня в церкви, никакой святой предмет или нечто, освященное Богом, ничего не гарантирует человеку – в мире, где действует Бог, нет магии, нет ничего, что бы независимо от человека, от его нравственных и духовных качеств, а только в силу каких-то магических причин гарантировало что-то неизбежное.
В духовном мире этого не бывает, Господь всегда ждет от человека ответа, всегда ждет соучастия. Любая святыня, которую Бог даровал человеку для пользы и утешения, действует только тогда, когда человек раскрывает навстречу свое сердце, когда готов эту святыню воспринять, отвергнуть зло мира и обратиться к Богу – признать свой грех и воспринять всем сердцем, насколько ему возможно, ту полноту святости, которая изливается Богом через эту святыню, – через храм, святой источник, чудотворную икону. Все зависит от человеческого сердца в первую очередь; все в этом мире совершается совместными усилиями Бога и человека. Самое необычное и удивительное совместное действие Бога и человека – таинство Боговоплощения, когда Господь, избравший Себе вселение в Деву Марию, являет Ангела Своего и сообщает Ей, что именно Она – избранная Дева, но от Нее требуется согласие, смирение. Он уже решил, Он Ее уже избрал, но Он не смеет сделать Ее вместилищем Спасителя мира без Ее согласия, без готовности воспринять на себя этот Крест: «Се раба Господня, будет Мне по слову Твоему».
И так же происходит в жизни каждого человека, и так же надлежит относиться ко всякой святыне. Человек, не желающий воспринимать действие Святого Духа, не собирающийся получать освящение, что-то менять в своей жизни, может подойти к любой святыне и уйти от этой святыни пустым. Он не получит благодать, она никак не коснется его сердца, потому что он сам этого не хочет. Он может пройти мимо чудотворной иконы и не заметить ее чудесных свойств, мимо святого – и не заметить святости, простоять на самом святом месте – и ничего не получить.
И наоборот, есть люди, которые, может быть, далеки пока от Бога, не готовы что-то менять, но сердце их готово к восприятию благодати, и она являет им свое маленькое присутствие.
В Иерусалиме, например, на схождение Благодатного Огня собирается немало мусульман, но ведь мало кто из них пришел в церковь и крестился. Бывает, и неверующие приходят туда, посмотрят и начинают разбирать: чудо это или не чудо, как это происходит. На них это никакого воздействия не оказывает. То же – с Туринской плащаницей. Есть очень много других вещей, которые являются источником освящения, но человек не хочет, он закрыт, не готов ничего менять в своей жизни.
В заключение хотелось бы сказать, что есть еще одно очень важное психологическое, или нравственное, качество: человек как бы ложно уповает на то, что Бог его защитит. Мы все понимаем, что Господь защищает Своих рабов, но об этом уповании, надежде нашей на помощь Бога всегда надо говорить смиренно. Был такой случай, он описан в Деяниях святых апостолов, когда семь сыновей первосвященника Скевы захотели исцелить бесноватого. Они увидели, что идет по улице бесноватый и сказали бесу, находившемуся в этом человеке: «Именем Господа Иисуса Христа, которого проповедует Павел, повелеваем: выйди из этого человека!». Бес, живущий в этом человеке, сказал: «И Христа я знаю, и Павел мне ведом, а кто вы такие?». И возымел над ними сильную власть и скрутил их, едва живыми оставил.
Всегда надо задавать вопрос: «А кто мы такие? Мы своей жизнью, своей верой, своими усилиями хоть что-то делаем для того, чтобы действительно именоваться рабами Христовыми? Или всуе называем себя христианами?». Сама постановка вопроса смиряет нашу душу, и наше упование делается не лицемерным и суетным, а приобретает ту единственную основу, что может нас спасти, – когда мы смиренно осознаем свою немощь и смиренно надеемся на то, что Бог нас защитит.