- Языческие верования представляют собой различные формы политеизма, в то время как христианство – монотеистическая религия.
- Язычники поклоняются или реально существующим объектам тварного мира, или воображаемым идолам, тогда как христиане поклоняются Истинному Богу, Творцу.
- В языческом культе жертвоприношение часто осмысливается как задабривание и / или умилостивление «богов» (духов). В христианстве Евхаристическая Жертва осмысливается как таинственное воспроизведение Крестной Жертвы, Жертвы, принесенной Спасителем ради Искупления, Спасения людей. Эта Жертва были принесена на Кресте однажды; посредством этой Жертвы (и не только) Господь открыл людям путь к вечной жизни и к Царству Небесному.
- Для язычества важна внешняя приверженность богам, нередко – при полном отсутствии духовной составляющей. В христианстве считается важным духовно-нравственное преображение, обожение человека.
- Языческие боги, в представлении язычников, имеют пристрастия, страсти. Истинный Бог, в Которого верят христиане, лишен свойственных человеку греховных слабостей.
- Языческие божества нередко воинственны, злобны, в то время как в христианстве исповедуется, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
- Язычники зачастую поклоняются силам природы, в то время как христиане твердо знают, что все силы природы подвластны Господу Богу.
- В язычестве поощряются магические ритуалы, волхвование, колдовство и т. п., в то время как в христианстве все это считается грехом, служением диаволу.
- Язычники носят / имеют / хранят амулеты, талисманы, верят в их силу, в то время как христиане почитают иконы, однако не вкладывают в понятие «почитание» тех грубых значений, которые бы давали действительный повод обвинять их в магизме, в идолопоклонстве. Молясь перед иконой, христиане взирают на образ, но умом и сердцем возносятся к Первообразу (первообразу, первообразам), то есть они поклоняются высшим поклонением Богу, а святых почитают как исполнителей Его воли, угодников, ходатаев.
- Язычники суеверны, верят в приметы, в то время как для христиан подобные занятия суть грех, ложная вера, недоверие Богу, одна из форм идолопоклонства.
***
Когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Когда человек теряет Бога, в его сердце образуется вакуум, требующий заполнения, и человек усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир.
Язычество есть результат дохристианского развития, с появлением Христа язычество, как некое целостное религиозное понимание, стало бессмысленным, безжизненным. Возвращение к язычеству – это все равно, что возвращение в каменный век – там так хорошо жилось: если убивали друг друга, то убивали камнем и вообще люди были близки к природе. Во времена, когда те же славяне еще не знали Бога, язычество было поиском Божественной истины. Так относился к нему св. Иоанн Богослов. Он язычников не отвергал, он просто считал их слепыми.
Академик Никита Ильич Толстой
При всем множестве языческих богов, в этой иерархии всегда есть некий верховный бог, т.е. даже в языческом сознании есть некоторое стремление, некоторая догадка о том, что Бог-Творец един и только от Него Единого все остальное.
Под неоязычеством сегодня понимается не только культовая практика идолопоклонства, но и преклонение перед новыми фетишами, ложными богами, которыми для многих современников стали власть, деньги и наслаждение.