Уже исторически, к сожалению, сложилось так, что христианство в нашей стране переплетено с различными языческими верованиями. Как многократно отмечалось историками, после принятия всеобщего крещения в 988 году в Киевской Руси сложилось двоеверие. Продолжала существовать народная культура, уходящая своими корнями в язычество, и параллельно утверждалось христианство.
Архиепископ Макарий (1816–1882), академик Петербургской Академии Наук, автор многотомной «Истории русской церкви», признавал, что многие из христиан того времени практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов.
Подобная ситуация сохранилась и в наши дни. Многие называют себя верующими людьми, но это не останавливает их ответить: «К черту!» на пожелание: «Ни пуха, ни пера!». А на вопрос: «Как твои дела?» они переплюнут три раза через левое плечо, три раза постучат по дереву, чтобы не сглазить, и скажут: «Да ничего, слава Богу!». Таким образом в нашей стране христианство слилось с древними верованиями и пропиталось языческими обрядами.
Нужно помнить, что всё это является мерзостью в глазах Бога. Библия с сожалением указывает на подобный образ жизни еврейского народа: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар. 17:33). «И завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных; только Господа, Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям. Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их, и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (4Цар. 17:38-41). Бог не приемлет такой мерзости в любых ее проявлениях. Библия нам говорит: «Старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Поэтому важно знать это и относиться к Божьему повелению со всей серьёзностью.
Я хочу привести вам только краткий список тех примет и языческих поверий, которые прижились в нашем быту и приводят ко многим проблемам в жизни христиан.
Обращение внимания на числа – магические, счастливые, несчастливые – 6, 7, 13 и т.д. Тяжёлые дни – понедельник, тяжёлое время – май (маяться будешь). Обращение внимания на крики птиц: совы, кукушки, вороны. «Счастливые приметы»: человек с полными ведрами на дороге; подкова в доме; бьётся посуда; встретить на дороге первым мужчину; как встретишь Новый год, так его и проведёшь; сходство дочери с отцом, а сына с матерью. «Несчастливые приметы»: выносить мусор вечером, кот перебежал дорогу, вернуться за забытой вещью, встретить человека с пустыми ведрами, брать что-то через порог, шить на себе, надеть одежду наизнанку, смотреть в окно на похороны, показывать больное место на себе, подметать за отъезжающим, не доесть хлеб, рассыпать соль, садиться на углу стола, свистеть в доме. Суеверное отношение к физиологическим проявлениям: три раза чихнуть, звон в ушах, чешутся руки, нос, «горят» уши, щёки и т.д. Суеверные методы защиты от сглаза или заговора: стучать по дереву, плевать через плечо, булавка от «сглаза», фига в кармане.
Так древние языческие представления со своими обрядами, поверьями и приметами незаметным образом стали неотъемлемой частью так называемого христианства у нас в стране. А сегодняшний христианин уподобился вчерашнему язычнику, сам того не осознавая. А ведь Бог предупреждает нас: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» (Иер. 7:3). «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы» (Иер. 7:8).
Язычество – это мерзость в глазах Бога. Так кем же мы будем сегодня: истинными христианами, живущими по Слову Божьему и не имеющими ничего общего с язычеством, или же мы будем верить в то, во что верили с испокон веков наши предки, так и не отказавшиеся от язычества?