издательство П.П. Сойкина

Источник

Язычники, язычество.

Язычники, язычество. Под именем язычников разумеются народы, не верующие в единого Бога, а придерживающиеся многобожия. Слово язычник, язычники, еврейское Гой, означает, собственно, каждый отдельный народ и все народы. В Свящ. Писании оно обозначает: 1) иногда всякий народ, и в этом смысле употребляется и об народе Израильском (Быт. 10:5, 12:2, 36:11; Втор. 32, 6 и др.). 2) Преимущественно же употребляется о всех других народах, кроме израильского (Втор. 28:36–37; 3Цар.18:10; 4Цар.17:29 и др.). Определеннее стало употребляться оно о других народах, в противоположность израильскому, после того, как народ этот вполне обособился от других, со времен пророка Моисея, и стал именоваться народом Божиим, народом Израильским (Исх. 15:13–16; Втор. 4, 20 и др.). В религиозном отношении особенно часто это наименование употребляется о безбожниках, неверующих, не ведающих истинного Бога, идолопоклонниках, нечестивых и проч. (Псал.9:6; Иер.25:31; 1Кор.12:2; 1Сол.4:5; Ефес.2:11 и др.). С именем язычников иногда связывалось понятие, как о людях презренных, которых сам Бог предоставил самим себе, без всякого промышления о них, с которыми не должно иметь общения. Но так относились к язычникам только позднейшие иудеи, особенно фарисеи. В Свящ. Писании же такое отношение не может ни в каком случае найти себе опоры. Все предписаны Свящ. Писания удаляться язычников, не иметь с ними общения, не вступать в родственные связи и не заключать с ними союзов, все они имели целью ограждение чистоты веры народа израильского. Если евреям было предписано не только не вступать в союз с жителями земли Ханаанской, но изгнать и даже истребить их, то здесь народ израильский был лишь орудием суда Божия над народами ханаанскими, мера беззаконий которых, наконец, исполнилась (Быт. 15, 16; Втор. 12, 29–31). Вообще же нигде не видно презрения к язычникам; и мы знаем, что напр., Авраам имел союзниками язычников (Быт. 14, 3); Давид находился в дружественных отношениях с царем Тирским (3Цар. 5), с царицей Савской (3Цар. 10) и пр. Бог же, как Творец и Владыка неба и земли, есть владыка всех народов, и есть Бог также и язычников, и Он никогда не оставлял их без свидетельства о Себе, не только посредством дел творения (Рим. 1, 19) и внутреннего голоса совести (Рим. 2, 14) но и посредством избранного народа Своего. Первоначальное откровение о Спасителе дано было всем народам, в лице первых людей (Быт. 3, 15). И мы знаем из свящ. Писания, что среди язычников были и мужи богобоязненные, получавшие сами наставления и откровения от Бога. Таковы, напр., Мелхиседек Салимский, Иов в земле Авситидийской, прор. Валаам. С другой стороны свет истины через народ Божий проникал и к язычникам, так как с одной стороны, слова пророков доходили и до них, с другой – многие из язычников знакомы были с Св. Писанием, тем более, что во времена господства греков, Св. Писание было переведено на греческий язык. И когда по повелению Спасителя, апостолы пошли с проповедью Евангелия по всему миру, то язычники охотно принимали их проповедь, что показывает, насколько велико было среди них стремление к истине. И, согласно обетованиям Божиим, Церковь Христова должна обнять все народы, и спасение. Божие должно распространиться на всех (Быт. 12, 3; Лук. 2, 32; Иоан. 10, 16 и др.).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle