- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче,
и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный
сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе.
Седален по 1-й кафизме
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот и наступил он, этот печальный день. Великая Среда – день предания Господа. Ныне каждая душа христианская скорбит безмерно… Совершается дело черное и мрачное, величайшее злодейство, и сердце верующего человека готово разорваться на части от боли и бессилия что-либо изменить. Постом отмечен этот день не только сегодня, но и в течение всего года. Течет, бурлит, постоянно меняется наша суетная жизнь, но в бурном потоке бытия есть два дня в неделе, которые заставляют остановиться, задуматься, попоститься в знамение нашей непреходящей скорби и от всей души погоревать о Возлюбленном Господе. Среда – день предательства Спасителя и пятница – день распятия и смерти Его. Тот, кто любит Господа, в эти дни не сможет предаваться плотским утешениям, развлекаться, внимать различного рода удовольствиям. Умом мы понимаем, что последствия предательства и крестной смерти Господа послужили спасению грешного рода человеческого, но сердце не принимает и не может принять совершённого с Ним злодеяния. Ведь предательство представляется даже преступнее самого распятия. Распинатели выполняли приказ, они не знали Господа в той степени, в которой познал Божественного Учителя предатель Иуда: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор.2:8). Иное – Иуда Искариот. Ближайший ученик, один из двенадцати самых любимых и дорогих сердцу Господа людей, свидетель Его земной жизни, проповеди, совершённых чудес. Он шел за Учителем, разделял с Ним радости и горести, согревался лучами Его неизреченной благодати. И вдруг это предательство… Да, быть может, на первый взгляд преступление Иуды кажется неожиданным, хотя правильнее увидеть в совершённом закономерность. Как же случилось, что Иуда-апостол стал Иудой-предателем? История этого превращения да послужит всем нам весьма убедительным уроком.
Господь никого не принуждает к любви. У каждого человека есть свободный выбор – любить или ненавидеть, служить истине или лжи. Заставить любить никого нельзя. Господь ждет от нас любви искренней, а не принужденной. У Иуды были все достоинства и возможности, чтобы прославиться святостью и апостольским благочестием. Но страсть к деньгам, зависть, гордыня, тщеславие, желание властвовать, первенствовать – грехи и пороки человеческие победили семена любви, всеянные в его душу Божественным Учителем. Иуда был способным, практичным, расчетливым, достаточно образованным, но в нем не было главного – в его сердце не было любви. Постепенно корыстолюбие затмило все человеческие чувства. Нося ящик с деньгами, Иуда пристрастился к ним, стал воровать. Сребролюбие и зависть сделали для него невыносимым святое и чистое сообщество Иисусово, в котором, напротив, господствовали самоотречение и добровольная нищета. Апостольская благодать отошла от его сердца, и стал Иуда смотреть на все события не очами веры и любви, а глазами фарисейской расчетливости.
Синедрион ищет случая убить Иисуса Христа? Он может помочь им в этом, да еще и с собственной выгодой. И дело даже не в тридцати сребрениках, которые ему предложат. Деньги небольшие. Расчетливый Иуда знает наперед, что такая его «услуга» возвысит его в глазах старейшин синедриона и обеспечит столь вожделенные почести. Но вот свершилось. Отрезвление все-таки наступило. Иуда спешит, он хочет вернуть неправедную мзду и остановить уже запущенную машину расправы над невиновным Господом, обращается к фарисейским управителям: согрешил я, предав кровь невинную. И слышит в ответ равнодушный и жестокий приговор: что нам до того, смотри сам (Мф.27:4). Дело сделано. Слишком поздно… Что дальше? Раскаяться, припасть к стопам Сына Божиего, взывая к святому милосердию Его?! Но нет! Не смог или не захотел?! Уныние и отчаяние, диавольские научения о непрощении страшного греха привели бывшего апостола на древо погибельное: и, бросив сребреники в храме он вышел, пошел и удавился (Мф.27:5). Собственными руками Иуда вверг себя в пучину огненную, и как грозно прозвучали над ним слова: лучше было бы тому человеку не родиться (Мк.14:21).
В Великую Среду, вспоминая историю Иуды, задумаемся о себе, братья и сестры, не предаем ли и мы Господа своими страстями и согрешениями?! Не тешим ли себя иллюзиями собственной праведности? А где они – наши духовные свершения? Где дела веры, христианского благочестия? Нет их! Зато милы и вожделенны сердцу нашему сребреники гордыни и тщеславия, звонкие монеты людской похвалы. Сердцеведец Господь видит все. Он насквозь видел душу предающего ученика, останавливал его любовью Своей. Не остановил… Не понял Иуда всепрощающего милосердия Господа, не поверил и в то, что такое предательство можно простить. А мы? Разве нас не призывает Божественный Учитель отбросить прочь сребреники греховных страстей и войти под сень Его спасительного покрова? Разве не к нам обращены слова Господа: освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса (Нав.3:5).
Еще можно, особенно в эти святые Страстные дни, очиститься от всякой греховной скверны искренним покаянием и сокрушением сердечным. Не уподобимся же Иуде, впавшему в уныние. Пока мы живем, есть возможность спастись, как бы ни были велики грехи наши. Не к древу погибельному устремимся, а к древу Животворящего Креста Господня понесем наше покаяние и теплоту истинного чувства любви и благодарности.
Как принесла свою любовь и благодарение жена-грешница, возлившая миро на главу Иисуса, облобызавшая и отершая своими волосами ноги Спасителя, о которой слышали мы сегодня в Евангельском чтении. И Церковь поет: «Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным» (2-я стихира на стиховне). Одна – чтоб принять прощение, другой – сребреники.
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Он был в доме Симона прокаженного, когда там появилась женщина неправедная, блудница. Она пришла к Господу не за телесным, а за духовным исцелением. Блудная страсть сжигала ее душу и тело, но грешница верила, что Господь Иисус Христос может помочь ей. Конечно же, Спаситель знал, что предстоит перед Ним осуждаемая всеми людьми грешница. Но, видя среди всей ее плотской скверны чистоту мыслей и помыслов, Господь попускает ей приблизиться к Нему. Ее благоговение было столь велико, а усердие столь невыразимо, что по величайшему снисхождению Христос позволил ей излить миро на главу Свою. Миро было очень дорогим, и когда ученики стали упрекать грешницу в чрезмерной растрате, Господь остановил их упреки: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для меня. <…> Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила меня к погребению (Мф.26:10–12).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Внемлите со всей полнотой души сегодняшнему Евангельскому чтению. Поразитесь, насколько велико человеколюбие Спасителя! Женщина-блудница была из тех, к которым евреи относились с брезгливостью и презрением. Господь же принимает эту грешницу, возливающую миро, лобызающую ноги и отирающую их власами. Он упрекает тех, кто обвиняет ее… Господь опять всем нам являет пример необыкновенного милосердия и человеколюбия. И вот грешница уже подобна разбойнику благоразумному, а Иуда же подобен разбойнику злому.
А сколько покаянного чувства, сколько молитвенного напряжения заключено в стихире инокини Кассии: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи!» Разве не о нас это церковное песнопение? И мы тоже сегодня, подобные этой жене, впавшие во многие грехи, рыдаем и несем Господу миро нашей любви и сострадания.
Научимся же высшей мерой ценить величайшее самопожертвование Спасителя, чтобы сердце свое сохранить в эти дни самым тщательным образом от греховных помыслов, мирских утех и наслаждений. Ведь от нас сейчас требуется так немного – распахнуть свое сердце навстречу Господу и хранить его чистым, смиренным, сокрушенным. За любовь Сына Божиего – да воздадим любовью, на страдания Господа отзовемся состраданием. Да будет принят Спасителем этот наш сердечный дар. И ныне, в скорбный день, когда Господь был предан, памятуя о том страшном событии, да не впадем в уныние и отчаяние. Да наполнится душа несказанным светом радости и надежды. Святая Пасха – впереди! Аминь.
Комментировать