- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен,
простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1 Ин.1:9)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Апостол Павел в Первом послании к коринфянам пишет: если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1Кор.11:31).
Наверное, больше половины всех наших грехов происходят оттого, что мы не отдаем себе отчета, совершенно не думаем о своих словах и поступках. По малодушию и маловерию творим беззакония, не осознавая и не понимая того, что действиями своими огорчаем Господа, предаем любовь Его и вновь распинаем Божественного Сына.
Когда наши прародители Адам и Ева согрешили, преступили заповедь Божию, Создатель призвал их к покаянию: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему… где ты? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт.3:9, 11). В Ветхом Завете мы находим много свидетельств, когда Бог через пророков обращал людей на путь покаяния: Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис.1:18). Или в другом месте: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55:7).
Как часто под бременем грехов мы отдаляемся от Господа нашего. Но Спаситель милостиво призывает всех грешников к покаянию, вере, милосердию, смирению, пониманию и духовному общению. Святое таинство покаяния и исповеди было установлено Самим Богом. Его слова, полные безграничной любви, преисполнены утешения и радости для всех вступающих на путь покаяния: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28–29). Бог любит нас, скорбит о совершённых нами грехах и долготерпит к согрешающим.
По ветхозаветному закону согрешивших за некоторые грехи подвергали смертной казни. Но Бог через пророка Иезекииля сказал: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11). Господь показывает всем людям путь ко спасению, с Отеческой заботой готов встретить и простить каждого уповающего на Его всещедрую милость. Так, апостол Павел свидетельствует: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:4).
Порой грехи наши, тяжкие и страшные, не имеют границ, но еще более безгранично милосердие Божие. Разными средствами Господь пробуждает в нас стремление к покаянию. Одним посылаются болезни, другим жизненные испытания и невзгоды, третьим душевные скорби. Но все, что совершается по воле Божией, творится во благо нам, а не в наказание. Отец Небесный посылает жизненные испытания для того, чтобы никто из нас не утонул в греховной трясине, не погиб окончательно в грехе, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3:9).
В Великий Четверг вспоминаем мы Тайную вечерю, всей душой стремясь удостоиться в этот благословенный день Святой Трапезы Господней. Но каждый из нас, братья и сестры, конечно же, осознает и понимает, что только очищенных от греха, убеленных паче первого снега искренним покаянием верных чад Божиих может принять в чертогах царских Господь. И потому должны мы непрестанно молить Бога, чтобы удостоил нас Своей благодати и не оставил без Своей помощи.
Мы все грешим, все падаем по немощи нашей и пребываем в духовной болезни, ибо, как писал апостол Павел, все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23). Но, вдохновленные Божественной любовью, несмотря на все вражьи происки, обретаем мы в себе силы подняться, очиститься для жизни новой, без позора греха, без рабства беззаконию, без угождения страстям. Целительное лекарство от грехов наших преподал Сам Господь, призывая под Свой благодатный покров и заступление: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин.6:37). Будем же непрестанно помнить о том, что только Господь – самый верный и самый действенный наш Врачеватель от всех душевных недугов! Верою в Бога, покаянием и исповедью обрящем себе спасение.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них». И еще: «Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола». Вот как важно исповедовать перед Богом свои грехи! И не нужно отчаиваться, не нужно предаваться унынию, полагая, что из-за тяжести беззаконий наших не сможем обрести Божественную милость и спасение. Мы все искуплены драгоценной Кровию (1 Пет.1:18).
Сын Божий сошел на землю, воплотился для каждого из нас. Господь много страдал в этом мире, даже не имел, где приклонить голову. А потом произошло то, что трудно объяснить словами: Сам Судья был предан суду за осужденных, Достойный славы терпел поругания от недостойных, Бессмертный принял позорную смерть на кресте от смертных. И сегодня Господь и Спас наш Иисус Христос может истребить все прегрешения наши, полностью уничтожить грех, если мы потрудимся над своей душой, поработаем духовно, принесем искреннее покаяние. Это трудно, но при желании возможно – всем сердцем убелиться, очиститься, стать хоть чуточку достойным высокого звания христианина. Только без помощи Божией нам в тяжкой битве не справиться. Бог не отринет ни одного сердца, взывающего к Нему с просьбой о помиловании и очищении. Ведь мы помним, как Сам Господь поучал: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Лк.11:9).
Что же мы должны прежде всего просить у Бога? Что мы хотим от Него получить? Ответы на эти вопросы можно обрести в словах нашего Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его (Мф.6:33). Вот, оказывается, в чем суть! Бог приготовил для нас небесные блага. От сложения мира в наследство людям положена блаженная вечность. Но есть и условие: наше спасение невозможно без истинной и искренней веры, без любви к Господу и чистосердечного покаяния в своих бесчисленных согрешениях. Настоящими детьми Божиими и наследниками Царства Небесного мы сможем стать только тогда, когда проникнемся духом пламенного покаяния, обретем Божественную любовь и страх Божий, научимся не сомневаться в своем помиловании, уповая на волю Создателя.
Грех как преграда встает между нами и Богом. Чем больше согрешений, тем толще эта стена. И тем меньше, по человеческой немощи, в нас надежды на спасение. Между тем такая ситуация явно на руку врагу рода человеческого, который только и ждет нашего падения, только и мечтает увидеть разобщенность Бога и людей. Если предадимся малодушию, не явим себя мужественными борцами в сражении с грехами, то все более и более будем отдаляться от Господа и приближаться к диаволу. А ведь Отцу Небесному от нас совсем не много надо: только любящее сердце, только душу, искренне взывающую словами смиренно кающегося мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк.18:13). И будет прощение Божие. И ощутим мы радость несказанную. И удостоимся теплоты слов, преисполненных ликующей надежды: Господь снял с тебя грех твой (2 Цар.12:13).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца». Нам предстоит нелегкий, но благодатный труд исповедания грехов. И Бог радуется, что мы наконец-то пришли к Нему, принесли свои беды и скорби, раскаяние в совершённых беззакониях. Погрязшие в греховном болоте, мы духовно умерли, но сегодня опять оживем для Отца Небесного покаянием. Пройдя очистительное горнило исповеди, из грешных и беззаконных сделаемся праведными и верными. Но если не будет в нас смирения и терпения, если снова станем услаждаться греховными страстями и коснеть в пороках, то дар покаяния, ниспосланный с небес, непременно отнимется у нас.
Бог дал людям право выбора, вложил в разум понимание того, что хорошо и что плохо. Да, все мы падаем и грешим, но имеем возможность исправить себя покаянием, исповедовать Господу свои грехи и светом дальнейшей праведной жизни умилостивить Вселюбящего Бога. Только должно всегда помнить о том, что земная жизнь наша временна и нужно успеть покаянием очистить душу. Ведь никто из нас не ведает своего смертного часа. Так страшно предстать пред судом Божиим в греховной скверне нераскаянных злодеяний! Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Настоящее время есть время покаяния, будущее – время суда; это – время подвигов, то – время венцов; это – время труда, то – время упокоения; теперь – изнурительная деятельность, тогда – вознаграждение».
Сподобимся же, по милости и милосердию Божиему, в таинстве исповеди решительно очистить все совершённые нами грехи, помня о том, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь». Аминь.
Комментировать