митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)

Так поступайте, зная, что время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна.
Ибо ныне ближе к нам спасение, ежели когда мы уверовали.

(Рим.13:11)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Ныне стоим мы в преддверии Великого поста, благодатного времени молитвенного очищения, говения и покаяния. В Апостольском чтении, прозвучавшем сегодня за Божественной Литургией (см. Рим.13:11–14, 4), мы слышали много поучительного для души, сознательно вступающей на путь спасения. Послание апостола Павла обращено к новоначальным последователям Господа нашего Иисуса Христа, нуждающимся в деятельном и мудром духовном наставничестве. А разве мы, братья и сестры, в нем не нуждаемся, разве можем мы утверждать, что все знаем, всему научены и вера наша совершенна? Нет, конечно. До совершенства всем нам еще куда как далеко. Ведь христианство – это не только вера, но и образ мыслей, мироощущения, восприятия окружающей действительности. Христианство – сама жизнь.

Истины веры Христовой невозможно постичь одной теорией, они раскрываются опытно, через переживаемые события, через трудности и испытания духовного роста, через очистительное время поста. Вот почему все слова Апостольского чтения, произнесенные сегодня, актуальны и знаменательны. Не одним новообращенным римским христианам были нужны они, но и нам с вами. Потому что каждый, кто стремится быть верным Господу, должен не только всей душой принимать Христово учение, но постараться исправить свою жизнь, отречься от всего дурного, скверного, греховного, что тяготит совесть. Апостол Павел пишет: …наступил уже час пробудиться нам ото сна. К пробуждению от какого сна призывает апостол? Не от физического сна, а от сна духовного, от гибельной темноты неверия, язычества или заблуждений веры. Ведь среди обратившихся ко Христу в Риме были самые разные люди – и язычники, и иудеи. До света Христова все они пребывали во мраке греховности, были рабами земных удовольствий и пороков.

Рим же славился изощренным развращением нравов, потерей всякой нравственности и чистоты. Поклонение идолам, языческие моления допускали не только безнравственные выходки, но и грязные, непотребные, похотливые оргии, якобы прославляющие богов. А римские евреи, в силу того что они пребывали далеко от Иерусалима, не очень-то ждали прихода Мессии, более озадачиваясь стремлением к обогащению, роскоши, обеспечению достойной жизни. Вся их набожность сводилась к узкому соблюдению некоторых обычаев и традиций. Религия подменялась обрядностью.

Теперь же, когда римские христиане просветились истинной верой, для них взошло Солнце Правды. А потому надо было решительно отвергнуть все свои прежние привязанности и устои ради нового учения, ради Господа Иисуса Христа. Ночь безверия прошла, заря христианства занималась. Апостол Павел призывает: …итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Какие же это оружия? Оружия света есть добродетели людские: любовь к ближним, милосердие, благонравие, сердечная чистота, скромность, кротость, целомудрие, добро. Все то, что помогает нам строить жизнь по заповедям Божиим. Все то, что приближает нас к Богу. Каждодневные и неустанные подвиги христианские. Вот об этом стоит задуматься нам, братья и сестры, накануне Великого поста.

Для нас тоже ночь безверия прошла, ибо души наши озарил несказанный Свет Христов. И потому, по словам апостола, как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. К этому призывает римских последователей Спасителя апостол Павел. Об этом должно помнить и всем нам во дни благословенного говения и покаяния. Потому что мы – православные, мы – сына Света! А это ко многому обязывает!

Далее апостол Павел говорит: …облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа. Что значат эти слова? Мы считаем себя последователями Господа. Мы называемся христианами, потому что с момента cвятого крещения и вовеки связали жизнь свою с Господом.

Теперь мы – не свои, а Божии. И доказательством тому должны стать все дни бытия. Наша Богоугодность проявляется в послушании, смирении, терпеливом несении жизненного креста, любви ко Творцу. Но всегда ли, братья и сестры, мы ведем себя так, всегда ли уподобляемся Богу нашему? Разве порой не предстают во всей полноте, не дают о себе знать грехи наши – своеволие, непокорность, гордыня, себялюбие, тщеславие и прочие мерзости? Отчего это происходит? Оттого, что в нас еще слишком много мирского, временного, мы чрезмерно прилепляемся к земным вещам, не думая о главном – о Божественной любви. Наверное, так происходит потому, что мы не познали пока всю полноту этой любви. Тот же, кто любит Господа, ни о чем другом не мыслит, кроме Возлюбленного Бога, дышит Христом, живет Христом, сопереживает Христу, проявляя в земной жизни вечные христианские качества. И тогда каждый творимый поступок определяется любовью к Богу и страхом Божиим. Потому что страшно преступить, совершить беззаконие в глазах Господа, страшно огорчить Вселюбящего Отца Небесного своей непокорностью или непослушанием.

Облечение во Христа значит, что святое Его имя, как путеводная звезда, озаряет каждый шаг нашей жизни, проводимой в подражании и покорности Господу, святой Его воле. В смирении нужно держать пред Богом не только душу, но и тело. Апостол Павел предостерегает: …попечение о плоти не превращайте в похоти. Потому что все удовольствия плоти, какими бы безобидными они ни казались, отвлекают наши души от Бога. И тогда земное затмевает небесное. Греховное затмевает святое. Например, кто много радеет о вкусной пище – становится чревоугодником. Кто алчен до денег – обращается в сребролюбца. Кто падок до противоположного пола – впадает в блуд. В результате, сердце обременяется страстями в ущерб Господу, а оскверненная грехами душа более не может оставаться нерукотворным храмом Божиим. И Христос удаляется из нее. Как страшно! Как тягостно пребывать в разлуке с Богом! Ведь через некоторое время удовольствия надоедают, плоть человеческая пресыщается, зато душа, лишенная Бога, скорбит и страдает, изнывает от боли и тоски. Отсюда берет начало безысходность и ее трагические последствия – алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Будем всегда помнить о том, что всякие излишества в наслаждениях плоти выказывают нас не только противными Богу, но и вносят раскол во взаимоотношения с другими людьми. Например, в римской христианской общине бытовали разные мнения о том, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые из римских христиан ратовали за полное воздержание и от того, и от другого. Они говорили о необходимости постных дней. Но другие христиане считали эти высказывания бесполезными, провозглашая, что такое воздержание ограничивает христианскую свободу. Мы слышали в Апостольском чтении: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Как актуально звучат эти слова накануне святого Великого поста! Православное отношение к посту заключается в том, чтобы преобразить и духовно обновить свою душу. К этому приуготовляют нас истинная жизнь в Боге и деяния, совершаемые ради Христа. Апостол наставляет римских христиан, чтобы сильные в вере поддерживали слабых, потому все они составляют единую духовную семью, проповеданное Господом Царство Божие на земле. Вот почему служить Богу и ближним – самое благодатное дело. Не осуждать, не клеветать, не злословить, не чувствовать своего превосходства над непостящимися. Подходить ко Святой Чаше умиротворенно, простив обиды другим и прося прощения у Господа и людей. Потому что если есть в душе осуждение, то и пользы ни от поста, ни от воздержания нет. Да разве люди, при всей своей человеческой немощи, имеют право на осуждение других? Мы слышали сегодня: Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Только Господь решает участь каждого, никакие человеческие чувства и эмоции не должны здесь преобладать.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Будем же поститься не только телесно, но и духовно, выступая против неправды, человекоугодия и празднословия. Потому как, по словам преподобного Ефрема Сирина: «Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой». Аминь.

Комментировать