- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
…Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия,
будем твердо держаться исповедания нашего.
(Евр.4:14)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот стоим мы сегодня в храме, с особым благоговением и трепетом взирая на Животворящий Крест Господень, изнесенный из алтаря для поклонения и нашего укрепления. Мы стоим, преисполненные скорби сопереживания Господу нашему Иисусу Христу и безмерной благодарности за то, что Сын Божий Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. И Апостольское чтение, прозвучавшее за Божественной Литургией (см. Евр.4:14 – 5, 6), призывает нас быть стойкими в своем исповедании веры. Апостол Павел, взывая к сердцам всех христиан, не устает говорить о том, что мы должны приложить больше старания в нашем благодарении Господу, в ревностном служении Спасителю. Потому что все то, что мы имеем, что в нас есть доброго и хорошего, – не наша личная заслуга, а щедрый дар, которым изволил одарить нас Бог.
С какой убежденностью и вдохновением апостол Павел, этот пламенный ревнитель веры и благочестия, пишет: Братия!.. Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Сын Божий, Спаситель наш Иисус Христос, от сложения мира является Первосвященником, Ходатаем, Посредником между Отцом Небесным и всеми людьми.
Наверное, следует пояснить, кто такой был в Ветхом Завете первосвященник, какое значение он имел для верующего народа. До рождества Христова первосвященником, или архиереем, у иудеев было высшее духовное лицо, облеченное в этот сан от определенного семейства – Ааронова из колена Левиина. Как вы помните, Аарон был указан евреям Самим Богом как первый первосвященник, а после него первосвященником стал его сын. Сан этот передавался по наследству, потому что на этом семействе пребывала особая Божественная благодать.
Первосвященник был облечен полной духовной властью. Он следил за правильностью проведения Богослужений, руководил священнослужителями. На первосвященнике лежали важные обязанности: Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Обратите внимание: для человеков поставляется, то есть не для себя, не для удовлетворения собственных амбиций и стяжания всех преимуществ власти, а для людей, для того чтобы служить посредником между Богом и еврейским народом. Первосвященник, как мы слышали, приносил дары и жертвы за грехи людские. Под дарами разумеются неодушевленные приношения – хлеб, пшеница, вино, елей и многое другое, а под жертвами – чистые животные, которые предназначались для жертвенного заклания. В скинии, а затем в Иерусалимском храме дары и жертвы приносили обыкновенно простые священники. Но по праздникам жертвоприношение совершал сам архиерей. Так, в день очищения, великий праздник для всех иудеев, однажды в год первосвященник должен был входить в святая святых с кровью принесенных жертв. В этом священном месте первосвященник приносил Богу покаяние за грехи всех людей, всего еврейского народа. Естественно, так как первосвященник избирался из людей, ему тоже была свойственна человеческая немощь, он тоже мог грешить, ошибаться, искушаться. И по природе своей мог снисходить невежествующим и заблуждающим. В связи с этим апостол указывает: И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И делал это первосвященник не только в праздник очищения, но и в другие торжественные дни. Понятно, что если архиерей осознавал свои грехи и слабости, каялся в них, желал исправиться, ему были открыты чувства других кающихся грешников, вызывавшие в его душе не осуждение, а желание поддержать, помочь, наставить. Только к костенеющим в грехах своих, не приносящим покаяния, первосвященник не мог иметь сострадания и жертвы за них не приносил.
Быть первосвященником считалось очень почетно. Архиерей имел не только великую власть, но и пользовался всеобщим уважением. Апостол Павел называет служение первосвященника честью. Из людей никто сам собой не мог бы ее воспринять, но только призываемый Богом, как и Аарон.
Теперь давайте поговорим о том, почему апостол Павел называет Спасителя Первосвященником великим, прошедшим небеса, и проводит сравнение с тем, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил в святая святых к ковчегу Завета с жертвенной кровью, приносимой за грехи народа. Господь наш Иисус Христос, истинный Первосвященник, прошел небеса с жертвою за нас, прошел в истинное Божие святилище, чтобы сесть одесную Бога Отца. Не кровью чистых животных искупает Спаситель грехи, а Своей Пречистой Кровью, пролитой на кресте. Раз в год ходатайствовал за народ первосвященник-человек; но беспрестанно, во всё время, во все дни, часы, минуты, ходатайствует за нас Первосвященник-Богочеловек, Сын Божий и Сам Бог. Любовью Своей и сострадательностью Господь превосходит всех прочих первосвященников. Если уж они имели снисхождение к людским слабостям, то Бог наш всегда готов сострадать нам в немощах наших. Потому что Иисус Христос есть истинный Бог, но одновременно Он есть истинный Человек, принявший на себя человеческую плоть со всеми ее болезнями, страданиями, потребностями, и был искушен во всем, кроме греха. Апостол Павел, успокаивая и поддерживая христиан, говорит о том, что твердость веры во Христа как Великого Первосвященника не только благоразумно управит их земной путь, но и наделит духовными благами: Посему да преступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Как ветхозаветные люди с дерзновением приступали к жертвенному алтарю, так и святой апостол побуждает приступать к престолу благодати, месту, где неизменно присутствует Господь наш Иисус Христос.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и мы с вами сегодня приступили к такому месту, вошли в храм Божий, где незримо пребывают наш Спаситель, Пресвятая Богородица, угодники Божии, уже снискавшие сияющие благодатные венцы в пресветлых небесных обителях, и Ангелы. Пред нами – Крест Христов, источник вечной жизни и нашего спасения. В Святой Церкви, членами которой мы с вами являемся, и по сей день, и в вечности Первосвященником является Господь Иисус Христос.
Апостол Павел в своем послании говорит нам, что даже Спаситель не мог Сам избрать Себя на это высочайшее служение: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс.2:7); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4). Христос есть Архиерей вечный, ведь Он по Своей Божественной природе вечен, неизменяем, и Царствию Его нет конца. Но как понимать слова по чину Мелхиседека? Мелхиседек был первосвященником и царем города Салима. В Ветхом Завете он служит прообразом Господа нашего Иисуса Христа: первосвященник и одновременно царь. Еврейское слово «Мелхиседек» значит «царь правды». Господь наш тоже есть Царь вечный, Царь правды и одновременно Великий Первосвященник. Слово «салим» с еврейского языка переводится как «мир». Стало быть, Мелхиседек был царем мира, но ведь Спаситель наш есть Царь мира.
Исторически неизвестно, где, когда и от кого родился Мелхиседек, когда он умер. Сын Божий рожден прежде век и Он – вечен, пребывает вовек. Вот даже по этим аналогиям становится понятно значение слов по чину Мелхиседека. Мелхиседек в лице своем и служении выступает как прообраз Христа и Его служения. И это служение Сына Божия выше обязанностей всех ветхозаветных первосвященников и церковных властей.
Ведь Христос Сам глава Церкви. И вся наша вера Господь наш Иисус Христос. И потому, следуя словам апостола Павла, будем твердо держаться исповедания нашего. Потому что вера – это бесценный дар Божий, в основе которого лежит смирение, сердечная кротость и безмерная любовь. По вере вашей да будет вам, – сказал Господь (Мф.9:29).
С благоговением и трепетом духовным подходя сегодня к Животворящему Кресту Спасителя, прикоснувшись к нему, восполним силы духовные в несении постного подвига, укрепимся в вере, помня мудрое изречение Святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо». Аминь.
Комментировать