- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
Нельзя не говорить о преславных делах Божиих.
Тот, кто умалчивает о них, кто скрывает чудные дела,
тот приносит великий вред делу духовного спасения своих ближних.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшний благодатный день Великого поста к Богослужению утрени присоединяются два особых чтения, которые дороги душе каждого христианина. Во-первых, мы с вами с благоговением и трепетом сердечным прочитали великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – полностью, все 245 тропарей; и, во-вторых, слушали житие преподобной Марии Египетской, написанное святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. Известно, что это житие создавалось примерно в то же время, когда был составлен и великий покаянный канон. Только ли поэтому Святая Церковь соединяет эти два творения, сокровища духовной мудрости в одной службе? Нет! Главным образом потому, что в обоих произведениях говорится о преславных делах Божиих, которые должны быть известны как можно большему числу людей для вразумления и духовного совершенствования. Потому что, как мы слышали, святитель Софроний писал: «Тот… кто скрывает чудные дела, тот приносит великий вред делу духовного спасения своих ближних».
Сегодняшнее Богослужение именуется Марииным стоянием. Мы с вами действительно со смирением и терпением стоим в храме Божием, и молимся, и удивляемся тому предивному чуду, которое явил Господь в жизни преподобной Марии Египетской, когда в ее житии пред нами предстала сперва бездна греха и затем высота добродетели. А разве не пробуждают в нас покаянные чувства, не вдохновляют к делам милосердия и исправлению духовному многочисленные примеры библейской истории, от Адама до апостольской проповеди, приведенные преподобным Андреем Критским в великом покаянном каноне?
Близится окончание Великого поста. И именно потому столь нужна и значима сегодняшняя необыкновенная служба. Дабы те, кто проявили себя ленивыми к духовным подвигам, и вовсе не впали в небрежение и забвение. Ведь так легко успокоить свою совесть ссылками на долговременность Святой Четыредесятницы и строгость ее, так хочется дать плоти своей хоть маленькое послабление. При этом жалость к себе не приносит блага, а ведет лишь к совершению еще большего греха. Не менее опасным и ошибочным является мнение тех, кто считают, что не обязательно соблюдать пост, потому что они тяжко и много согрешили в своей жизни, и сколько бы ни каялись, Бог все равно не сможет их простить. Пример преподобной Марии Египетской, величайшей грешницы, сподобившейся подняться до высот ангельских, свидетельствует о том, что нет таких грехов, от которых невозможно было бы очиститься искренним покаянием.
…Попечение о плоти не превращайте в похоти, – говорил апостол Павел (Рим.13:14). Это очень важные слова, потому что так трудно не переступить границу между тем и другим. Наше тело имеет свои потребности, и в какой-то мере все мы служим своей плоти, чтобы жить, чтобы обеспечивать нормальную жизнедеятельность тела. Ведь мы не можем, например, обходиться без сна, без пищи, без одежды, без многих других необходимых вещей. И в этом никакого греха нет. Но правдой является и то, что нередко все это превращается в источник получения наслаждения и удовольствия. Это когда мы уже не едим, а чревоугодничаем. Не спим, а наслаждаемся покоем, негой и ленью. Не одеваемся для того, чтобы прикрыть свою наготу, а покупаем модную, дорогую одежду, которой можно похвастаться перед другими, покрасоваться перед обществом и, заслужив одобрение, потешить собственное тщеславие. Вот и получается, что мы становимся рабами своих удовольствий и желаний. Потому что падшая человеческая природа всегда будет стремиться к наслаждению. Вывод парадоксальный: мы вроде бы и в Бога верим, но и идолам служим. Идолы – грехи, страсти и пороки, от которых мы никак не можем отказаться. Или не хотим?!
Это-то и должны мы уяснить для себя, братья и сестры, из службы, именуемой Марииным стоянием! Как несовместима вера в истинного Бога с верой языческой, так для христианина невозможно служение Господу и откровенное идолопоклонство, где идолом служит собственное тело. Помните, как пророк Илия еще в Ветхом Завете говорил иудейскому народу о порочности поклонения и Богу, и Ваалу: Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте (3 Цар.18:21). А теперь подумаем, не относятся ли и к нам эти слова?
Атеисты, люди, не верующие в Бога, не знающие и не признающие Господа, жизнь свою строят на поклонении кумирам. Этими кумирами могут быть люди – политики, деятели культуры, искусства. Это могут быть – богатство, деньги, красивые вещи, недвижимость. Это может быть бизнес, карьера, повышение по службе. Да что угодно! Их логику в общем-то можно понять: живем один раз, когда умрем, все кончится, а потому надо взять от этой жизни все сполна. Прискорбно, страшно – однако понятно. Но как же быть с нами, исповедующими Господа Иисуса Христа? Разве мы не пытаемся порой совместить несовместимое – жизнь по заповедям Божиим и удовлетворение своих греховных страстей?! Не стоит ли нам еще раз задуматься над мудрыми словами преподобного Нила Синайского: «Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить»?
А ведь трудно, так трудно отказаться от того, что нравится, что доставляет телу твоему удовольствие. Великий пост идет – ну ладно, один только сериал по телевизору посмотрю, ничего же страшного не будет. Великий пост идет – чуть-чуть молочка попью, что-то слабею телесно. Великий пост идет но службу-то такую длинную не отстоять, ноги болят, домой пойду, по хозяйству дел много. Так и малодушничаем, так и хромаем на оба колена – то туда, то сюда мечемся между Богом и земными удовольствиями. Приносим Господу покаяние, очищаемся паче снега, возносимся душой и помыслами к небесам, а потом вдруг опять поддаемся страстям и порокам, падая в греховную грязь.
Преподобная Мария Египетская, житие которой мы сегодня слушали, отличалась именно цельностью личности, в ней не было никакой раздвоенности – она служила лишь тому, что считала для себя главным в жизни. Сначала это был страшный грех, блудная страсть, которую она не скрывала, а предавалась ей полностью, со всем неистовством. Как передавал святитель Софроний, Мария сама говорила старцу Зосиме: «Без стыда и ужаса не могу даже теперь вспоминать о тех мерзостях, какие я тогда допускала в своей жизни… Семнадцать лет я предавалась ужаснейшему распутству». Мы слышали о том, как села она на корабль, направляющийся в Иеру салим на праздник Воздвижения Креста Господня. Села не для того, чтобы, как другие паломники, поклониться святыне, а для удовлетворения своей греховной похоти. И вот в день праздника она не смогла войти в храм вместе с другими людьми. Неведомая сила преградила для грешницы вход в святое место. Прогневался на нее Господь.
Но ведь гнев Божий – это совсем не то же самое, что наша ненависть и негодование. Гнев Отца Небесного – зримое проявление Его Божественной любви. По любви Своей Бог не пускал эту женщину в храм, дабы душа ее очнулась, встрепенулась, затосковала о вечном. И мы знаем, братья и сестры, что так и случилось! У входа в храм произошло преображение и духовное обновление преподобной Марии. Великая грешница через глубочайшее и искреннее покаяние и решимость полностью изменить свою жизнь обратилась в великую угодницу Божию. А когда произнесла это благословенное решение пред иконой Божией Матери, то смогла не только войти в храм, но и с благоговением приложиться к Животворящему Кресту Господню. И тогда, как и при обретении Креста Христова, произошло чудо: как в похоронной процессии, проходящей мимо, прикосновением Животворящего Древа был воскрешен усопший, так и мертвая для духовной жизни, отягченная блудной похотью воскресла, восстала из греховного плена, приложившись ко Кресту, преподобная Мария Египетская. Всей душой она возлюбила Господа и также всей душой возненавидела свой грех. Что потом происходило в ее жизни, мы, братья и сестры, слышали с вами сегодня.
Семнадцать лет служения греховным наслаждениям сменились семнадцатью годами непрестанного борения в пустыне: «В этой тяжелой борьбе со своими безумными страстями, как с лютыми зверями, ей приносила успокоение только горячая молитва, возносимая к Богу и Пресвятой Богородице». Труден был ее путь, но именно он, основанный на любви к Богу и ненависти ко греху, был единственно правильным, истинным и вел к небесам, к желанному Царству Небесному.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Бездну человеческого падения, силу Божественной любви и ответную любовь к Богу мы видели в житии преподобной Марии, прочитанном за сегодняшним Богослужением. О многом говорит и многому учит нас пример преподобной Марии Египетской. По Божиему дару свободы человек сам вправе выбирать, по какому пути идти – по пути спасения или по пути порока. Не стоит думать, что Бог не простит тяжких наших согрешений. У грешника всегда есть надежда на помилование – на милость Божию, в основе которой лежит всепрощающая Божественная любовь. С покаяния для многих начинается совершенно новая, иная жизнь. Потому что мы помним о том, что для Господа более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк.15:7).
Да, Отец Небесный любит нас, любит всех, даже заблудших, запутавшихся в греховных сетях чад Своих. Через Господа нашего Иисуса Христа верою в Сына Божия все мы усыновлены Богу Отцу. Но нельзя злоупотреблять этой Божественной Отеческой любовью. Если мы сами действительно любим Бога и стремимся к Нему, то будем бояться огорчить нашего Творца и Создателя недостойным поведением, рабской покорностью грехам нашим.
Преподобная Мария Египетская через покаяние из отчаянной блудницы стала образцом целомудрия. Современное общество, погрязшее в грехах и пороках, не признает целомудрия и относится к этой добродетели как к устаревшей. Между тем мы, христиане, должны знать, насколько человек обязан бережно относиться не только к своей душе, но и к телу. Вспомним слова апостола Павла: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? …что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою (1Кор.6:15–20). Человек, не верующий в Господа, считает тело исключительно своим достоянием, а потому и утверждает свое право полностью распоряжаться им. Так проповедуются и оправдываются так называемые свободные нравы, которые в сущности представляют собой узаконенный разврат или блуд. Но христианство не пренебрегает плотью, наоборот, поднимает плоть до высот небесных, признавая нерукотворным храмом, в котором пребывает Господь. Ведь когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, принимаем в себя Пречистые Тело и Кровь Христовы, мы внутренне обновляемся, очищаемся и освящаемся Самим Господом, становясь храмом Господним. А разве в храме, доме Божием, может быть терпима какая-либо грязь или нечистота?
Вот почему для нас так дорого понятие целомудрия, которое представляет собой целостность человека, выраженную как в физической, так и в духовной чистоте и красоте, гармонии, совершенстве плоти и души, тела и духа. Только обретя такую гармонию можно достойно противостоять злу, насилию, разврату, царящему в мире. Только так можно сохранить умиротворенность и спокойствие в собственной душе, озаренной неизреченным светом высшей любви – любви к Богу. Аминь.
Комментировать