- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся,
тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся,
и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.
Тропарь Великого Четверга
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Богослужения Страстной седмицы переполняют сердце каждого христианина особым трепетом и благоговением. Сколько проникновенных молитв и песнопений слышим мы сейчас в храме Божием! И все они наполняют нас неизреченной благодатью, пробуждают потребность и стремление к покаянию. Страдая вместе с Господом Иисусом Христом, благословенными сопереживаниями преображаем и обновляем мы собственную душу. Вот почему нет для нас в эти святые дни более важного и значительного дела, чем на жертвенную любовь Христа отвечать своей пламенной любовью. Потому что именно это чувство приводит нас каждодневно в дом Божий, дабы разделить со Спасителем последние, самые тяжкие часы и минуты.
В песнопениях церковных проходят перед нашими духовными очами в определенной последовательности те памятные события. С сердечным волнением внимаем словам умилительного тропаря: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает».
О чем идет речь здесь? И о последней Пасхе Христа на земле, о Тайной вечере, на которой Самим Господом было установлено таинство Святого Причащения, и о корыстолюбии Иудином, о страшном предательстве его.
Прежде искупительных крестных страданий Господь наш Иисус Христос хотел вкусить Пасху с учениками Своими. Тайно собрались они в приготовленной горнице. И в заключительной беседе Божественный Учитель заповедал им любовь. Да, они уже любят друг друга, любят ближних, но пока еще любовью человеческой, несовершенной.
И вот, в пример величайшего смирения и любви, Сын Божий склоняется, чтобы умыть ноги ученикам. Мы помним, братья и сестры, как сопротивлялся тому апостол Петр, сама мысль о том, что любимый Божественный Учитель берется выполнять эту унизительную работу, не дает ему покоя. И Господь просвещает его: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову (Ин.13:8–9). Примером смирения Господь не только явил ученикам Свою Божественную любовь, но научил не считать для себя унижением самоотверженно служить ближним.
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся», – поет Святая Церковь. Главным же просвещением христиан явилось величайшее таинство, которое даровал всем верным на Тайной вечере Господь наш Иисус Христос. Взял хлеб, возблагодарил Отца Небесного за все милости, благословил сей хлеб, преломил на части и, раздавая апостолам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Потом поднял чашу с виноградным вином, благословил и, обратившись к ученикам, произнес: пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:28). Причастив апостолов, Спаситель заповедал всегда совершать это благословенное таинство: сие творите в Мое воспоминание.
Трудно выразить словами значимость Святого Причащения. Благодаря этому таинству Церкви мы сподобляемся быть общниками Божества, когда Тело воплотившегося Бога становится нашим телом и Кровь Его – нашей кровью. Что может быть выше и благодатнее этого неизреченного единения?! Господь говорит: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:56). Слова эти свидетельствуют о взаимном, при условии участия в Евхаристии, пребывании Сына Божия в нас и нас в Нем. Потому что, воплотившись, Он воспринял на Себя человеческую плоть, которая, соединившись с Его Божеством, стала всецело обоженной, и эту самую Плоть в таинстве Святого Причащения мы принимаем в себя, очищаясь от всякой греховной скверны, обновляясь и освящаясь. А покаянием искренним исповедованием перед Господом всех своих согрешений мы приуготовляемся к этому благодатному событию, стремимся к тому, чтобы тело, сердце и душа стали нерукотворным храмом Божиим. И просим Бога, чтобы милостью Своей помог нам обрести эту святость.
Тот же, кто причащается недостойно, кто подходит ко Святой Чаше с недобрыми мыслями и чувствами, тая на сердце обиду и злобу на ближних, тот уподобляется предателю Иуде, о котором мы слышали: «…тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает». Ведь он тоже присутствовал на Тайной вечере и принял от Господа Святое Причастие. Но, трапезничая и сидя за одним столом с Господом, в душе своей Иуда, больной корыстолюбием и завистью, ставший не славным учеником, а рабом своих страстей и пороков, вынашивал замысел страшного предательства. И эта раздвоенность ему самому приносила тяжкую муку, когда даже одно присутствие Господа и Спаса Христа он ощущал теперь как безмолвный укор себе. И в нем тоже кричала, вопила совесть, но Иуда подавил, заглушил этот вопль, последнюю надежду на исправление и спасение. И не дрогнул, когда Господь сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин.13:27). И пошел, чтобы беззаконным судиям праведного Судию предать.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Слушая молитвы и песнопения, которые проникновенно звучат сегодня в храме, постараемся понять и ответить на вопрос: для чего мы живем на земле? Кто мы – славнии ученицы или злочестивые иуды? Так хочется тут воскликнуть: «Мы – верные, мы любим Господа! Разве можно нас сравнивать с Иудой?!» Но посмотрите, братья и сестры, на мысли и дела наши, которые изобиличают в нас и иудино сребролюбие, и иудино тщеславие, стремление прославиться, занять почетное место в человеческом обществе, и иудино маловерие. Кто из нас, современных христиан, готов жизнь отдать ради Христа?! а ведь славные ученики Господа, подавляющее большинство их, именно так, претерпев мученическую кончину, завершили свой земной путь.
Да, сейчас другое время. По милости Божией, Церковь Христова не подвергается гонениям, как в первые века христианства. Никто не требует от нас смерти для подтверждения веры. Современные гонения иные – не физические, а нравственные. Гонителями веры нашей выступают собственные соблазны, страсти, искушения плоти. Ради временного, земного удовольствия мы добровольно отказываемся от соблюдения заповедей Божиих, от радости Богообщения и, самое страшное, от Святого Причастия! Увлекаясь суетными заботами и каждодневными проблемами, оттягиваем, откладываем на потом и исповедь, и причастие. Оправдываем себя, дескать, мы сейчас не готовы, а на самом-то деле, стыдно сказать, нам просто лень потрудиться для Господа, не хотим молиться, не желаем поститься, не стремимся очиститься от грехов своих. Мы свыклись со своими грехами, постепенно подчинились им, и вот уже не мы главенствуем над ними, а они над нами! Так разве это не предательство Господа нашего, не отдаление от Него?!
Господь Иисус Христос Кровью Своей, излитой на кресте за спасение человеческого рода, даровал нам надежду и возможность наследовать жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. …Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин.3:16, 18). Создавая этот мир, Бог во всем проявил Свою премудрость. Человек сотворен по образу Божиему и подобию, он – венец творения, наделенный разумом и бессмертной душой. Мы, христиане, знаем и исповедуем, что последняя и главная цель нашего существования – не земной мир, мир греха и страстей, где все тленно и временно, а Царство Небесное. Вот почему в этой жизни нам предстоит непрестанная борьба с самими собой, собственными грехами и беззакониями, страстями и пороками. Никто не утверждает, что это легкий бой, но победа в нем благословенна и являет восстановление в человеческой сущности образа Божия и подобия. Ведь Господь говорит: Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Будем просить у Господа, чтобы укрепил Он нас в этом непрестанном борении. Да наставят нас на духовное совершенствование и постные подвиги слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Берегите же свою веру крепко, подвизайтесь за свою веру, в которой спасались и спаслись наши святые и наши предки, и достигайте вечной жизни, в которую вы позваны благодатью и милостью Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.
Комментировать