- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
Свет Христов просвещает всех!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В один из самых знаменательных моментов Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в благодатное время Великого поста, отворяются Царские врата и священнослужитель, появляясь с кадильницей и свечой в руке, крестообразно знаменует всех предстоящих в храме Господнем, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» И все мы, трепетно и сердечно внимающие этому благословенному гласу, падаем ниц в земном поклоне. Ведь то, что происходит в храме в это мгновение, символизирует особую Божественную благодать.
Отверзаются Царские врата – открывается пред нами само Царство Небесное. А священник, подобно чистому Ангелу, является к нам с благословенными дарами Божиими. Кадильница и свеча в его руке знаменуют всю полноту милости Духа Святого, духовно преображающего и наполняющего небесными щедротами каждого истинно верующего человека. Так как же можно без трепета и благоговения встречать столь радостные знамения Божественной благодати?!
Мы не просто делаем земной поклон, мы склоняем головы в стремлении полностью подчинить свою волю Промыслу Божиему, посвятить всю жизнь свою Господу, отныне строить бытие наше не по естественным устремлениям плоти, а по духу, пребывающему в нас, по заповедям Божиим. Земным поклоном, совершаемым пред Самим Господом, в храме Предстоящим, мы выражаем наше величайшее смирение и готовность послужить Богу, потому что для христианина нет и не может быть более желанной надежды и мечты, чем действительно просветиться всепобеждающим и животворящим светом Христовым.
Если этот свет озарит нашу душу, то все земное, временное, суетное потеряет для нас всякое значение, потому что мы познаем настоящее просвещение и откроем Господу все свое существо, всю свою любовь, становясь не просто верующими, но светоносными, несущими свет Христов другим людям. Да уподобимся, братья и сестры, в духовной жизни нашей тем верным последователям Христа, о которых апостол Павел писал, что они яко светила в мире (Фил.2:15).
Но что же требуется для того, чтобы испытать на себе эту Божественную благодать? Ведь слова Церкви Христовой обращены сегодня к каждому стоящему в храме, без исключения. Почему же далеко не все могут принять на себя это благословенное просвещение?! Для того чтобы понять это, давайте вникнем в смысл и значение слов, произносимых священнослужителем.
«Свет Христов просвещает всех!» – звучит в стенах храма во время Великого поста. И это значит, что в нас самих пока недостаточно света истины, что сами мы, признаемся в этом честно, не являемся подлинными носителями света Христова, иначе просто не было бы необходимости нас просвещать. Апостол Павел сравнивал человека, не знающего Святого Евангелия, с тьмой. Причем это относится и к людям, с мирской точки зрения весьма образованным, постигшим разные науки, владеющим многообразными знаниями. Но если в них нет главного, если они не исповедуют Господа нашего Иисуса Христа, то все прочие познания лишь отвлекают от действительно единственно необходимого для каждого человека – познания собственной души, глубины своего сердца и трепетности совести. Впрочем, ум человеческий, принявший науки, имеет потребность вникать в суть происходящего, порой не удовлетворяясь открытыми для себя знаниями. Отсюда стенания души, поиск основ бытия. Но без Бога здесь не найти выхода. Без Божественного озарения и любви нет истинного просвещения. И к чему тогда, спрашивается, весь этот багаж знаний, если он не приводит к Господу, не наставляет на путь спасения. Вот почему даже очень образованный с мирской точки зрения человек точно так же нуждается в просвещении свыше, как и тот, кто не постиг в своей жизни глубин земных наук. Перед Богом в этом плане все равны.
«Свет Христов просвещает всех!»… Полнота света Христова одинаково значительна для каждого человека, вне зависимости от его образования или социального положения. Никакая земная мудрость без Промысла Божиего не способна вместить полноту Царства Небесного. Ученые пытаются постигнуть мир и законы бытия разумом, христиане же верой, духовным зрением, очами сердечными. Такое подлинное восприятие мира и человека дарует именно свет Христов. Никакого противопоставления здесь нет! Науки, если они действительно подкрепляются истинными знаниями и открытиями, ни в коей мере не противоречат Божественному устройству бытия.
Учение Господа нашего Иисуса Христа в равной степени важно и необходимо богатым и бедным, облеченным властью и занимающим самое низкое место в общественном устройстве, молодым и старым, взрослым и детям. Всем!
«Свет Христов просвещает всех!»
Владеющих материальными благами свет Христов призывает быть щедрыми, милосердными по отношению к ближним, к нуждающимся в сей жизни, учит искать богатства не земного, временного, а вечного, небесного. Бедных людей утешает знанием о том, что ради спасения рода человеческого Сын Божий, приняв на Себя земную плоть, явился в мир не грозным, всепобеждающим царем, а служителем людей, показав пример величайшего человеческого смирения. И никакое людское испытание не сравнимо с теми муками и страданиями, которые претерпел за нас безгрешный Господь.
Тот, кто стоит у руля общественной власти, в свете Христовом ощущает свою ничтожность по сравнению со славой и величием небесного Владыки, Творца неба и земли, Бога Вседержителя. Уничиженным же пред людьми дана неизреченная надежда на то, что пред Богом своей искренней верой и добрыми делами они могут воссиять в величайшей Божественной благодати и достигнуть столь желанного наследования Царства Небесного. Старцам свет Христов открывает жизнь вечную, в которой не будет старости, болезней, печалей возраста. Молодых просвещает в неустанной борьбе со своими грехами, страстями и искушениями, дабы они сподобились стать настоящими последователями Христа, достойно несли свой жизненный крест и являлись носителями света истины. Даже малым детям необходим свет Христов, потому что именно он отверзает их чистые, непорочные уста на хваление Господу. Вот почему для всех людей без исключения Святая Церковь провозглашает через своих священнослужителей: «Свет Христов просвещает всех!»
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Иногда мнимое жизненное благополучие заслоняет от нас потребность в духовном просвещении. Но ведь никакие земные блага, никакой материальный достаток не сравнятся с блаженной вечностью и сокровищами небесными. Мы можем в этой жизни утешаться и обманываться различными временными удовольствиями, пока однажды свет Христов не откроется нам, не поразит своей глубиной и силой, не просветит душу. И тогда в нас засияет ни с чем не сравнимое желание познать истину, появится стремление возлюбить Господа и так преобразовать свою жизнь, чтобы соделать ее отныне и навсегда угодной Богу. Потому что только в Свете Христовом можно увидеть Творца Вседержителя, наш мир и себя лично в подлинной сущности, в истинном виде многогранного мироздания.
Просвещение светом Христовым не только духовно преображает человека, но и побуждает его на совершение светлых дел – дел веры, добра, милосердия, сострадания и любви. Нельзя устами исповедовать христианскую веру, а беззакониями своими позорить и предавать Спасителя. Если мы знаем, что прегрешения наши есть по сути своей дела тьмы, почему же мы к ним так стремимся, почему опять и опять поддаемся на искушения, становясь не чадами Божиими, а рабами греха?! Да, мы немощны, мы подвержены соблазнам и потому часто впадаем в грех. Но свет Христов, просвещая нас, дает силы подняться, раскаяться в совершённых злодеяниях и очиститься от греховной скверны искренним, идущим из глубины души покаянием.
Трепетно внимая словам Святой Церкви, поучающей и наставляющей нас на жизненном пути, сподобимся всегда различать свет Христов от ложного света, ослепляющего и помрачающего душу, ввергающего ее в гордыню, тщеславие, маловерие и многопопечительность. Только Господь Иисус Христос есть истинный Свет наш, просвещающий каждого человека, рождающегося и грядущего в мир или из этого мира исходящего. Ведь, как пишет святитель Тихон Задонский: «Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией. Чувствуя эту любовь в своем сердце, человек отзывается словами любви: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! (Пс.17:2)… Истинно любящий Бога ни на земле ни на небе ничего не желает, кроме Бога… Такому быть и в аду с Богом – рай; без Бога – и в небе мучение». Аминь.
Комментировать