митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник

Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути:
се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем.

Стихира на хвалитех на утрене

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот и дошли мы с вами, подвизаясь на благодатном и трудном поприще Святой Четыредесятницы, до Великого Понедельника, дня, когда Господь грядет к вольной страсти. И сегодня Церковь Христова в своих вдохновенных песнопениях призывает всех верных исповедников Господа нашего Иисуса Христа последовать за Спасителем, сострадать Ему на голгофском пути, сшествовать в духе Божественному Сыну и так настроить свою душу, чтобы ничто не мешало искреннему сопереживанию.

«Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем». Вместе с Господом вступаем мы в Страстную седмицу. И для нас тоже сегодня глаголет Сын Божий, обращая наше внимание на последующее вскоре предательство ученика. По доброй воле принимает на Себя Господь наш Иисус Христос тяжкие и лютые мучения. За грешный род человеческий готов пострадать на кресте Безгрешный Спаситель. Но как же мы должны следовать за Спасителем в эти благословенные святые дни? Как должно сострадать и, возможно, сораспяться с любимым Господом? Заглянем в свои сердца, братья и сестры, распахнем навстречу Христу душу и именно там найдем ответы на эти вопросы!

Не только к апостолам, но и ко всем нам обращены слова Господа: …се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Наступает время смерти Христа, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф.26:2). Найдем ли мы в себе силы и мужество повторить слова учеников Его: пойдем и мы умрем с ним! – которые столь решительно произнесли они, узнав о смерти Лазаря (Ин.11:16). Вот какова была их дружба! Ради любви к другу даже жизни своей не жалели апостолы. Но ведь сегодня речь идет о Самом Господе! Каково же наше отношение к происходящему ныне? Неужели мы слабы и малодушны, неужели мало любим Бога?! Ведь всем нам Спаситель говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Не убоимся ли мы стать недостойными Господа?!

Вот почему в эти святые дни Церковь Христова призывает нас сшествовать грядущему на страдания Спасителю нашему Иисусу Христу и смиренно нести свой крест. Станем же с благоговением сердечным внимать этому проникновенному призыву и всей душой своей обратимся к страдающему Господу, ибо к нам обращены следующие слова этой стихиры: «…приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем». Разделить страдания Спасителя – что может быть выше и дороже для сердца христианского?!

Но вы можете спросить: где же крест наш, где Голгофа, на которую следует нам взойти вслед за Господом?! Крест наш в несении трудностей, в трудах и лишениях, в смиренном принятии всего того, что посылает Бог на нашем жизненном пути. Ведь нам с вами выпадают не только радости и успехи, но и испытания – невзгоды, болезни, различные переживания, все то, что так сложно переносить с терпением и смирением! Если мы ропщем, сетуем на Бога за нелегкую жизнь, значит, нет в нас должного сострадания Спасителю, Который ради нас претерпел еще большие страдания душевные и телесные. Воля Божия такова, что кресты повсюду ожидают ищущих спасения. Как писал апостол Павел, трудности и испытания никогда не оставляют христиан, потому что жизнь верных последователей Господа очень часто проходит в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор.11:26–27). Все это – испытания внешние. Но разве меньше терзаний доставляют нам внутренние испытания души нашей, когда нужно преодолевать желания и устремления нашей греховной и бренной плоти?

Мы так склонны раболепствовать греху, поддаваться на земные соблазны и искушения. Если даже апостол Павел, живший всецело во Христе, очень часто чувствовал на себе тяжесть плоти и с болью душевной писал: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? <> …Я умом (моим) служу закону Божию, а плотью закону греха (Рим.7:24–25), – то что же говорить о нас, постоянно в греховности пребывающих?! Вера и совесть влекут нас к исполнению истины и закона Божия, тогда как падшая природа и нечистые ее желания – к совершению действий, беззаконных пред лицом Творца. Так что, братья и сестры, нам нет недостатка в крестах! От самого рождения до смертного часа, ежедневно и ежечасно сораспинаемся мы со Христом и вместе с Ним обретаем воскресение, если действительно идем путем борьбы со своими страстями. Силой веры и христианской любви мысленно взойдем вместе со Спасителем на Голгофу. Страхом Божиим и размышлениями об искупительной жертве пригвоздим ко кресту все наши грехи и страсти, дабы больше никогда не подвизаться злу, неверию, ненависти и жесткосердию. Пусть память о распятии и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа удержит от всех согрешений, охладит порывы страстей и недобрых намерений. Ведь сораспявшись со Христом мы будем иметь благословенную возможность возродиться к жизни новой вместе с воскресшим Господом, и, как говорится в заключительных словах стихиры, «да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное». Вот какую неизреченную радость и торжество приготовил для нас Вселюбящий Господь!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как бы ни были тяжки страдания и муки, понесенные Спасителем на древе крестном, какой бы ужасающей ни казалась смерть Сына Божия, Животворящий Крест Господень несет в себе жизнь вечную и знаменует победу над самой смертью. По словам апостола Павла, если на кресте разрушается внешний наш человек… то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.4:16). Сам Господь совозвышает нас в горний Иерусалим, в Царство Небесное, возвеличивает неизреченной Своей славой. Только и от нас требуются каждодневные усилия, непрестанная борьба как внешняя, так и внутренняя. Кто распинает себя со Христом, тот уже в этой жизни воскресает духовно и уже здесь и сейчас наслаждается предвкушением блаженной вечности. Может ли быть что-либо радостнее и благодатнее этого?! Так место ли сейчас колебаниям, мудрствованиям ума или житейским заботам? Отложим всякое недоумение и страх, возлюбим Господа всем сердцем и всей душой своей, вооружимся самоотречением, последуем за Спасителем, с благодарностью и благоговением неся жизненный крест. Ведь Господь видит и ценит каждое благое наше начинание, каждый добрый всплеск души! И пусть впереди нас ждут трудности, различные тяготы бытия. Никто и ничто не собьет нас с верного пути, потому что Сам Господь укрепляет пусть слабые, но преданные Ему души. Если есть искренняя вера в Бога, значит приложится, по милости Отца Небесного, и сила исповедания, и смелость благовестия, и самоотверженная любовь, для которой никакие препятствия не страшны. И тогда святой подвиг молитвенного делания и духовного совершенствования явится не только трудом, необходимым для дальнейшей духовной жизни, но и постоянной потребностью, основой нашего земного существования. Да, пусть вследствие этого будут пересмотрены прежние жизненные ценности и критерии оценки мира и себя в этом мире. Да, пусть далеко не всё и не сразу в сегодняшнем бытии устроит нас. Но с Богом в сердце нам есть куда стремиться и есть что обретать! Святитель Григорий Богослов учит: «Только в искании Бога и Божественного не знай меры и насыщения. Бог еще больше дарует Себя тем, кто приемлет Его. Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и изобильно источая Себя им». А преподобный Ефрем Сирин пишет: «В какой мере ты собираешь свой ум к исканию Господа, в такой же и еще в большей мере Он побуждается собственным милосердием… прийти к тебе и успокоить тебя». Аминь.

Комментировать