- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования
непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву.
(Евр.6:17)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В четвертую Неделю Великого поста мы с вами слышали слова апостола Павла из Послания к евреям (см. Евр.6:13–20) о клятве Божией и клятве человеческой. Спросим себя, почему в эти святые покаянные дни Церковь предлагает апостольское слово именно об этом? А потому что клятва – дело великое. Напрасная божба, ложная присяга или неразумная клятва могут иметь для человека самые тяжкие и необратимые последствия.
Вам наверняка памятны слова Господа нашего Иисуса Христа: …говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф.5:34–37). Мы должны четко уяснить для себя, что клятва, удостоверение именем Божиим, по-другому божба или присяга, может употребляться только в крайних, особых случаях и при этом должна удостоверять исключительно правду, истину.
Еще в Ветхом Завете иудейскому народу было заповедано от Бога: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев.19:12). Или в другом месте: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Втор.5:11). Спаситель же наш Иисус Христос призывал учеников Своих, всех верных последователей христианской веры, вести такую честную, богоугодную, праведную жизнь и в глазах Божиих, и в глазах людских, чтобы клясться не надо было вообще, чтобы близкие верили одному утвердительному или отрицательному заявлению.
Но вернемся к посланию апостола Павла. Почему в сегодняшнем апостольском чтении говорится о клятве? Первые христиане, к которым и обращается апостол, в то сложное для выживания Церкви время грешили частыми и ложными клятвами и обещаниями. Они перестали воспринимать присягу как нечто важное и значительное. Впрочем, это можно отнести и к нашим дням. Мы слишком привыкли к обыденности клятвы, произносим ее, часто не задумываясь ни о последствиях, ни о малозначительности обстоятельств, с которыми наши заверения связаны. Между тем клятва для Господа Бога имеет очень важное значение. Ее нельзя превращать в привычку или, что еще хуже, прикрывать ею ложь. Ведь Бог видит всё, Ему открыты все наши мысли, чаяния, желания, любое движение души! Разве не страшно пред лицом Вседержителя быть клятвоотступником или лжесвидетелем, когда Сам Бог так внимательно относится к клятве? Вот мы слышали из уст апостола Павла: Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. Вспомним, какое обетование, то есть обещание, давал Аврааму Бог? Как свидетельствует Священное Писание, Авраам происходил из семьи Фары. Отец его служил ложным богам. И вот в лице Авраама Господь Бог пожелал сохранить чистую веру, потому велел ему покинуть родительский дом и идти в землю, далекую и совсем неизвестную. Авраам, как мы знаем, послушался Творца, поселился в землях, указанных Господом. При этом Бог сказал, что от Авраама произойдет народ великий; чрез него и особенно его Потомка благословятся все племена земные (см. Быт.12:1–3). Но Авраам был уже достаточно стар годами и оставался бездетным. В течение десяти лет праведник ждал, но обетование Вседержителя о многочисленном потомстве оставалось несбыточным. Авраам печалился, в ответ на слова Бога о ждущей его великой награде произносил: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным (Быт.15:2). Но тогда Господь указал Аврааму на ночное небо, усыпанное звездами, и сказал, что у него будет не меньшее потомство, праведник уверовал, и за твердую веру свою действительно был впоследствии одарен детьми, как и обещал Бог. Причем вера праотца пред очами Божиими явилась благочестивым и праведным делом.
Вы помните также, братья и сестры, что когда появился на свет долгожданный Исаак, Бог повелел Аврааму принести его в жертву: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт.22:2). И как поступает Авраам? Конечно, он очень любит своего подросшего тринадцатилетнего сына, в котором все надежды и чаяния его, но Бога Авраам любит не меньше, и потому он повинуется, смиренно и беспрекословно. Идет на указанную гору, подготавливает жертвенник, кладет на него Исаака и заносит над головой мальчика нож. Но Бог не допустил смерти отрока. Господу нужна была не смерть ребенка, но – несомненное, полное доверие Его Промыслу и искренняя любовь, которую Авраам явил воочию.
И за это Авраам удостоился от Бога клятвенного заверения, что все обещанное непреложно сбудется. Апостол пишет: Так Авраам долготерпев получил обещанное. Зачем же Бог поклялся Аврааму? Да не просто поклялся, а Самим Собой. Впрочем, кем же и чем еще мог поклясться Отец Небесный? Мы слышали в апостольском чтении: Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Чем клянутся обычно? Высшим для человека – Богом, Ангелами, святыми угодниками, небом, землей, родиной, матерью, детьми, своей жизнью… И так как человек благоговеет пред святым именем Бога, то клятва является удостоверением в решении любого спорного вопроса. Выше Бога нет ничего, вот почему Господь, давая клятву людям, клялся Самим Собой. Благословенная клятва эта состояла в том, что Отец Небесный обещал праведнику непременное явление Спасителя именно из Авраамова рода, и люди должны верить в Мессию, который принесет освобождение от греха, восстановит Богообщение, укажет путь в Царство Небесное.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! По величайшей любви Своей Бог Отец еще задолго до пришествия в мир Бога Сына дал людям это благословенное обещание. Более того, Вседержитель подтверждал верность Своего обетования разными явлениями, которые должны были убедить род человеческий. Для того-то являлся Он ветхозаветным праведникам, открывал людям различные пророчества, звучал гласом небесным. И вот из уст Божиих была произнесена клятва, последний способ убеждения, выше которого нет ничего. Наследниками обетования являются здесь все духовные чада Авраама, а в более широком смысле – все верующие во Христа.
За веру и долготерпение праведный Авраам получил исполнение Божественного обещания. А разве нам, братья и сестры, Господь наш Иисус Христос мало благословенного обещал? Что же порой мы становимся так маловерны, почему ропщем на Бога за нескорое исполнение просимого? Признаемся, что нет в нас не только долготерпения Авраамова, но и обыкновенного человеческого терпения. Очень нам его не хватает! Мы постоянно забываем о том, что Бог любит нас и, как Вселюбящий Отец заботиться о каждом Своем неразумном чаде и, конечно же, хочет, чтобы в нас не угасала надежда на Его премудрый Промысл, чтобы сердца были наполнены беззаветным доверием к Нему. Только жизнь, преисполненная верою в Бога, будет способствовать обретению душевного мира и спокойствия. Надежда на Господа – вот якорь безопасный и крепкий. Только надежда на Спасителя поможет нам достойно пройти бурный океан земного бытия и достигнуть Небесного Царства, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Мы должны радоваться и ликовать, потому что Сын Божий является нашим Предтечей и приуготовляет место всем верным последователям Своим. Господь вошел туда как наш вечный Первосвященник, первым вошел, чтобы облегчить указываемый нам путь.
Постараемся же не огорчать Господа ложными обещаниями, не нарушать заповедь Спасителя о клятве. Если мы станем вести чистую христианскую жизнь, если будем являть ближним любовь, сострадание и добро, не только хорошо говорить, но и хорошо поступать, то людям, общающимся с нами, совсем не понадобятся клятвенные заверения, потому что они вполне поверят каждому нашему честному утвердительному или отрицательному слову.
Будем же с терпением и смирением ожидать свершения обетований Божиих в нашей жизни. Святитель Филарет, митрополит Московский, поучает: «Чтобы долго идти к спасению узким путем, необходимо постоянство и терпение… Нужно уповать на благодать, но при этом подражать тем, которые верою и терпением наследуют обетования (Евр.6:12)». Аминь.
Комментировать