- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего,
чрез Которого и веки сотворил.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами слышали в Апостольском чтении (см. Евр.1:1-12), как первоверховный апостол Павел увещевал христиан Палестины[2] не оставлять веры в Господа Иисуса Христа, показывая Его превосходство и славу не только над всеми людьми, но даже над Небесными Силами. Среди евреев, исповедующих Христа, к моменту написания данного послания укрепилось стремление объединить христианские догматы с иудейскими или же, наоборот, вовсе отвергнуть Ветхий Завет как устаревший и не имеющий больше никакого значения. Это были опасные тенденции, следование которым могло привести к краху души, к стойкому безверию. Естественно, апостол не мог допустить, чтобы христианская община, которая, по Божией милости, образовалась в Палестине, шла по ложному пути. Зная, как иудеи трепетно относятся к древним пророчествам, апостол Павел говорит о том, что Отец Небесный обращается теперь к людям не через пророков, а непосредственно через Своего Божественного Сына, Которого послал на землю для искупления грехов рода человеческого: Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Иисус Христос – Наследник всего мира. Нет ничего на свете, что было бы не подвластно Господу. И потому Он не сравнится ни с одним, самым знаменитым пророком! Через Господа и Спаса нашего даны людям благодатные средства спасения от беззаконий и духовной смерти. Сын Божий открыл дорогу к Небесному Отцу, вернул человечеству столь долгожданное теснейшее Богообщение, вывел людей из рабства греху. Ведь до искупления на кресте, отягченные печатью первородного греха, люди очень легко впадали в искушения, поддавались страстям и порокам, потому что были ближе не к Богу, а к врагу рода человеческого. И только Сын Божий, Распятый и принявший смерть на кресте за каждого из нас, смог победить грех, вырвать жало смерти и освободить людей от сетей диавольских.
Евреи хорошо знали и высоко ценили слово Божие. Конечно же, христианам Палестины были известны древние пророчества. Так, например, пророк Исаия свидетельствовал о рождении Мессии от Девы и Его страданиях. Пророк Даниил указал время Его пришествия. Через пророка Иону было представлено трехдневное погребение Господа, через Малахию – пришествие Его Предтечи. Много было в Ветхом Завете пророчеств, не мало и пророков, Богом отмеченных людей. Вот почему в послании речь идет о многократном и многообразном гласе Божием, звучавшем через праведников и угодников Его. Но когда Господь наш Иисус Христос Сам пришел на землю проповедовать, просвещать, утверждать Царство Небесное в людских душах, отпала необходимость в посредниках и в многообразии пророчеств. Теперь говорил Он – Сын Божий, во всем равный Отцу Небесному, и через Него говорил Бог Отец. Господь наш Иисус Христос дал в Себе полнейшее Откровение Божества, явившись Посредником между Творцом и людьми. Только не все захотели услышать Господа и послушать Его.
В послании апостола Павла содержится основополагающая мысль о том, что Отец Небесный полностью смог открыться людям только в Своем Божественном Сыне – Иисусе Христе. Без Спасителя роду человеческому невозможно возвратить Божественное общение и ощутить во всех делах и событиях жизни Божье присутствие. Один Господь наш Иисус Христос дает надежду на то, что все, происходящее с нами во все дни нашего бытия, свершается по воле Божией и наполнено несказанной любовью Вседержителя. Да, Бог – Вседержитель, Он держит весь мир. В перстах Его и мы с вами, братья и сестры, потому что мы сами, по своей несовершенной, немощной человеческой воле не способны ничего сотворить, если на то не будет воли Божией. Апостол Павел резонно и намеренно выделяет Спасителя из всех праведников, угодников Божиих, предшествовавших Ему пророков. Важна мысль о том, что Сын Божий пришел и принес людям истинное учение о Боге в последние дни сии. У иудеев было четкое разделение времени на два века – век нынешний и век грядущий. А в середине, между этими двумя веками, должен быть День Господень. Под веком нынешним подразумевалось время погрязшего в грехах человечества, время, наполненное злобой, ненавистью, страстями и пороками. Век же грядущий виделся иудейскому народу как период исключительного процветания, добра и справедливости, потому-то его именовали еще Золотым веком Божиим. А День Господень призван был подготовить блаженство нового века. Вот почему апостол Павел пишет: Старое время проходит; век несовершенства кончился; пора, когда человечество искало и бродило в потемках, кончилась; век новый, век Божий, наступил с приходом Иисуса.
Господь дал миру, жизни совершенно новое качество, потому что через Сына Сам Бог вошел в человечество, чего, естественно, до Рождения Спасителя не было и не могло быть. Апостол Павел недаром сравнивает Христа с пророками, которых очень почитали в народе иудейском, ведь через них возвещалась Божественная воля. Так Филон Александрийский, иудейско-эллинистический философ I века по Р. Х., говорил: «Пророк – толкователь Бога, Который говорит изнутри его». И далее: «Пророк – толкователь Бога, Который использует его для того, чтобы открыть людям Свою волю». Разумеется, Бог не может открыть людям больше, чем они способны понять. Господь Вседержитель открывается через сердца пророков. Вот об этом и говорит апостол Павел, подчеркивая многократность и многообразность пророческих откровений. Пророки были людьми, и их пророчества носили фрагментарный характер в силу того, что по содержанию своему отвечали конкретным запросам времени, насущным требованиям эпохи, были понятны и близки жившим в те времена людям, но, естественно, не утрачивали своего значения и потом.
Каждый пророк, имея свой жизненный опыт, нес на себе одновременно опыт всего израильского народа, но в силу человеческой ограниченности мог выразить лишь какую-то часть Божественной истины. Никому из них не дано было понять и передать Правду Божию в полном объеме. Только Господь наш Иисус Христос открыл человечеству не часть истины о Боге, а истину Божию во всей ее полноте. Если пророки были угодниками Божиими, то Господь Иисус Христос есть Сам Бог, Сын Божий. Пророкам открывалась определенная мера Божественного разума, тогда как Христос – Сам разум Божий.
Апостол Павел ни в коей мере не умаляет значение пророков, но утверждает неоспоримость верховной власти Господа нашего Иисуса Христа. И в связи в этим становится очевидной преемственность откровений Ветхого и Нового Заветов. Откровения ветхозаветных пророков в Новом Завете получили свое логическое, совершенное завершение.
Далее апостол Павел пишет: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте. Для того чтобы поведать о Господе, верный последователь Христов пользуется двумя образными определениями, утверждая, что Иисус Христос есть сияние славы Божией и образ Божественной ипостаси. Действительно, пришедший на землю Спаситель являл Собой Божественное сияние, Свет, просвещающий мир. Второе же определение, по мнению апостола, выражает совершенное подобие Бога. То есть, познав Господа нашего Иисуса Христа, мы познаем и Бога Отца. Спаситель освободил род человеческий от власти греха и смерти, искупил всех людей и воссел во всей славе Своей одесную Бога Отца. В Послании к евреям апостол Павел проводит важную мысль: что при всей Своей силе и власти Иисус Христос выступает не как грозный Судья, а как неустанный Защитник и Ходатай перед Богом Отцом за всех людей.
Мы слышали сегодня также слова апостола Павла о том, что Спаситель наш не только превыше всех пророков, но превосходит и небесных жителей – Ангелов: Будучи столь превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, а Он будет Мне Сыном. Нужно отметить, что в иудейском мировоззрении того времени вера в Ангелов занимала особое место. Люди считали, что Бога познать нельзя, невозможно, Бог недостижим. Эта мысль исходила из того, что человек ясно ощущал свою оторванность, отдаленность от Творца Вседержителя, явившуюся следствием первородного греха. Вот почему в глазах людей Ангелы стали видеться как посредники между ними и непостижимым Богом, и Вседержитель говорит с родом человеческим через Ангелов. Когда люди молятся, их молитвы не напрямую доходят до небес, а тоже относятся к Богу Ангелами. Апостол Павел предостерегает христиан, утверждая, что тем, кто познал и уверовал в Иисуса Христа, не нужен никакой другой посредник. Спаситель, принесший искупительную жертву за грехи мира, примирил людей с Богом, открыл непосредственный доступ к Отцу Небесному. Потому Господа нельзя сравнивать ни с кем ни на земле, ни на небе. Господь наш выше всех Небесных Сил, да поклоняются Ему все Ангелы Божии. Ангелы – служители Божии, тогда как Иисус Христос – Бог и вечный Царь. Апостол Павел приводит слова пророка Давида: Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Царство Сына Божия есть царство правды, и в этом заключена особая его сила. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, – цитирует святой апостол строки 44-го псалма. Как известно, на царство помазывались цари. Господь наш Иисус Христос – истинный Царь и Помазанник Божий в более совершенном смысле слова, ведь в Нем в единой ипостаси соединены Божество и человечество. Превосходство Сына Божия над Ангелами подтверждается также строками из 101-го псалма: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты Тот же, и лета Твои не кончатся. Так как Сын Божий во всем единосущен, равен и совечен Богу Отцу, то перед всем сотворенным главенство и превосходство Его неоспоримо. Ангелы же, как мы знаем, сотворены Богом.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Послание к евреям апостола Павла раскрывает перед нами истинность и непреложность христианского учения. Люди получили данное откровение из уст Самого Сына Божиего. Высший Помазанник Божий открыл для нас доступ к Богу, вернул радость Богообщения и Богопознания. Господу Христу внимают пророки и поклоняются Ангелы. А нам всем дана уникальная возможность стать сонаследниками Его. Кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня, – говорит Господь (Лк.9:48).
Мы все с вами мечтаем о главном – чтобы достичь Царства Небесного и пребывать там в вечном блаженном общении с Богом. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Человек желает царствовать со Христом бесконечные веки; неужели не решится он с усердием в продолжение этой жизни до самой смерти терпеть борения, труды и искушения?» Потерпим со смирением, с верою и надеждой неся свой жизненный крест. Потерпим, братья и сестры, с радостью, ибо награда за то – великая и драгоценная, ожидает нас на небесах. Аминь.
[2] До сих пор ведутся споры, к каким именно евреям обращено послание – уверовавшим или еще чуждым веры, евреям палестинским или евреям рассеяния. Вот, что пишет в книге «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» архиепископ Аверкий (Таушев): «Судя по первым главам, можно подумать, что послание это обращено ко всем вообще евреям, но с пятой главы начинают встречаться указания, что речь апостола обращена к евреям, уже уверовавшим во Христа, которые давно уже веруют (5, 12), много послужили и служат святым, то есть нуждающимся христианам (6, 10) и много пострадали за веру (10, 32–34). Особенно же это видно из послесловия (13, 18 и далее). Большинство как древних, так и новых толковников склоняются к мысли, что послание это обращено не ко всем вообще уверовавшим во Христа евреям, но к евреям, жившим в определенной местности, и именно – к евреям иерусалимским и палестинским. Подтверждение этому можно найти в том, что св. апостол Павел выражает надежду скоро увидеть тех, кому он пишет послание (13, 23), а также в том, что св. Павел хвалит их за то, что они расхищение имения своего приняли с радостью (10, 34). Это расхищение имений явилось результатом фанатизма евреев палестинских, не уверовавших во Христа». – Примеч. ред.
Комментировать