- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди.
Из последования молебна
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Совершенную любовь и полноту Божественного Откровения дарует верным своим детям Православная Церковь. Воистину, это вера, которой утверждается вселенная, которая объемлет собою все тайны мироздания, удовлетворяет высочайшим устремлениям человеческого духа. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и совершенному угождению Богу, что показывает история Церкви и нетленные чудотворные останки угодников Божиих, и дивные подвиги святых Православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми Божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим против страстной плоти мира и диавола».
Однако если даже малое благо добывается не без пролития пота, то какими же трудами и подвигами сопровождается достижение совершенства? Нелегким кажется выполнение церковных установлений, нелегок и труд Великого поста, особенно начало его. И в эту-то первую великопостную седмицу Церковь празднует Торжество Православия.
Торжествует святое Православие! Это Торжество утверждалось на крови мучеников и самоотвержении подвижников, скреплялось неустанными молитвами монахов и неусыпными трудами святителей. Это Торжество не в мирской славе и властвовании, а в ликовании хоров праведников, перешедших из земной Церкви Воинствующей в Небесную Церковь Торжествующую. Это Торжество – в неуклонном следовании по пути, указанному Христом Спасителем, крестному пути, на котором Сыну Божию были уготованы поношения и бичевания, терновый венец и крик толпы: «Распни Его! Распни!»
Русская Православная Церковь всегда шла путем Христовым. Речь не только о варварских гонениях прошлого столетия. История нашей Матери-Церкви знает кончину митрополита Филиппа от рук палача и смерть от голода святителя Ермогена, и заточение Патриарха Никона. «Симфония» государства и Церкви в России оставалась лишь благим пожеланием. Со времен Петра I, упразднившего Патриаршество, церковная иерархия находилась под постоянным давлением со стороны мирского чиновничества. «Царским оком» над Церковью обер-прокурорами Синода, становились порой случайные люди, от мистиков и масонов до прямых атеистов. Христиане понимают, что в этом мире нет призвания выше, чем поприще священнослужителя, пастыря душ человеческих. Но в России с тех же петровских времен духовенство было низведено на уровень одного из «низших» сословий, сделалось мишенью насмешек так называемого «культурного» общества. Показательно, что в канун революций 1917 года особенно громкими стали толки интеллигенции об «омертвении» Церкви. А унижаемым и оскорбляемым священнослужителям нашим предстоял великий подвиг исповедничества и мученичества. И в том было Торжество Церкви Российской!
Во все времена торжествовала Русская Православная Церковь – явлением своих святых, среди которых Преподобный Серафим Саровский и праведный Иоанн Кронштадтский, Святейший Патриарх Тихон и безвестные этому миру пастыри, замученные в лагерях. В грозовом 1917 году Господь для ободрения верных явил знамения Своей неоскудевающей милости к Российской Церкви. Эти знамения – восстановление Патриаршества и чудесное явление Державной иконы Божией Матери, знак того, что Царица Небесная не оставит Своим заступлением охваченную безумием страну. На этом образе Владычица облечена в одеяние багряного цвета, словно бы окрашенное кровью новомучеников российских.
История Русской Православной Церкви непредставима без чудотворных икон, от которых проистекали избавления от нашествий и смут, многочисленнейшие знамения и исцеления. Хранительницами границ нашего Отечества именуются чудотворные иконы Божией Матери – Владимирская и Казанская, Иверская и Смоленская. Через святые иконы протягиваются незримые нити, связывающие земную Церковь с Царством Небесным.
Празднование Торжества Православия установлено в память победы над иконоборческой ересью. Отвергая поклонение святым образам, иконоборцы пытались лишить Церковь священного воспоминания о земном облике Господа нашего Иисуса Христа, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, говорит апостол (1 Ин.1:1). Иконоборство по сути своей было отрицанием «великой тайны Боговоплощения», схождения в мир и вочеловечения Сына Божия. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин.2:23).
Первые Свои иконы даровал человечеству Сам Господь. Одну – во время Своей проповеди в Палестине послал эдесскому царю Авгарю, а вторую – по пути на Голгофу. Эти чудесным образом запечатлевшиеся на кусках ткани Лики Спасителя, мы почитаем и называем «Спас Нерукотворный». До нашего времени сохранился образ Матери Божией, написанный святым евангелистом Лукой, – икона, ставшая достоянием Русской Православной Церкви и получившая наименование «Владимирская».
Иконы писались христианскими подвижниками после длительного поста и усердных молитв о даровании благодати Духа Святого. Чудотворения, во все века проистекавшие от святых икон, непреложно свидетельствуют: эти святыни Божии, в отличие от языческих идолов и неодухотворенных произведений человеческого искусства, наделены особой благодатной жизнью, таинственно связаны с Божественными и святыми своими Первообразами.
Многоразличные чудеса во укрепление верности православных проистекали от святых икон во времена иконоборческой ереси. Тогда же открылась первая страница поразительной истории Иверского образа Божией Матери – из пронзенного копьем еретика Лика Пречистой истекла кровь. Так Своею кровью омывала Царица Небесная грех безверия. Последующие чудеса от Иверской иконы поистине неисчислимы. В конце прошлого столетия было явлено человечеству новое чудо: явление и дивное мироточение и бесчисленные исцеления от Иверского образа Матери Божией, названного Монреальским.
Не только атеисты, но и новые иконоборцы-протестанты силятся отрицать чудеса Господни и святых Его. Это говорит о том, что «вера» их есть на самом деле неверие во Всемогущество Божие, в способность Господа препобеждать установленные Им же законы природы, «чин естества».
Для православных христиан святые иконы – неоценимый дар Божий. Лишь немногие подвижники, великими трудами достигшие совершенства, могут сподобиться небесных видений. А святые иконы – это чудо Богоявления, живой знак Богоприсутствия в доме каждого христианина. И каждый, кто с теплой усердной молитвой предстоял святым образам, знает об исходящей от них Божественной благодати.
Страшно подумать, чего могла лишиться Церковь, если бы восторжествовали иконоборцы. Бесконечно далек, непредставим стал бы для нас Лик Спасителя. Растворились бы в тумане времени и забвения столь любимые христианами образы Пречистой Матери Божией и апостолов Христовых святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского – всего сонма святых подвижников. Словно во времена ветхозаветные, скрылось бы от нас Царствие Небесное за непроницаемой пеленой, и как трудно было бы нам, немощным, чувствовать постоянное присутствие Божие в этом мире.
В православном храме молящийся возносится душою, взирая на образа Господа Иисуса, Пречистой Его Матери и святых Его угодников, здесь даже одеяния священнослужителей исполнены глубокого смысла и напоминают о временах, когда Богочеловек Иисус обитал среди людей. А нынешние иконоборцы-протестанты уводят поверивших им от этих святынь в свои молельни с голыми стенами, где проповедник в пиджаке и при галстуке выдает за Божественное Откровение домыслы слабого человеческого рассудка.
Кто таков человек, чтобы ему в одиночку вместить Божественную истину? А ведь именно так, «без посредничества», пытаются в слепой гордыне своей достичь протестанты общения с Богом. «Сколько голов, столько умов», – гласит пословица, и мы видим, на какое множество противоречащих друг другу течений и учений рассыпался протестантизм. Лишь соборный разум Церкви Христовой способен вместить всю полноту Божественного Откровения.
Православие можно уподобить величественному двухтысячелетнему дереву, мощные корни которого – Священное Писание, стройный ствол – Священное Предание, сильные ветви – творения святых отцов, зеленая листва – изыскания богословов. Может ли дерево существовать без ствола? А ведь «реформаторы» Церкви от Лютера и Кальвина до Мережковского и новоявленного пророка Муни занимались тем, что пытались прямо из корня вывести чахлые кустики своих учений, выдавая их потом за «истинное христианство».
Вселенский учитель, святой Василий Великий, говорит так: «Из догматов, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы втайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. Ибо если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя».
Возлюбленная паства!
Во всех испытаниях и тяготах нерушимо стоит Православная Церковь, со времен апостольских содействуемая и хранимая Духом Святым. Нам, недостойным, по неизреченной милости Божией выпало величайшее счастье называться сынами и дочерьми Церкви Господа нашего Иисуса Христа, нам открыта дорога к спасению и жизни вечной. Будем же беречь в своих душах это единственное нетленное сокровище, изучая и выполняя установления церковные, подвизаясь в посте и молитве, в делах благочестия и любви. Будем же просить Господа о ниспослании нам сил для исполнения завета Христова. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Аминь.
Комментировать