- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
Итак не оставляйте упования вашего,
которому предстоит великое воздаяние.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Евр.10:32–38) разъясняет, как должно всем христианам жить праведною верой, в основе которой лежит сохранение надежды и терпение. Апостол Павел обращается с похвалою к тем, кого не сломили трудности и разного рода испытания: Вспомните прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий.
О каком подвиге идет речь? Было время, когда люди, к которым обращено послание апостола Павла, выступали против него и даже гнали благовестника Христова. Но, просветившись истинной верой и познав Господа нашего Иисуса Христа, они не только стали христианами, но и приняли немало мучений. Им тоже пришлось быть гонимыми и презираемыми обществом, испытать расхищение имущества и другие тяжкие беды. Но христиане из евреев мужественно и стойко выдержали все испытания, действительно претерпев подвиг страданий. Вот об этом напоминал им апостол Павел. Напоминал не случайно, потому что теперь они стояли пред опасностью колебания и отступления от веры Христовой. Послание к евреям призвано было поднять дух христиан, побудить к сохранению верности и терпения, столь необходимых им в тот тягостный момент. Любое дело требует продолжения, а вера – постоянного духовного совершенствования. Ведь даже железо, не находя себе применения, ржавеет; ум человеческий от безделья чахнет. Тем паче вера. Вера, не имея достаточного подкрепления молитвенным трудом, постом и делами милосердия, неизменно слабеет. Об этом хочет предупредить христиан верный последователь Господа нашего Иисуса Христа, первоверховный апостол Павел.
Святитель Иоанн Златоуст так комментирует его слова: «Много значит увещание от дел. Тому, кто начал дело, следует продолжать, чтобы иметь успех. Он как бы так говорит: когда вы еще вступали, когда были только учениками и показали такое усердие, такое мужество; а теперь – тем более. Кто предлагает подобное увещание, тот весьма сильно действует собственным их примером. И смотри: не просто сказал: подвиг выдержали, но с прибавлением – великий. И не сказал: искушения, но – подвиг; это выражение означает одобрение и величайшую похвалу».
Очень часто жизнь показывает, что людям легче выстоять в пору испытаний, чем в благополучные дни процветания. А разве с нами не так бывает?
Разве Бог не становится для нас ближе, роднее, незабвеннее, когда с нами что-то случается, когда мы ищем у Отца Небесного помощи и защиты? В пору же спокойную, размеренную, не всегда есть время и в храм Божий сходить, исповедоваться во грехах, причаститься Святых Таин Христовых. Так было и с учениками апостола Павла. Когда они были сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, все-таки находили в себе силы, принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии. Преисполненные истинной верой, они радовались расхищению их имений, зная, что на небесах их ждет имущество лучшее и непреходящее. Вот и теперь апостол Павел призывает первых христиан и всех нас, братья и сестры, верить в то, что все трудности, переживаемые ради Христа, будут отмечены Богом и награждены в блаженной вечности: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Вот почему слова апостола Павла о том, чтобы хранить ревность по Богу в любую пору, имеют значение не только для христиан того времени, но и для каждого из нас. Если бы мы стремились к этому всегда и проявляли себя исключительно с лучшей стороны, были чистыми, добрыми, отзывчивыми и честными, то весь мир стал бы иной, да и сама жизнь значительно изменилась. Но, к сожалению, пока все совсем не так. Враг рода человеческого постоянно искушает нас, а мы малодушничаем, грешим, раболепствуем страстям и порокам.
Но как же сохранить, уберечь в себе всю полноту веры, как не увлечься соблазнами мира сего? Ответ прост: надо видеть цель своей христианской жизни. Все мы хотим достичь Царства Небесного, обрести спасение. Но осуществить эту заветную мечту можно, только имея в душе сильную веру и упование на милость Всещедрого Бога. Можно привести такую аналогию: если человек стремится к спортивному рекорду, он будет много тренироваться, соблюдать режим, увеличивать нагрузки, и все это в предвосхищении конечного результата – желанной победы. А нам, христианам, предстоит гораздо более высокая и светлая победа. Почему же мы не стремимся к ней всей душой? Почему заполняем наше земное бытие бесконечной суетой и многопопечительностью? Почему для главного – для спасения души – оставляем недостаточно времени?! Если мы действительно стремимся достигнуть Царства Небесного, нам тоже требуется приложить усилия, жить по заповедям Божиим. Как и еврейским христианам, к которым обращался апостол Павел, всем нам нужны терпение и стойкость. Именно эти качества помогают сохранить веру и не поддаваться искушениям. Апостол пишет: Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Терпение же нужно во исполнение воли Божией.
Очень важно помнить о грядущем конце, чтобы быть готовым достойно предстать пред очами Грозного Судии. Недаром апостол вспоминает слова ветхозаветного пророка: Праведный верою жив будет; а кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4). Он подчеркивает: если христиане сохранят верность и будут тверды в вере, Бог поможет им. Тот же, кто уклонится в сторону, смалодушничает, тот значительно отдалится от Господа, скорбящего обо всех, опять предающих Его своими грехами на крестные страдания.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! На протяжении всей нашей жизни не должно допускать в душе своей колебаний или сомнений. Апостол Павел призывает последователей Христа поступать разумно, праведно, должным образом, чтобы быть достойными называться христианами, носить в сердце и душе имя Господа. Ведь только тот, кто выстоит до конца, будет спасен. А наша земная жизнь есть не что иное, как следование за Господом и Спасом нашим Иисусом. Каждый день, каждый час, каждое мгновенье нашей жизни мы находимся в пути, идем ко Христу. И никто из нас, братья и сестры, не должен потерять дорогу, остановиться на полпути или свернуть в сторону.
В святые дни Великого поста необходимо держать в уме образ Страдающего Спасителя, распятого за грехи наши. Четыредесятница есть воплощение нашей временной, трудной, наполненной разно образными коллизиями жизни, исполненной трудов, печалей, скорбей и болезней. Всем ищущим Царства Небесного по любви Своей Господь вначале посылает крест страданий и только потом полноту радости. Надо только научиться за всем происходящим видеть Бога. Вот и в Великий пост мы претерпеваем крест воздержания, молитвенных трудов, духовных подвигов, лишаем себя мирских утех, привычных развлечений, ограничиваем желания, исключаем наслаждения, дабы, достойно пройдя поприще воздержания и говения, познать всю сладость неизреченной пасхальной радости, последующей в преславное Христово Воскресение.
Для чего нам нужны испытания? Только лишь для одной очень важной цели. Чтобы мы, смиренно и терпеливо перенося все трудности, сподобились вкусить вечную Пасху на небесах во славе и процветании Царствия Христова. Научиться же христианскому терпению можно лишь у подножия креста. Памятуя о страданиях Господних.
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Создатель (Откр.2:10). Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, необходимой для нас самих. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если Бог, Сотворивший нас в начале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги?»
Подвизаясь Великим постом в молитвенных подвигах, воздержании, бдении, совершении дел милосердия, не будем думать, что тем самым мы угождаем Богу. Да, Творцу угодны понесенные нами труды. Но, стремясь осуществить их, мы прежде всего обретаем спасение и подаем благодатный пример другим людям. Преподобный Исаак Сирин поучает: «Потерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего». Аминь.
Комментировать