- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы,
вернии, приидите, насладимся.
Ирмос 9-й песни канона на утрене
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот настал этот благословенный день безсмертныя Трапезы, когда Господь во время празднования ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи новозаветной. Так впервые в истории человечества была совершена Божественная Евхаристия, берущая начало от Тайной вечери Господней. Трапеза святая и пир духовный ныне для Церкви Христовой, для всех нас, православных христиан, предлагаются. И души наши, очищенные благодатным говением, трепещут и устремляются навстречу Господу, чтобы вкусить необыкновенные Святые Дары. По великому человеколюбию Своему Спаситель под конец поприща постного приуготовляет Трапезу вечную. Сердцеведец Христос знает, что и у самых верных чад Его дух бодр, но плоть немощна.
Трапеза сия вдохновенная, ободряющая и поддерживающая алчущих. Во имя любви совершаемая. Трапеза возвышенная, для ее Устроителя Небесного знаменующая прощание. Не на краткое время разлучается с нами Господь; долгий, нелегкий путь ждет Его. Божественный Учитель хорошо понимает, что уготовано Ему впереди. Так с кем же, как не с самыми близкими, самыми дорогими Его вселюбящему сердцу учениками разделить последние минуты?! И мы с вами, братья и сестры, с трепетом сердечным поспешим на эту благодатную Трапезу. Поторопимся… Приидите насладимся! Господь не ставит никаких сложных условий, не требует от нас невыполнимого. Соединиться со Христом, вкусить Святого Тела и Крови Сына Божиего могут все вернии, в ком горит огонь христианской любви, кто сострадает и сопереживает этим святым дням страданий Господних.
Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими – так было велено Господом сказать хозяину, в доме которого намеревался Он совершить Тайную вечерю (см. Мф.26:18). Блажен и счастлив тот домовладыка, о нем знает теперь все человечество. Но Святое Евангелие не называет нам его имени. Почему так? Существует немало толкований по поводу этого умолчания. Но если не искать конкретных причин, а обратиться к трепещущей душе своей, можно в полноте ощутить теснейшую связь с этим неизвестным домоуправителем. Имя сего человека сокрыто, но он – прообраз всех нас, верных Господу, ждущих Его благодатного прихода, готовых вкусить Пасху Господню. Святым Телом и святой Кровью Своею Сын Божий соединяется с каждым из нас навеки, Он у нас совершает Пасху, в наших душах и телах. Придя на землю, воплотившись и став Богочеловеком, Господь наш Иисус Христос принял на Себя естество наше, приобщился плоти и крови всего человечества. Теперь Он ждет от нас подобного приобщения, когда мы не только грешными устами принимаем Тело и Кровь Спасителя, но и сами соделываемся храмом Господним. Милосердный Владыка – начало и основа всей нашей жизни. Так неужели не поспешим мы разделить со Спасителем безсмертную Трапезу?! Неужели не станут для нас важным предостережением слова Вселюбящего Бога: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).
Чудо Богоявления в Тайной вечере приобретает новый сокровенный смысл. Великое таинство вочеловечения раскрывается отныне во всей своей полноте. Еще ранее Господь предсказывал ученикам: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). И далее: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Вот любовь Божия, воплотившаяся в самой полной, самой глубокой мере. Через Причащение все верующие христиане становятся едиными Христу, восприняв в себя Его Святое Тело и Святую Кровь. К этому и стремился Господь, взывая к Отцу Небесному о роде человеческом, о верных чадах Своих: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин.17:21). Сын Божий возвещает апостолам и через них всем верным об окончании Своего земного служения: Время Мое близко. Но прежде чем отойти к Отцу Небесному, прежде чем оставить возлюбленных учеников, Господь готов разделить с ними чаяния и чувства, готов, как печать Нового Завета, оставить это великое таинство – Трапезу бессмертную.
Время Мое близко. Что может быть важнее для истинно верующих христиан, чем стремление приобщиться сердцем к страданиям Спасителя?! С Ним вместе знать о предательстве корыстолюбивого Иуды?! С Ним молиться до кровавого пота в Гефсиманском саду, не уподобляясь заснувшим ученикам. Ощутить горечь предательского лобзания и позорное осуждение неправедного суда, претерпеть поношения и оплевания?!
Но перед этим скорбным молитвенным восхождением Господь призывает всех верных чад Своих ко Святой Трапезе! Как же приступить достойно? Божественное Причастие требует сердечной чистоты, освобождения души от горечи греха, плевел злобы и трясины осуждения. Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как, восстав от вечери, Господь наш Иисус Христос умыл ноги апостолам. Божественный Учитель, Творец Вселенной, Сын Божий, как безропотный слуга, с любовью и смирением выполнил рабский труд. Воочию Господь показал, что не почести и заслуги, не достоинства или способности ценятся в предвечных небесных обителях, а самоотречение, добровольная нищета и самоотверженное служение ближним. Сам Сын Божий явил пред апостолами и всеми нами величайший пример смирения: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:14–15). Кто же еще, кроме Сына Божиего, Агнца, закланного за грехи людские, кто же, кроме Спасителя, мог начисто омыть скверну рода человеческого, очистить от первородного греха? Неужели можно без волнения сердечного внимать сей чудной картине – Сын Божий на коленях, склонившись, очищает нашу грязь?! Омовение ног – прообраз таинства исповеди. Принося Господу сердечное раскаяние, мы, братья и сестры, очищаемся духовно, подготавливаем души наши к восприятию Страшных и Животворящих Таин Христовых.
В Страстной Четверг с волнением сердечным приступаем мы к Чаше Господней. Обновляется Церковь Христова, обновляется естество каждого из нас. Отныне облечены мы в ослепительно белые одежды чистоты. Вкусив Божественных Тела и Крови Господней, озаряемся ныне славой предвечной и благодатью Духа Святого. «Господь в нас! – радостно возвещает святитель Феофан Затворник. – Позаботимся навсегда удержать Его в себе… Молитва проведет силу Божию во все составы нашего естества и даст Ему простор действовать в нас… Будем постоянно помнить, что носим в себе Господа, и тогда совесть наша не допустит ничего, что сможет Его оскорбить».
Мысленно проследуем за Господом на гору Елеонскую, войдем в Гефсиманский сад. Вот Он, Сын Божий, готовый вступить на путь страдания и смерти. Вот они, ученики, верные, преданные, но по-человечески немощные. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колена, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:40–42). Как многому может научить нас гефсиманская молитва! Сам Господь, коленопреклоненно, до боли сердца, до пота кровавого возносит молитву к Отцу Небесному. А мы, братья и сестры, стремимся ли молиться с таким усердием?
Многое может молитва праведных! Среди искушений и скорбей нашего трудного, суетного времени нет для души христианской большей отрады, большей надежды и большего святого утешения, чем молитва. Она дает отраду, она зажигает в сердцах надежду, она возрождает в душах любовь, милосердие и сострадание. Господь молился в саду Гефсиманском в преддверии страданий и смерти. И скорбящих учеников Своих, и всех нас, сопереживающих Ему в эти святые страстные дни, призывает Он к бодрствованию и молитве.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Если уж Сам Спаситель искал в молитве живительный источник утешения, благотворения и духовного совершенствования, то нам тем более необходимо постоянно укрепляться и поддерживать силы духовные, припадая к этому благодатному источнику. Учитесь молиться! Да явится молитва для нас искренним и непрестанным общением с Отцом Небесным, чтобы вместе с Господом из глубины души воскликнуть: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет!
Великий Четверг… Вот уже слышны шаги тех, кто идет пленять Спасителя. Множество вооруженных людей, посланных от первосвященников и старейшин. Во главе Иуда с предательскими объятиями. Горько звучат слова Господа: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк.22:48). Сколько милосердия и сколько любви, надежды: быть может, опомнится в последнюю минуту, быть может, принесет покаяние бывший ученик?! Не опомнился… И вот уже бряцание оружия, угрозы, крики оголтелой толпы и преисполненная грусти оброненная Господом фраза: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Лк.22:52). Началось… Позади Гефсиманский сад, теперь же – шумный двор Каиафы и изматывающий допрос Пилата. А Голгофа еще впереди…
Предстоя пред Господом на Богослужении в храме, причащаясь Святых Христовых Таин, молясь с трепетом гефсиманской молитвы, будем иметь пред своими духовными очами Спасителя, предаваемого на страдания и смерть. Научимся молиться, научимся любить и сострадать! Пусть Причастие, которого мы ныне сподобились, будет для нас – в жизнь вечную, как для одиннадцати верных апостолов, а не в погибель, как для предателя Иуды. Аминь.
Комментировать