митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

(Рим.6:8)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Апостольском чтении (см. Евр.2:11–18) мы с вами услышали благодатное признание о том, что Господь наш Иисус Христос, при всем Божественном величии и славе, не стыдится называть последователей Своих братьями, ибо, как пишет апостол Павел, и освящающий и освящаемые, все – от Единого.

Страдания Господа сделали Его Спасителем всего рода человеческого. Приняв на Себя человеческую плоть, Христос обожил природное естество, тем самым приуготовив и наше обожение. Сын Божий и Сын Человеческий явил пример истинной безгрешности и праведности, к которым мы должны непрестанно в своей жизни стремиться. Под Единым же разумеем здесь Бога Отца, Который через Божественного Сына усыновил нас. Потому что, как сказано в Святом Евангелии, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Что может быть более почетным и радостным для верующего человека, чем осознание себя не просто смиренным рабом, но и возлюбленным чадом Отца Небесного?!

Но посмотрите, братья и сестры, какой дорогой ценой оплачено наше Божественное родство? Невыносимыми страданиями, Пречистой Кровью, пролитой на кресте, самой смертью Сын Божий соделал нас Своими братьями, преподал нам эту величайшую милость! Осознавая это, мы ни на секунду не вправе забывать, что по любви Своей Господь провозгласил и утвердил данное почетное звание, но, как учат отцы Церкви, существует и большое различие, между Творцом и созданиями Божиими. И сколько бы мы ни старались походить на Господа в жизненных устремлениях своих, мы никогда не сможем достичь желаемого, стать такими, как Бог, хотя все от Бога происходим, потому-то наше небесное родство должно понимать не как заслугу, а как дар Божий, по неизреченной Божественной любви к людям. Говоря словами блаженного Феофилакта Болгарского: «Освящающий, то есть Христос, и освящаемые, то есть мы, все – от Единого, то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы – твари… Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство».

Другой смысл, который вкладывают толкователи данного послания апостола Павла в слово Единый, связан с Адамом, прародителем рода человеческого, если иметь в виду вочеловечение Сына Божия, рождение Господа нашего Иисуса от Пресвятой Девы Марии, Которая также является Дщерью общего нашего праотца. Впрочем, по сути своей оба толкования не противоречат друг другу, так как второе неизменно связано с первым и опять-таки ведет к Единому, Творцу мира видимого и невидимого, истинному Источнику этого благословенного родства – в Адаме телесного, а в Господе Иисусе Христе духовного. И далее, как бы в подтверждение своей мысли, апостол Павел приводит стих из псалма, свидетельствующий о мессианском достоинстве Сына Божия: возвещу имя твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Пс.21:23).

Послание апостола Павла было обращено к евреям, которые очень хорошо знали и помнили тексты Священного Писания. Этим объясняется следующая цитата из книги пророка Исаии: вот, Я и дети, которых дал Мне Бог (Ис.8:18). Ею апостол подчеркивает общность с людьми Сына Божия и Сына Человеческого в уповании на милость Бога Отца. Мы тоже в жизни своей надеемся и уповаем только на Бога, как уповала и Пресвятая Богородица, Которой Архангел Гавриил возвестил волю Вседержителя Творца. В уповании этом заключена великая сила! Оно – основание веры, наша надежда на спасение. Человеческая природа Христа единосущна нашей, а потому мы – подлинно дети Божии. Приняв человеческую плоть, Господь наш соделался для всех верных не только Братом, но и, как второй Адам, давший человечеству новую жизнь, вселюбящим Отцом нашим.

Далее апостол Павел пишет: а как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Через рабство греха, по естественному существу своему, все люди до пришествия в этот мир Спасителя были подвластны смерти и жили в боязни умереть. Господь вочеловечился, дабы победить виновника нашего духовного рабства, врага людского рода. Это и произошло посредством искупительной жертвы Божественного Агнца, взявшего на Себя грехи мира. И хотя смерть и по сей день остается для нас непреложным фактом, но уже нет ее разрушительной безысходности, потому что мы знаем и верим, что физическая смерть не есть окончание жизни, а лишь начало будущей вечности. Таким образом, благодаря Господу смерть сама себя поражает, поскольку теперь верующие люди лишены страха, ощущают кончину лишь естественным этапом дальнейшего бытия, началом пребывания в Боге, потому что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), земная жизнь человека – всего лишь «тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной».

Человек – любимое создание Божие. Как пишет апостол Павел: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Не за Ангелов, которые по сути своей безгрешны, а за людей пришел пострадать Господь. Избавитель вочеловечился, ведь именно человечество нуждалось в избавлении от греха и смерти. И потому Сын Божий воспринимает на Себя не ангельскую, а человеческую природу, дабы обожить, обновить, преобразить ее. Люди страдали от грехов, потому и Господь должен был истинно пострадать, испытать боль, муки, претерпеть унижения, оскорбления, наконец, умереть на кресте. Принять смерть в естественной для нас природе, чтобы раз и навсегда победить ее, чтобы примирить Вседержителя Творца с погрязшим в грехах родом человеческим. И потому: Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Страдающий всегда сможет сострадать другим. к боли нельзя привыкнуть, но, познав ее на себе, можно понять боль ближнего, пожалеть, посочувствовать, попытаться хоть как-то помочь. Именно это и сделал Господь наш, милостивый и верный Первосвященник. Только жертвой за грехи рода человеческого явилась не кровь чистых животных, а Кровь Божественного Агнца, Самого Сына Божия, пролитая на Голгофе. А совершено было искупление по величайшей Божественной любви, милосердию Господнему и требованию полного торжества Божественной правды.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! в радостный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы слышали Апостольское чтение, в котором прозвучали очень важные и знаменательные для нас слова. Через Пречистую Богородицу, зачавшись в Ее чреве, Сын Божий обрел истинную человеческую природу, облекся в нее, воспринял и соединил с Собой. Произошло это по высочайшему Божественному благоволению и любви. Христос последовательно прошел путь человеческого развития: был зачат, выношен в утробе Матери, родился, возрастал, воспитывался, чтобы претерпеть все, свойственное человеку, кроме греха, потому что изначально Он был и есть безгрешен. Спаситель во всем уподобился нам. Задумаемся, братья и сестры, а зачем это было надо? Не для чего иного, как для того, чтобы, приняв нашу плоть, Господь имел возможность восстановить падшее естество. Сын Божий и Сын Человеческий явился приятным и возлюбленным Посредником нашим перед Богом, исполняя дело Первосвященника, очищая грехи народа искупительной жертвой Своей. И в этом восторжествовало величайшее доказательство Божественной любви!

Все сделал Сын Божий, чтобы загладить перед Небесным Отцом человеческие прегрешения, спасая самих людей от рабства греха и смерти. Пострадавший во плоти Господь познал человеческую сущность на Себе, Сам претерпел, быв искушен, стало быть, теперь готов понять каждого искушаемого, откликнуться Божественной помощью и состраданием. Спаситель устремлен к каждому из нас! Только и нам предстоит еще сделать шаг навстречу Господу. Как? Искренним исповеданием грехов своих, подлинным желанием очиститься, духовно преобразиться, стать верными и преданными Христу. Святитель Иоанн Златоуст поучал: «Покаяние помогает нам достичь Царства Небесного, войти в рай, насладиться вечным веселием; покаяние – мать спасения, ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние – отрада и утешение всех отчаявшихся».

Продолжается Великий пост. В храме Божием, в Отеческом доме, собрал ныне Господь всех верных Ему, привел в материнские объятия Пресвятой Богородицы и Церкви Христовой. Бог любовью Своей с нами в эти благословенные дни, и Он ждет нашего ответного чувства, ждет духовной ревности и дел благочестия. Воздержанием в пище обуздываем мы грешные порывы страсти, говение помогает нам возвыситься над нашей природой, больше обращать внимание на небесное, а не на земное. Только ограничение в питании не принесет никакой пользы человеку, кроме как, быть может, физической, если не будет сопряжено с непрестанным духовным деланием, молитвой, стремлением к совершенству и чистоте души, милосердными начинаниями и свершениями. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если и пост, не сопровождаемый добрыми делами, не приносит нам никакой пользы, то тем более (подвергнемся осуждению), если мы, не будучи в состоянии воспользоваться врачевством поста, покажем еще большее нерадение к исполнению заповедей».

В мирской жизни, прежде чем взяться за какое-либо важное дело, мы думаем, анализируем, просчитываем все возможные варианты, определяем приносимую прибыль. Так должно быть и во время поста. Мы обязаны не просто проходить постные седмицы, а изо дня в день духовно преображаться, очищаться, исследовать совесть, успевать понять, каких благих целей мы уже успели за святой пост достигнуть, от каких грехов и страстей избавились. Ведь, по словам того же великого Святителя, «Господь, как нежно любящий отец, изобрел для нас врачевство поста, чтобы отвлечь нас от удовольствий, и обратить от забот житейских к делам духовным».

Вдохновленные обетованием Апостольского чтения о нашем Божественном родстве, научимся быть истинно верными чадами Божиими, братиями Христовыми, достойными участниками небесного звания. Ради этого родства и всыновления Богу Господь, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «заменив… Собою нашего праотца Адама, от которого мы рождаемся в смерть, сделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные от Адама, Своею Плотию и Кровию». Аминь.

Комментировать