- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
Братия! Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь.
(Флп.4:4)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В этот прекрасный воскресный день, озаренный светом радости и украшенный ваиями в воспоминание торжественного Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, нашему вниманию в Апостольском чтении были предложены вдохновенные слова апостола Павла, обращенные к филиппийцам (см. Флп.4:4–9). Им и всем нам говорит верный последователь Христов: радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь. Какие светлые, полные ликующего торжества жизни и оптимизма строки! Как приятны, благословенны они для всех нас!
Кем были эти люди, к которым писал апостол Павел? Они были жителями македонского города Филиппы. При личном руководстве и непосредственном участии апостола Павла здесь была основана Церковь Христова. К этим духовным чадам своим апостол испытывал особую сердечную привязанность, потому что филиппийцы всегда отличались милосердием, готовностью прийти на помощь ближним, были сердечными и чуткими к чужому горю. Их доброхотное участие апостол Павел испытал на себе, когда сам подвергался гонениям от римских властей. Заслуживает нашего внимания и тот факт, что только в Послании к филиппийцам, по замечанию Святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел «нигде не употребляет ничего укоризненного. Это доказательство их добродетели, доказательство того, что они, филиппийцы, подали учителю повод написать к ним все послание не в тоне порицания, а в тоне увещания».
О чем же хочет поговорить со своими учениками апостол Павел, называя их братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой (Флп.4:1)? Он говорит чадам филиппийской Церкви о важнейших сторонах христианской жизни. Апостол призывает к радости: радуйтесь всегда… и еще говорю, радуйтесь. Может ли радость быть постоянной, понятно ли нам такое свойство души?! Да, мы умеем радоваться мирским радостям, будь то исполнение наших желаний или достижение каких-то целей, выздоровление от болезни или успехи в делах. Но апостол Павел говорит здесь о другой, более высокой радости – о духовном ликовании, о радости о Господе нашем Иисусе Христе. Ведь именно эта радость присутствует в христианской жизни постоянно, даже если весь мир вокруг полон бед, несчастий и скорбей, обид, недостатков и искушений. Вспомним слова святителя Тихона Задонского: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его; все это – предвкушение вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое».
Никакая земная радость не способна затмить этого возвышенного и благодатного состояния радости небесной! Кто хоть однажды познал его, обретает в жизни великое и ни с чем не сравнимое богатство – ощущение своей сопричастности Богу и радости о Нем, о Пресветлом Воскресении Господнем, о наследовании Царства Небесного.
Сердечная радость о Боге возможна лишь тогда, когда есть искренняя и глубокая любовь к Богу. Ведь даже земная любовь без радости не бывает. Общение с любимым человеком доставляет блаженство и наслаждение, озаряет каждый день жизни, наполняет нас силой и готовностью ради любимого совершать самые невероятные подвиги, творить дела добра и милосердия. И все это, только в гораздо большей степени, относится к Божественной любви, когда понимаешь, что весь этот мир, все, что мы слышим, видим, ощущаем, и сами мы созданы по величайшей любви Творца, по неизреченной милости Его! Как же хочется воскликнуть словами Псалмопевца Давида: как благ Господь! (Пс.33:9). Для христиан именно это ощущение Божественной благодати становится основой существования, порождает в душе настоящую радость, и тогда никакая печаль, никакие земные скорби не способны удалить из сердца и стереть с лица ликование будущей небесной славы и вечного блаженства. Нам ли, христианам, исповедующим истинную веру, живущим по заповедям Божиим возлюбленным чадам Отца Небесного, скорбеть о временных трудностях бытия?! Все пройдет, а любовь Божия останется! Потому что Господь любит нас! Потому что Господь с нами во все дни! Потому что Господь никогда нас не оставит! В этом, братья и сестры, если хотите, смысл всей христианской жизни и крепость нашей православной веры.
Когда апостол Павел писал эти слова о духовной радости, он находился в заключении и хорошо знал, что в скором времени его ждет смерть. Но, радуясь о Господе, апостол Павел уже готов был положить за Христа свою земную жизнь, достойно принять все страдания и мучения, дабы снискать на небесах блистательный мученический венец и соединиться с любимым Божественным Учителем. Филиппийцы только становились на путь спасения, их тоже ожидали опасности, гонения, мрачные и трудные времена. Разве апостол Павел этого не понимал? Конечно, понимал, поэтому опять и опять призывал духовных чад своих, дорогих и близких людей, не отступать от христианской веры и все терпеть, все скорби, ради возлюбленного Господа. Потому что радость о Боге сильнее всей земной жизни. Ведь христианская радость не связана ни с чем мирским, источником ее является Сам Христос Спаситель, Его непрестанное присутствие. Любящие люди счастливы, когда находятся вместе. Но различные обстоятельства, события или иные какие-то причины способны их разлучить, лишить радости общения, радости любви. Христианам, любящим Господа, такая разлука не грозит. Нельзя верующих во Христа лишить духовной радости, по той лишь простой причине, что нельзя их лишить Спасителя. Где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, что бы с нами ни происходило, ощущение Божественного присутствия в нашей жизни и дает эту постоянную, вечную, ни с чем не сравнимую радость о Господе.
Да, мы так устроены, что тянемся к добру и любим доброе. Это – естественное свойство души. Противное же – стремление к злу – есть извращение человеческой природы и действие вражеской силы. Бог Сам есть Добро. Бог Сам есть Любовь. Любить Бога радоваться о Боге, значит обретать такое величие христианского духа, которое поможет выстоять и выдержать при любых, даже самых печальных обстоятельствах. Потому-то апостол Павел и увещевает филиппийских христиан смиренно сносить все тяготы жизни, не роптать, не возмущаться, а смиренно благодарить за все происходящее Господа: кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Совсем не просто в сложных обстоятельствах нашего бытия явить пред Богом кротость, смирение и терпение. Нам скорее свойственно обратное: роптать на трудности, сетовать на болезни и скорби, оправдывать свою невоздержанность грехами других людей. Так проще, но по-христиански ли это?! Можно жить и земным, которое тоже приносит удовлетворение, в основном плотское, но это удовлетворение всегда будет временным, преходящим… Сегодня одно, завтра другое, третье, четвертое… а дальше? Дальше – пустота. Потому что в погоне за земными страстями душа истосковалась и истощилась до такой степени, что в ней не стало, не осталось Бога, образовался духовный вакуум. Это страшное состояние. Если не будет покаяния, не будет осознания собственной греховности и тщетности земного стяжания, то произойдет непоправимое – гибель человеческой души. Скорбный путь, ведущий в никуда. Но можно пройти отпущенное нам Богом в этой жизни время и по-другому, не прилепляясь к земному и тленному. Мы ведь – христиане, мы любим Господа! Будем же стараться устремлять всю любовь свою, все помышления и желания к небесному, искать и находить радость о Боге и в ней черпать силы для веры, надежды и спасения. Разве не к нам обращены слова сегодняшнего Апостольского чтения: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Бог всегда слышит наши молитвы, творимые искренне и с благодарением. Сила Божия способна одолеть самое неодолимое, Его отеческая забота простирается до самого с человеческой точки зрения незначительного. В молитве, как учит апостол Павел, мы можем обратиться к Господу с самыми разными нашими проблемами и заботами. Отец Небесный поймет каждого, но исполнит просимое только в том случае, если это полезно человеку. Мы ведь тоже не потакаем детям своим в их шалостях или прихотях. Так и Бог. Он один лучше всех знает и понимает, что нам нужно, а что нет. А потому не стоит роптать и сетовать, что Господь не слышит молитвенных воздыханий, не ценит молитвенных трудов и подвигов. Ни одно доброе дело для Бога не остается незамеченным. Переживать по этому поводу не стоит! Наоборот, мы должны благодарить Бога во всем – и в печали, и в радости, как благодарен каждый ребенок родителям своим просто за то, что он живет. Такое ощущение дает не только полноту молитвы, но порождает душевный мир, покой, уверенность в Промысле Божием. Мы ведь знаем, что ничто в этом мире не совершается без святой воли Его! И как глубоко заблуждается тот, кто уповает на свою самость, тщеславную самостоятельность… Как бы ни кичился человек своими талантами, своей оригинальностью и неповторимостью в чем-то, даже эти неординарные способности не приобретены лично им, а, по Божией милости, дарованы Господом для благих целей. И в молитве нашей необходимо помнить три вещи. Бог любит нас и все совершает по любви к нам, хочет для нас только лучшего. Это лучшее определяется отнюдь не нашими желаниями, а премудростью Божией. И, наконец, только тот, кто понимает и осознает над собой волю Божию и силу Господню, молитвою обретет не только надежду, но и мир Божий для своей души.
Апостол Павел говорит, что в верных последователях Христа не должно быть ничего скверного, ненавистного, темного или злого. Потому что по сути своей они теперь не свои, а Божии:…братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Человек не может жить без цели. Перед ним всегда должно быть то, к чему подобает стремиться. Таков закон жизни. Если мы часто думаем о чем-то, то постепенно это становится источником наших желаний и целью устремлений. Вот почему, как полагает апостол, крайне важно тянуться к тому, что действительно достойно наших стремлений. В этом мире слишком много иллюзий, так легко поддаться на греховные страсти, искушения или движения плоти. И это тоже будет цель. Но достойная ли нас, достойная ли Бога и любви Его?! Вот почему апостол Павел учит филиппийцев и всех христиан, что человек должен устремлять свои помыслы к серьезным, добродетельным вещам, имеющим достоинство в очах Божиих. Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами. Ведь только Господь дает настоящее счастье, которого не отыскать в обманчивом этом мире, сколько ни старайся. А разве для нас самих не благо быть хорошими, чистыми, искренними, отзывчивыми, добрыми людьми?! Что выше – Божие благоволение или тщетная людская похвала?! Каждый из нас сам в праве ответить для себя на этот вопрос. А от ответа будет зависеть слишком многое – вся наша жизнь, наше отношение к Богу и ближним! Да вдохновят нас на укоренение в истинных христианских добродетелях слова преподобного Ефрема Сирина, который с благоговением взывал ко Господу во всех благословенных трудах своих: «От Тебя всякая сила, Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни, Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно». Аминь.
Комментировать