<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)

Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

(Мк.2:17)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос в слышанном нами сегодня Евангельском чтении (см. Мк.2:14–17) открывает главную цель Своего прихода на землю – призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Левий Алфеев, или Матфей, о котором сегодня повествует Святое Евангелие, был мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта была особо презираемой. Например, греческий писатель Лукиан ставил сборщиков налогов в один ряд с блудниками, сводниками, льстецами и подхалимами. Считалось, что мытари способны были обобрать любого, никого не щадя. Сумма налога устанавливалась произвольно, и сборщики намеренно во много раз увеличивали ее, чтобы положить разницу себе в карман.

Палестина в те времена служила как бы мостом, соединявшим Европу и Африку, и здесь сходились многие торговые пути. Страна в то время была разделена: Иудеей, являвшейся римской провинцией, управлял римский наместник – прокуратор, а Галилеей правил царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого. На востоке же главенствовал другой сын Ирода Великого – Филипп. И Капернаум – город, во многом связанный с именем Господа, являлся как бы пограничным постом между владениями Филиппа и Ирода Антипы. Здесь была таможня, проезжающие купцы платили вывозную и ввозную пошлины. На таможне, по всей видимости, и работал мытарь Левий Алфеев, или Матфей. И люди гнушались им и презирали его…

Но вот мы слышали, как Господь отнесся к ненавистному и всеми презираемому мытарю: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Так Господь наш Иисус Христос призвал ко служению не праведника, а самого что ни на есть грешного человека и не постыдился, как мы знаем дальше, войти в его дом, разделить с ним трапезу. Чтобы понять поведение Спасителя, нужно помнить о том, что для Него открыто любое человеческое сердце, тайники каждой души. Поэтому Христос не постыдился предложить Свою дружбу тому, которого все другие люди просто отвергали. Господь видел то душевное состояние, в котором пребывал мытарь Левий, или Матфей, как неспокойно и тяжело было у него на сердце. Безусловно, сборщик налогов уже что-то слышал об Иисусе из Назарета, может быть, даже внимал Его проповедям, которые не могли не волновать душу. Но, ощущая себя таким грешным, ненавистным, недостойным, Левий-Матфей спешил затеряться в толпе, чтобы никем не видимым слушать Господа. Подойти же к добропорядочным людям он не мог, считая себя грязным, порочным перед ними, нечистым. Да и разве кто-либо из законников или уважающих свое положение вождей иудейских мог бы опуститься до беседы с ним? Нет, конечно.

Но Спаситель эту мечущуюся, жаждущую добра и милосердия душу желал и мог спасти. И Господь увидел мытаря и призвал его к Себе. А что же Матфей, или Левий, как называет его евангелист Марк? Если задуматься, то он решительно и безоговорочно покончил со своим ремеслом, пожертвовал всем, что у него имелось, в буквальном смысле оставил все нажитое, добытое своим порочным трудом, чтобы последовать за Господом. Он отсек все пути к возвращению назад. Ведь посмотрите, братья и сестры: если другие ученики Христа – Симон Петр, Андрей, Иаков и Иоанн – вполне могли вернуться к своим прежним занятиям, к рыбацким лодкам, и возвращались, как мы знаем, после земной смерти Господа, то мытарь Левий-Матфей навсегда отказывался от профессии, которая духовно угнетала его, не неся добра людям. Обратной дороги теперь не было. Да и кто бы ему вновь предоставил работу сборщика налогов? Этот отчаявшийся грешник сумел принять важное, правильное решение, пойдя за Христом, и, конечно же, не ошибся.

Не надо думать, что бывший мытарь Левий-Матфей в чем-то обездолил себя. Ну, во-первых, для него, как и для всех христиан, не было ничего значительнее и благословеннее, чем общение с Господом. Во-вторых, он навсегда покончил со своим постыдным прошлым и мог теперь открыто смотреть людям в глаза – совесть его была спокойна, а руки чисты. Да, он потерял одну работу и определенное положение в обществе, но зато обрел другую, более важную, и никогда не расставался со своим пером, служа своим талантом Господу. Ведь именно бывший недостойный сборщик налогов Матфей, ставший апостолом и евангелистом, дал миру первое важнейшее свидетельство жизни и учения Господа нашего Иисуса Христа – одно из четырех канонических Евангелий. Если бы Матфей отказался последовать за Спасителем и внять Его призыву, то, наверное, жизнь его мало изменилась бы, он и дальше мог бы пользоваться только дурной славой. Но служение Господу принесло Матфею не просто почести, а всемирную, бессмертную, вечную славу. Сколько бы времени ни прошло, сколько бы поколений ни сменилось, все помнят имя не позорного сборщика налогов Левия, а святого апостола и евангелиста Матфея, верного ученика Христова. Вот вам ярчайшее свидетельство того, что Бог никогда не оставляет тех, кто всё оставляет ради Него.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Обратим внимание и на то, что когда Сын Божий пребывал в доме мытаря Левия-Матфея, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники. Такое обстоятельство не могло не возмутить книжников и фарисеев. Они стали вопрошать: Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Но Господь всегда во все дни и времена находится с теми, кто в Нем более всего нуждается. Так было и тогда. Матфей-Левий, избравший себе род занятий, отделяющий его от прочего общества, имел возможность общаться только с грешными людьми, такими, как он сам. Желая поделиться с друзьями своей радостью, он пригласил их в дом, чтобы пообщаться с Господом. Конечно, среди гостей мытаря Левия-Матфея было немало людей, нарушивших нравственные законы и ведущих нечестный образ жизни. Но были и такие, чей грех заключался лишь в том, что они преступили неписанные нормы, установленные фарисеями и книжниками. И те и другие нуждались в помощи Божией, потому что весь мир смотрел на них с презрением и недовольством.

И вот когда Господа нашего Иисуса Христа стали обвинять в недостойном общении с грешниками, Он сказал: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Как много заключено в этих словах Сына Божиего! Разве кто-либо из нас может с уверенностью сказать, что настолько духовно здоров, чтобы не нуждаться ни в каком лечении?! Нет таких людей. Мы все больны, мы все греховны, мы все нуждаемся в покаянии. А если почитаем себя настолько хорошими, что дальше некуда, это – тоже тяжкая болезнь, гордыня, тягчайший грех человеческий. И потому Врач Небесный нужен всем. Будем всегда помнить об этом и, по словам Святителя Иоанна Златоуста, «воспользуемся спасительным лечением покаяния или, лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам». Аминь.

Комментировать