<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)

Братия! пища не приближает нас к Богу:
ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем;
не едим ли, ничего не теряем.

(1Кор.8:8)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Неделя эта Святой Церковью именуется мясопустной. Впереди Великий пост, но уже сейчас мы как бы приготовляемся ко дням покаяния и говения. Естественно, что перед постом каждый спешит заговеться. Зная об этом, Церковь Христова словами святого апостола Павла, прозвучавшими в сегодняшнем Апостольском чтении (см. 1Кор.8:8–9, 2), предостерегает нас от всяких излишеств, приносящих нам больше вреда, чем пользы. Ведь потребность в еде есть желание плоти, но не духа. Душе же нашей нужна пища иная, пища духовная, о которой мы порой начисто забываем, но которая для человека имеет гораздо большее значение, так как приближает к Богу, открывает путь в Царство Небесное. Уберите эту потребность, и все земное бытие окажется подобно мыльному пузырю – пока переливается на солнце, он красив, а лопнет – только мок рое место. Потому что без Бога жизнь человеческая пуста. Нет для нас жизни без Бога!

Послание апостола Павла обращено к коринфянам. Жители этого богатого города отличались слишком вольным поведением. Не были они воздержаны также в пище и питии, что, конечно же, не приличествовало последователям Христа. Коринфяне-христиане не гнушались даже пировать за языческими столами, оправдывая свое чревоугодие тем, что пища не приближает нас к Богу. Свой грех они умаляли тем, что Отцу Небесному в общем-то нет до еды их никакого дела. Но в словах этих не было правды, а напротив, содержалось немалое искушение. Вот почему апостол Павел предупреждает: Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Под немощными имеются в виду слабые, еще не стойкие в вере христиане. И, действительно, какое смущение в их сердцах мог вызвать вид учителей, объедающихся и упивающихся в языческом капище, вкушающих идоложертвенную пищу?! Естественно, новоначальный скажет: а почему им можно, а мне нельзя? И пойдет не к истинному Богу, а к язычникам, которые кормят вкуснее и сытнее. Апостол заключает: А согрешая таким образом против братьев и уязв ляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Мясо по вкусу и качеству, по воздействию на человеческий организм одинаково что на столе христиан во время праздничной трапезы, что на языческом жертвенном столе. Но само потребление его в зависимости от обстоятельств, может быть или полезным, или предосудительным.

Для себя и для всех нас апостол Павел делает важный вывод: И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Какое впечатляющее проявление христианской любви! Апостол готов на всю жизнь отказаться от удовольствия вкушать сытные и вкусные мясные блюда ради немощных ближних, чтобы не вводить их в искушение и не соблазнять. Ведь люди, только пока еще познающие христианскую веру, во все глаза смотрят на опытных с их точки зрения христиан и подражают их поведению. Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Теперь твой брат близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом, соблазн приходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия».

Это можно лучше понять, братья и сестры, если обратить взор на наше, например, отношение к духовным наставникам. Ведь каждый из нас пристально наблюдает за тем, как живет, что говорит и что делает его духовный отец, являющийся не только пастырем, но и конкретным примером для подражания. Хорошо, если священник понимает важность возложенной на него миссии и во всем соответствует высоким требованиям. Но, к сожалению, бывает еще и по-другому… Как больно и небезопасно духовным чадам видеть промахи и падения своего духовного отца! Каким соблазном для совершения греха это является!

Когда же коринфяне-христиане пировали в капищах и не считали это зазорным для себя, тем самым они предавали Господа и соблазняли других последователей. Не думая долго, можно воскликнуть: подумаешь, ели не в том месте, что за беда?! А между тем беда огромная, так как из-за неуместного вкушения пищи, из-за эгоистического чревоугодия, погибнет немощный брат, за которого Христос умер. Вот что страшно! Стать убийцей! Не физическим убийцей, а духовным! Стать подстрекателем на грех, на отступление от истинной веры! Этому невозможно найти никакого оправдания. Обратимся опять к словам Cвятителя Иоанна Златоуста, который писал: «Таким образом, наносимый тобою вред не простителен по двум причинам: во-первых, потому, что ближний твой немощен, и, во-вторых, потому, что он брат твой. Но есть еще и третья причина, самая страшная. Какая? – Та, что Христос не отказался умереть за него, а ты не хочешь даже оказать снисхождение твоему брату. Владыка твой не отказался умереть за него, а ты, христианин, более развитый, более смыслящий, не обращаешь на совесть ближнего никакого внимания, не хочешь для него воздержаться даже от нечистого языческого стола». Подобного рода согрешения, и не только, разумеется, в пище, но и в разных других греховных соблазнах, есть тяжкое беззаконие в глазах Господа нашего Иисуса Христа. Разумеется, братья и сестры, все это относится и ко всем прочим современным сомнительным «удовольствиям». Возьмем, к примеру, курение. Все хорошо знают, что никотин, содержащийся в табаке, – это яд. Курение есть не что иное как медленное воздействие на свой организм ядовитым веществом. Обратите внимание, сознательное воздействие ! А теперь скажите, как это выглядит в очах Божиих. Разве не самоубийство?! За самоубийство же, сами знаете, какая расплата. То же самое можно сказать и об алкоголизме, и о наркомании. Но самое страшное, что люди, являющиеся рабами собственных страстей и пороков, своим поведением увлекают других. Вокруг них – гибнущие души. Рабы страстей оставляют в этой жизни воистину убийственный след. Вот почему апостол Павел решительно говорит о том, что настоящий христианин должен иметь в себе мужество и настойчивость, должен отсекать свои страсти, вредные привычки и пороки, чтобы не вредить ни своей душе, ни душам ближних. И в пример верный последователь Христов приводит себя: Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? И далее поясняет коринфянам: Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. Да, апостол Павел обладал всеми правами благовестника. Об этом свидетельствует и его общественное положение, и отношение к нему христиан из разных стран. Казалось бы, он мог устроить себе легкую, роскошную и спокойную жизнь. Зачем Павлу еще надо было предпринимать трудные путешествия, убеждать незнакомых людей в чужих странах? Мог бы, наверное, в достатке и изобилии сидеть в Иерусалиме, писать богословские труды и воспоминания? Но, нет, ради обращения новых христиан, ради Евангелия и незабвенной любви к Господу, апостол Павел предпочел скромную, нелегкую жизнь, смиренно перенося на своем пути все трудности и лишения. Это он делал не для себя, а для сохранения и спокойствия мира христианского.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! а разве нам с вами не должно подражать апостолу Павлу в его скромности, терпении, смиренном несении жизненного креста? Постараемся отвергнуть от себя наши грехи, страсти, плотские потребности. Особенно во дни святого Великого поста. Предстоящая Сырная седмица, называемая в народе масленицей, – не есть время народных гулянок и чрезмерного потребления разных вкусностей. Православная Сырная седмица, зовущая к покаянию, – это постепенное, щадящее приготовление к говению и к очищению души. Будем же внимать гласу Святой Церкви не предаваться всяким излишествам, а усилим молитву. Ведь именно этого ждет от нас Господь! Не пищи станем искать, а духовного совершенствования, дабы стяжать высшее благо христианское – благодать Святого Духа. Недаром преподобный Макарий Египетский говорит: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение».

Будем же всегда, от всего сердца благодарить Господа, чтобы быть стойкими в вере, достойными Его вечных благ. Очень хорошо сказал об этом Святитель Василий Великий: «Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон».

От всей души воскликнем вместе со святителем Тихоном Задонским: «Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть – Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6)». Аминь.

Комментировать