- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
Те, которые за истину и исповедание Христа
подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение,
удостаиваются за это и особенных почестей.
Свт. Иоанн Златоуст
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня Церковь Христова чтит память святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Они были воинами-христианами и жили в IV веке. Известно, что людей этих приговорили к лютой и жестокой смерти за отказ принести жертву языческим идолам. Зимой, в студеный мороз воинов раздели донага и вывели на лед озера. Безумные мучители желали сломить волю верных последователей Господа нашего Иисуса Христа. А на берегу в это время, как соблазн и искушение, топилась баня, где можно было бы тут же согреться. Но условием прекращения страданий являлось отречение от истинного Бога, отречение от Христа.
Однако замерзающие до смерти люди, обожженные ледяным ветром, засыпаемые снегом, не поддались искушению. Лишь один из них не выдержал мучений, поколебался духом и выбежал на берег, дабы избежать смерти и спасти свою жизнь. Но тут же упал замертво.
В то же самое мгновение совершилось невиданное чудо – лед в озере растаял, а над головами святых страдальцев появились блистающие венцы. Необычное явление это было видимо для посторонних глаз и, конечно, не могло не поразить свидетелей его. Один из стражников, охранявших мучеников, вдохновленный чудом, уверовал в Господа и, присоединившись к страдающим воинам, вместе с ними разделил муки и принял жестокую кончину. Так Господь восполнил число угодников Своих, дав взамен отпавшего нового святого. На следующий день римские воины, видя, что мученики пребывают в молитве и радовании, перебили им голени и сожгли. После казни местные христиане благоговейно собрали святые останки и погребли их. Совершилось это близ армянского города Севастии в 320 году.
В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин.13:31).
Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни (Лк.4:1–2). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный (Евр.7:26). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.
Святитель Димитрий Ростовский писал: «Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою». И Святитель Иоанн Златоуст, придавая особое значение понятию мученичества, говорит: «Большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником». Вот почему мы сейчас говорим о том, что Божественная слава освящает всех святых, принявших ради Христа тяжкие муки и смерть, столь высоко значение их подвига пред очами Божиими.
Вы можете спросить: а как же нам теперь подражать мученикам Христовым, ведь, по милости Божией, ныне не времена гонений за веру? Как можно доказать свою любовь и преданность Богу сегодня? Святитель Иоанн Златоуст очень хорошо поведал об этом: «Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди – преследуют бесы; не гонит мучитель – гонит диавол. Ты не видишь пред собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества; они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя». Не правда ли, как верно сказано! Да, мы с вами, братья и сестры, не мученики физические, но должны сделаться ради Господа нашего Иисуса Христа мучениками в совести своей, непрестанно поднимаясь на борьбу против умыслов и искушений врага рода человеческого.
Наше мученичество – в суете и проблемах мира сего сохранять терпение, обретать смиренномудрие, служить Богу и ближним своим, любить Господа нашего и друг друга, несмотря на всеобщую ненависть, зло и насилие. Мученичество наше – в мужественном исполнении заповедей Божиих. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, потому что вокруг так много соблазнов, пороков, искушений, и очень трудно удержаться, чтобы не упасть в греховную трясину. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Не только те мученики, которые приняли смерть за Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. Вы сами, если захотите, можете ежедневно проходить подвиг мученичества, можете, подобно мученикам, и теперь страдать за Христа – каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть? Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими – демонами и будете всегда противостоять греху и своей страстной воле».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сорок мучеников, в Севастийском озере пострадавших, о которых мы сегодня вспоминали, ради Господа претерпели физические страдания, тем самым противоборствуя своим мучителям и гонителям. Наши мучители – человеческие страсти и грехи, которые так же стараются оторвать, отторгнуть нас от истинного Бога и заставить служить идолам – славе, почестям, деньгам, наслаждениям плоти, многому другому тленному и временному.
Спросим себя в связи с этим: разве всегда мы способны устоять против диавольского давления? Разве не падаем, не искушаемся, не грешим на каждом шагу? Ежедневно и ежечасно на нас устремляются пагубные помышления, желания, внушаемые падшей природой нашей и врагом рода людского. Вроде бы ничего особенного не происходит в нашей жизни, однако как часто мы, даже не задумываясь о том, совершаем действия, которые оскорбляют Вселюбящего Бога. И только по величайшей Своей любви Отец Небесный долготерпит нас, не наказывает, не извергает из неизреченной Своей милости.
Отцы Церкви учат, что в человеке естественные страсти бывают двоякие. От Бога человек одарен разумной душой и многочисленными способностями, но от природы имеет в естестве своем две греховные стороны – похоть и ярость. Похотное искушение начинается в юности, когда формируется организм, и продолжается до самой старости. Яростное же искушение возникает с рождения человека и держится в нем практически всю жизнь, до самой кончины. Если похоть господствует и властвует над телом, то ярость обитает в душе. Вот почему, когда мы говорим о мученической борьбе со страстями, понимаем, что не достаточно победить в себе плотские вожделения, ведь есть еще и страсти душевные, подчиняющие себе наше сердце, – гнев, ярость, ненависть, зло, жестокость, осуждение, злопамятство, зависть, гордыня и другие недобрые чувства. Вот они-то имеют способность проявляться в творимых нами беззакониях, столь противных Богу и святым Ангелам-хранителям нашим. Апостол Павел призывал духовных чад: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол.3:5). Сказано это было не только о плотских, но и о душевных страстях, которые теснейшим образом связаны с телесными.
Если, братья и сестры, мы станем больше размышлять о нашем земном бытии, осознавая наконец-то временность и краткость отпущенного нам для покаяния срока и не слушаясь лукавых диавольских советов, прекратим слепо подчиняться нашей плоти и удовлетворять многочисленные ее похоти, то и мы сподобимся обрести венцы бескровного мученичества ради Христа. О величине же награды все мы хорошо осведомлены – мученики Христовы Божественной славой вечно сияют в очах Божиих, предстательство их пред Господом несравненно. Такое состояние невозможно сравнить ни с какой самой высокой человеческой славой, ни с какими земными почестями!
Обрести подвиг мученичества при относительном внешнем спокойствии жизни совсем нелегко. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Думаешь, не великое ли гонение – быть в безопасности? Это есть тягчайшее из всех гонений, (для души) это хуже самого гонения».
Спокойствие расслабляет нас, делает невнимательными к своей душе, ленивыми к молитве, равнодушными к вере. Когда все хорошо, человек меньше обращается к Богу. Ревностность наша усиливается, если происходит что-то непредвиденное. Ведь, согласитесь, большинство из людей в храм приводит не столько радость, сколько беда, какое-то событие, всколыхнувшее размеренную и спокойную жизнь. Когда человек начинает ощущать свое недостоинство и немощь, он прибегает за помощью к Богу, начинает больше молиться, духовно трудиться, искать поддержки в церкви, спрашивать совета духовных наставников. Но такой настрой души должен быть у верных последователей Господа всегда, вне зависимости от жизненных обстоятельств!
Вспоминая мученический подвиг сорока верных воинов-христиан, станем воздавать им славу и просить Бога, чтобы сподобил нас обрести в борьбе с грехами хоть маленькую толику того мужества, которое являли свету святые угодники Божии. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они были неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки и богоугодны, удалялись от всякой мирской нечистоты и обличали заблуждения и падения нечестивых… Но чего достиг мир, ненавидя и убивая святых? Он погибает сам, а они живут вовеки, и награда им – от Господа».
Подвизаясь на поприще Великого поста, будем неустанно подражать святым мученикам в любви к Спасителю, в вере, в преданности, в исповедании учения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Комментировать