- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.
Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Святая Церковь в песнопениях и псалмах, звучащих во время вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров, дает нам благодатные обетования о том, что Господь никогда не оставит Своих верных последователей без неизреченной Своей помощи. Сегодня хочу обратить ваше внимание на 120-й псалом, услышанный нами за Богослужением.
Как часто в жизни своей мы надеемся на собственные силы. Нам кажется, что своими способностями и дарованиями мы можем сделать очень многое. В погоне за славой, общественным положением, возвышением по службе, материальным достатком мы забываем, что все это, в том числе и силы наши и возможности их реализовать, дается Господом по величайшей Его милости. Без воли Бога человек не может сотворить ни одного шага и совершить ни одного действия. Когда приходит осознание этого непреложного факта, мы обретаем очень многое – прежде всего душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, радость оттого, что Господь с нами во все дни жизни нашей и никогда нас не оставит, если мы сами, грехами и беззакониями своими, не отдалимся от Его всепобеждающей любви. Святитель Василий Великий говорит: «Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге он может быть спокоен».
И ведь требуется от нас так немного: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Обратимся же с искренней молитвой и покаянием к Богу нашему, осознавая всю свою ничтожность и недостойность перед Господом, смиряясь перед величием славы Его, и Отец Небесный услышит нас, поддержит, укрепит в вере и благочестии. Все в руках Господних: мы сами и каждый момент жизни нашей! И будем при этом помнить мудрые слова Святителя Иоанна Златоуста: «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела. Бог требует в молитве не красоты речи и не слов изысканных, но красоты души; когда она возгласит угодное Богу, то получает все».
В молитве нашей заключена великая сила. Когда мы молимся искренне, с болезнью сердечной в духовном разуме и сокрушении духа, радея о спасении своем, Господь милостиво слышит каждое наше воздыхание. Но почему же тогда, спросите вы, не всё просимое в молитве исполняется? Преподобный Ефрем Сирин в связи с этим говорит: «Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно». Вот, оказывается, с чем связано исполнение или неисполнение молитвенных просьб! Господь любит нас, непослушных и неразумных детей Своих, и потому посылает нам то, что действительно необходимо в жизни. Бог помогает нам, если мы сами стремимся совершить что-то доброе, если прилагаем все усилия к делам милосердия и благочестия.
Далее мы слышим, как в псалме возвещается: Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Вдохновенными словами этими обращался избранный народ еврейский к Богу, уверенный в том, что Господь никогда не оставляет преданных Ему людей. Но в наше время этот древний псалом приобретает новый, более глубокий смысл. Ведь мы тоже обращаем свой взор в горы, к Царству Небесному, с верой и надеждой на помощь Божию. Псалмопевец ободрял унывающего пленника. Но разве и мы с вами, братья и сестры, порой не уподобляемся пленникам, не унываем, погрязшие в греховном рабстве, разве в душе нашей нет еще сомнений и маловерия?! И потому во дни Великого поста именно к нам обращается в песнопениях Святая Церковь, призывая не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена собственных пороков, страстей и духовного равнодушия. Потому что Господь всегда бодрствует, Он с нами, и над нами Его защитительный покров. Вселюбящий Бог не даст нам погибнуть! Уверенность в этом должна согревать нас всегда, как бы трудно в жизни ни было.
Нам с вами дано очень светлое и важное обещание: Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Тем, кто имеет в душе своей веру в Бога, ничего не надо бояться в жизни, потому что Господь защитит от всяческих бед. И солнце не принесет никакого вреда днем и луна ночью. Тут надо, наверное, пояснить. На востоке луна считалась источником очень сильного, обжигающего холода. И слова эти означают, что людям, уповающим на Господа, не страшны ни жара, ни стужа. Никакие природные катаклизмы или прочие жизненные неприятности не способны угасить в сердце верующего человека сияние Божественного света и радостную благодать самоотверженной любви.
Что же нам сетовать и скорбеть, если мы с Богом, Который защитит нас от всякого зла и сохранит от греховной скверны?! Только было бы в сердце всемерное упование на Бога и надежда на неизреченную Его милость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Бог сотворил душу человека такой, чтобы быть ей невестой и сообщницей Его и чтобы она слилась с Ним в едином духе. Если душа стремится к Господу, то и Господь, побуждаемый милосердием и любовью, приходит и соединяется с ней. И так становятся единым духом, единым слиянием, единым разумом – душа и Господь. …Человеку нужно, чтобы не только сам он был в Боге, но чтобы и Бог был в нем».
Для христианина нет и не может быть более желанной цели, чем стремление к Богообщению и высшей его форме – Божественному единению, сопричастности Господу нашему Иисусу Христу.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Убедительно звучат для нас слова: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Это означает, что Бог всегда будет хранить избранный народ, где бы он ни находился – в доме Израиля или вне его. Весь 120-й псалом представляет собой молитву к Богу о духовном подкреплении во время пленения и об освобождении от него. И не случайно в сегодняшнем Богослужении звучал именно этот псалом. Ведь мы понимаем, что каждое слово, произнесенное в храме Божием во дни Великого поста, приобретает более значительный, углубленный смысл. Эти проникновенные строки свидетельствуют не только о помощи Вседержителя иудейскому народу во время пленения, но и о присутствии Божием во всей нашей жизни.
Господь сохранит вхождение твое… Всякого человека, рождающегося и приходящего в этот мир и принявшего таинство святого крещения, Отец Небесный берет под Свой покров, ограждает святыми Ангелами, управляет жизненными дорогами, наставляет на путь истинный, утешает в скорбях и согревает в радости. Каждый день жизни нашей пронизан Господней заботой! Просто мы, по лености и равнодушию, а может быть, еще и по маловерию, не всегда это понимаем и ощущаем… Всё в этой жизни от Бога! Преподобный Исаак Сирин поучает: «Радость о Боге сильнее здешней жизни. И кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не оглянется на жизнь свою, и не будет там других чувств, если действительно была эта радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, сладостнее меда… Любовь не пожалеет принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение познания».
И нет в этой жизни высшего знания, чем познать Господа!
Бог поддерживает и сохраняет не только грядущих в мир, но и покидающих временное жизненное поприще. Нас всех когда-то ждет час смертный. Далеко не всегда мы задумываемся об этом и даже гоним от себя мысли о смерти, которая кажется нам чем-то страшным. Но ведь наш исход из жизни, как и рождение, также определен Богом. Да, смерть для каждого человека неизбежна. Но она не есть окончание всего, смерть является переходом в иной мир, мир вечный, нас в будущем ожидающий. Плохо, если «наглая смерть похитит неготоваго», а потому в уме своем всегда надо держать память смертную и не откладывать покаяние, дабы не предстать перед Господом неочищенным, смердящим нераскаянными грехами и беззакониями. Но и здесь Бог охраняет тех, кто искренне верует и уповает на Него. По словам преподобного Нила Синайского, «заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном».
Особенно должно помнить об этом сейчас, когда мы проходим поприще Святой Четыредесятницы – время благословенное, время, назначенное на излечение души и тела. Если мы хотим, чтобы пост наш явился угодным Богу, мы обязаны в эти дни отвергнуть всякую неправду, истребить в сердце своем обиду, ненависть и злобу, простить долги должникам нашим, возгреть в душе своей стремление к насыщению духовной пищей. Вот тогда и помощь Божия не преминет прийти к нам, и Господь озарит нас такой заботой, такими неизреченными небесными и земными благами, которых мы и не видели! Вспомним теперь поучение преподобного Исидора Пелусиота: «Если мы постоянно и со всей старательностью будем делать все, что от нас зависит, тогда можно призвать на помощь Божию силу – она придет и всеми способами доставит нам победу». Аминь.
Комментировать