- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
Господи! Подавай нам всегда такой хлеб.
(Ин.6:34)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами милостью Божией сподобились участвовать в особом Богослужении, которое носит название Литургии Преждеосвященных Даров. Составил этот чин святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, живший во второй половине VI ве ка в Риме.
Святитель Григорий рос в богатой патрицианской семье, отличающейся глубоким благочестием и искренней религиозной настроенностью. Дедом его был святой Папа Римский Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана причислены Римской Церковью к лику святых. Особо сильное влияние на формирование личности святителя оказала его мать, воспитывавшая мальчика в истинной вере и благочестии. Будучи людьми состоятельными и влиятельными, родители дали сыну блестящее классическое образование. Впоследствии сам святитель Григорий говорил, что «если мы не знаем мирской науки, то мы не способны проникнуть и в глубину Священного слова». Было очевидно, что юношу ожидала блестящая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание, вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. Поступив на государственную службу, в 575–576 годах будущий святитель был назначен на должность префекта (то есть градоначальника) Рима. Но мирская слава и власть тяготили его сердце и, после смерти отца, Григорий решил посвятить себя Богу целиком. В полученных по наследству шести сицилийских поместьях он построил монашеские обители, а в своем доме в центре Рима основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного, где и принял иноческий постриг. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь простого монаха в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений.
Однако Промысл Божий по-своему управил жизненный путь святителя Григория: в 578 году он был призван на церковное служение в качестве одного из семи римских диаконов, а затем папой Пелагием II направлен в Константинополь как папский представитель (апокрисиарий) при византийском патриархе. Твердые православные убеждения святителя Григория привлекли к нему сердца верующих столицы, для многих он стал духовным наставником.
После того как примерно в 585–586 годах святителя Григория отозвали из Константинополя, он возвратился в Рим и вновь обрел покой в основанном им монастыре. Но недолгим был этот благодатный период его монастырской жизни. После смерти папы Пелагия II, в 590 году, по единодушному желанию народа, святитель Григорий возглавил овдовевшую Римскую кафедру. Святитель пытался уклониться от избрания, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь, но тяжкое бремя архипастырского служения все-таки легло на его плечи. И в 590 году святой Григорий был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.
Много трудностей, много нелегких политических ситуаций довелось пережить святителю Григорию Двоеслову, но он всегда разрешал возникающие духовные и мирские проблемы с отменным дипломатическим искусством и богословским тактом. При этом, находясь на высоком посту первосвятителя Церкви, святитель Григорий не перестал быть монахом, вел самую скромную, простую и воздержанную жизнь, гнал от себя искушения богатством, светскостью и всякого рода роскошью.
Политическая ситуация в Италии того времени была такова, что лишь Церковь оставалась действенной структурой, и взошедший на Римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью, обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных. Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной». «Я хотел бы с Марией сидеть у ног Господа, слушать слова уст Его, и вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом», – писал он.
Святитель Григорий создал множество трудов, ставших классикой святоотеческой письменности. Самую большую группу его сочинений составляют толкования на Ветхозаветные книги. Из нравственно-аскетических творений наиболее известны «Собеседования о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». Но, конечно, наибольшую славу из всех творений Григория Двоеслова, папы Римского, стяжал записанный им в Византии и переведенный на латинский язык чин Литургии Преждеосвященных Даров, который позволил христианам и в будние дни Великого поста причащаться Святых Христовых Таин, вкушать Богом данную величественную Трапезу. Особо святитель Григорий заботился о том, чтобы утвердить служение этой Литургии у себя на родине. Первые христиане так умели ценить благо, уготованное Спасителем в таинстве Причащения, что очень часто, за каждой Литургией вкушали Божественную Трапезу. Остаться надолго без Святых Даров было просто немыслимым и считалось тяжким наказанием.
Посмотрим теперь на нас, братья и сестры. Посмотрим и признаемся себе, разве в нас горит этот огонь христианской любви, разве стремимся мы, всей душой и телом, ко святому таинству, разве имеем столь благодатное нетерпение соединиться со Христом?! Нынче все не так. Духовная немощь и леность, пронизывающие все наше существо, отрывают нас от Святой Чаши не только на недели, но и на целые месяцы. И ничего! Не скорбим, не переживаем, не печалимся… Вот как мы с вами обнищали духом! Погрязли в мирском, добровольно лишаясь духовного… И еще страшней, когда откладываем встречу с Господом, единение с Ним, оправдывая себя суетностью земных дел, текущими проблемами бытия, мнимой немощностью и нездоровьем. Будут ли дела совершаться, если нет на них Божиего благословения? Будет ли доброе здравие, если не идем во врачебницу, коей является храм Божий ?!
Чин Литургии Преждеосвященных Даров, пожалуй, не такой торжественный, как воскресные Богослужения. Здесь много покаянных, проникающих в самую душу молитв и прошений. Само Богослужение как бы настраивает нас на принесение плодов покаяния, молитвенную сосредоточенность и сердечное умиление. На то, чем богат и насыщен святой Великий пост. Пусть во время Литургии Преж деосвященных Даров нет тех красивых, преисполненных радости песнопений, которые мы слышим в воскресные дни за Божественной Литургией, но от этого значение самого Богослужения нисколько не умаляется. Ведь главное, ради чего вся служба совершается, остается. Вот для многих из вас ныне совершилось это несравненное событие – вы удостоились принять дар особой благодати – Причастие Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Всещедрый Господь одарил всех нас так, как никто и никогда не одаривал. В целом мире нет ничего, что могло бы сравниться с величием Причастия Святых Христовых Таин! Всевидящий Господь сподобил нас дожить до этого неизреченного дня – светлого и радостного дня Причащения. Как же возблагодарить Бога за такую любовь, чем воздать за явленное к нам, недостойным, милосердие?!
Усердие говения первых дней Великого поста ныне увенчано благословенной Трапезой – в снедь и питие преподаны Пречистое Тело и Пречистая Кровь нашего Спасителя. Все причастники освящены Святыми Таинствами и пребывают в лучезарных венцах Господа Славы. Ныне нет для них греха, нет мрака! Господь простил все согрешения, простил беззакония, простил все неправды и духовные нестроения! И вера ваша чистосердечным покаянием и молитвенным воздыханием засвидетельствована сегодня пред Небесным Отцом. Оттого для причастников, обретших звание истинных членов Церкви Христовой, все так радостно, все исполнишася света – как в Пасху Христову. Никто из вас, братья и сестры, не может сказать, что не знает, насколько значительно принятие Святых Христовых Таин для каждого христианина. Никто из вас не может отрицать несказанного величия Святого Дара. Вспомним, как во время странствования еврейского народа в пустыне Синайской, Господь послал Своему народу, во укрепление сил телесных, манну с неба. Зрелище было столь необыкновенным, удивительным, потрясающим, что люди в недоумении вопрошали: Что есть сие? в ответ Моисей произнес: Се хлеб, егоже даде вам Господь ясти! (Исх.16:15). Но насколько же выше та Манна, которую нам с вами по неизреченной Своей милости посылает Господь сегодня?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждый из нас знает, что в Евхаристии под видом хлеба преподается само Пречистое Тело Христово, а под видом вина – Его Святая Кровь. Спросим себя, откуда в нас это знание? Не от Павла, не от Иоанна, хотя слова святых апостолов о Причастии немало дают нашей душе, уму и сердцу. Но истину нам, а в нашем лице всему верующему в Бога человечеству, все-таки открыли не они, а Сам Господь наш Иисус Христос! Это Он, Спаситель, говорил ученикам: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Только подумайте, какую Трапезу сегодня мы сподобились вкусить! И сколь значимо обетование, данное Господом всем верным чадам Церкви Христовой: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Вот она сила Божественной Любви – обещание блаженной вечности и всеобщего воскресения! Так что же нам переживать и страшиться лишений и говения Великого поста?! У всех постящихся, смиряющих свою плоть воздержанием в пище и питии, есть гораздо более благодатное утешение Спасителя, возвещающего: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:55–56). Аминь.
Комментировать