- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…
Песнь великого входа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события. Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды.
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?!
Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена. Торжественностью и значительностью отличалась ветхозаветная Пасха, но она была лишь прообразом, – Иисус Христос, Сын Божий, совершил новую, бессмертную, истинную Пасху. В трапезу всем христианам предлагаются отныне Пречистые Тело и Кровь нашего Спасителя! Об этом повествует Евангелие: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14:22–24). Вот чем сегодня насыщает нас Господь: не хлебом – а Телом, не вином – а Кровью! Приступим же к Таинственной Трапезе церковной с тем же благоговением, которое испытывали, причащаясь, святые апостолы. За нас полагает нынче душу Господь. Уразумеем это и восславим силу Божественной любви истинной и несомненной верой, подлинной благодарностью и правильным рассуждением о происходящем. Всем сердцем воспримем творимое для нас Спасителем чудо Евхаристии! Великую тайну совершаемого таинства не поведаем врагам Господа, оставим сокровенной в глубине нашей души. Не способны люди, не почитающие Бога, не признающие важность искупительной жертвы распятого Спасителя, оценить величие Святой Трапезы.
Всем верующим в Него Господь говорит: Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф.26:18). К каждому из нас готов прийти Спаситель, ведь тот счастливый домовладелец – прообраз благодарной души христианской.
Близится к завершению земное служение Христа. Дело, для которого Он пришел по воле Бога Отца, в скором времени будет исполнено до конца. Приняв на Себя человеческое естество, Господь приобщился плоти и крови каждого из нас. Но сейчас всем страждущим, алчущим, жаждущим правды, всем обремененным житейскими заботами Господь Иисус возвещает величайшую любовь, Самого Себя приуготовляя к завещанной верным Божественной Трапезе. Выше всяких слов и обетований преподанное нам сегодня таинство! Не только устами причащались мы Трапезы Господней, участвуя в Тайной вечере Великого Четверга. Всем существом своим восприняли Тело и Кровь Спасителя. Вкушая Пречистое Тело Христа, приготовились мы очистить свое грешное и недостойное тело и всецело отдать нашему Спасителю. Причащаясь Крови Его, за нас на кресте излитой, не усомнились в решении стоять до крови за имя Христа, за святую веру христианскую. Тем самым заключили мы ныне с Господом священный завет, обязуясь предать себя самих, друг друга и живот наш Ему – Спасителю и Богу нашему! Вот какую сокровенную тайну несет в себе Святое Причащение. И только осознав ее, можно достойно приступить к Трапезе Господней. А иначе мы причастимся не во благо себе, а в суд и осуждение, как принял его некогда предатель Иуда.
Иуда также возлежал с Господом за пасхальным столом. Ему было даровано то же, что и всем другим апостолам. Только от принятой святыни предательское сердце воспламенилось не любовью и благодарностью, а завистью и жаждой мести. Приняв бессмертное брашно, Иуда поспешил исполнить уже обещанное – предать Божественного Учителя врагам Его. Мы все знаем этот факт, не раз слышали о нем из Святого Евангелия, и не устаем возмущаться и внутренне негодовать по сему поводу. Между тем, братья и сестры, задумаемся: а разве в нас нет иудиного лицемерия? Разве не бывает так, что, хотя и приступаем ко Святой Чаше, но сердце не прощает обиды, горит огнем злых помыслов и угнетающих страстей?! Не очистившись, не преобразившись духовно, дерзаем принимать в себя Святое! Так чем же мы лучше Иуды?!
Пречистое Тело Спасителя и Кровь Господа взывают к нашей совести и сознательности. Да, мы не можем по немощи человеческой достичь совершенной безгрешности. Но разве не должны мы следовать примеру угодников Божиих, возвеличенных в лике святых Церкви Христовой? Разве мы не способны достойно бороться со своими грехами, хранить душу от соблазнов мира сего, возгревать в себе теплоту истинного покаяния и подлинного смирения?! Ведь Господь, видя наши усилия, обязательно поспешит на помощь, поддержит неизреченной благодатью Своей благое старание к добродетельной жизни. В противном же случае мы приступим к любящему нас Господу с иудиным лобзанием. Но в молитве ко Святому Причащению мы обещаем: «…ни лобзания Ти дам яко Иуда»! Бу дем же держать свое обещание и не станем предателями и врагами Того, Кто питает нас Телом и Кровию Своей в жизнь вечную и истинное бессмертие!
Сознание всей своей греховности, своего недостоинства побуждает нас к смиренному и трепетному восклицанию: «…яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Мы уподобились ныне благоразумному разбойнику, и, страдая от грехов своих, исповедуем Иисуса Христа истинным Богом, имеем надежду и упование на Него, осознаем собственную немощь пред Господом и дерзновенно просим о великом благе памяти Божией. Если будем в просьбе своей искренни, раскаяние наше достигнет небес, и нам, как тому распятому на кресте разбойнику, уверовавшему во Христа, Спаситель милостиво и дружелюбно ответит: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Может ли быть что-либо выше и благодатнее этого благословенного обетования?!
Через вкушение запретного плода в раю наши прародители Адам и Ева познали трудности жизни и смерть. Через вкушение Тела и Крови Сына Божия познаем мы радость духовного возрождения и будущее вечное блаженство. Сия есть премудрая любовь Божия!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня перед нами Спаситель опять сотворил величайшее чудо соединения нас в единое тело Его. Причастившись Таин Христовых, мы причастились и благодати Божественного Духа. И вот исцелены в нас греховные язвы, попрано беззаконие. Всей силой прощающей любви Всеблагий Господь пребывает ныне в очищенной покаянием человеческой душе. Нам легко и радостно! Мы познали очистительное благо покаяния! Святитель Тихон Задонский писал: «Блажен человек, который верою обретает Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Такому будет Бог – Богом его, крепостью его, опорой, прибежищем, избавителем, помощником, защитником и заступником. И с Богом приобретет он все остальное… Кто обретает Бога, тот с Богом и в Боге наилучшим образом обретает все блага».
Возрадуемся же, братья и сестры, что сподобились причаститься в этот святой день. Великим постом усиленно трудились мы, чтобы получить благословенный дар. Но теперь предстоят не меньшие усилия и старания – чтобы сохранить бесценное сокровище, духовными силами постоянно ощущать в себе пребывание Господа. Сын Божий в нас! Позаботимся же во все дни удерживать Его в себе! Дадим Спасителю благословенный покой, доставим утешение, распахнем для Господа чистое и любящее наше сердце. Постараемся не огорчать Его ни словом, ни делом. Отныне ничто не сможет разлучить нас с возлюбленным и возлюбившим нас Господом, Который Сам говорил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56). Не допустим же, чтобы душа наша, куда вошел в таинстве Святого Причащения Господь, явилась для Него новой мучительной Голгофой. Аминь.
Комментировать