- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
Иисус Христос вчера, и сегодня, во веки Тот же.
(Евр.13:8)
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.12:28–13, 8) поднимались многие вопросы, касающиеся взаимоотношений христиан, но прежде всего говорилось о почитании Бога и о любви к Нему. В своем Послании к евреям апостол Павел пишет: Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом.
Что значит: хранить благодать? Человеку на его жизненном пути неизменно выпадает много трудностей и невзгод, печалей и скорбей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Я странник на земле: странствовать начинаю с колыбели, оканчиваю – гробом».
Относиться к испытаниям земного бытия можно двояко: принимать их как свой жизненный крест который необходимо мужественно и твердо вынести до конца, или сетовать и роптать, укорять весь мир и да же Бога. Первая позиция – христианская, вторая – малодушных и некрепких в вере Христовой людей.
Хранить благодать – значит не только не роптать в бедствиях, а воздавать Господу должную хвалу за все трудности, понимая, что ничего в жизни не делается без воли Божией; стало быть, для нашего же блага нам необходимо все это пройти. И потому мы всегда должны быть благодарны Богу абсолютно за все – и за радости и за горести, и за победы и за поражения. Только так можно обрести душевный покой и утвердиться в благоговении.
Апостол Павел напоминает христианам древние пророчества о том дне, когда всё изменится, разрушится и поколеблется. Даже земля наша погибнет, но неизменным и вечным останется одно – наша любовь к Богу. И потому на всех верных последователей Христа возложена особая задача и величайшая ответственность – сохранить благоговейное отношение к Отцу Небесному даже в самые страшные времена и тяжелые годы человеческой жизни. От этого благоговейного отношения и любви к Господу зависит не только сила нашей веры, но и наше спасение, даже тогда, когда весь мир рушится. А благоговейное отношение не может быть без страха Божия. Если человек живет, не думая о Господе, если не боится недостойным поведением огорчить Творца, то он легко впадает в грех, поддается различным соблазнам и искушениям. Одним словом, утрачивает страх Божий.
Но это состояние эйфории, вседозволенности и собственной неуязвимости очень быстро заканчивается, и наступает апатия, понимание бесполезности своего существования. То, что тешило и волновало в недавнем прошлом, уже не волнует, а впереди без Бога – одна пустота. Вот об этом и напоминает новоначальным христианам, испытывающим многие моральные трудности, святой апостол, призывая к благоговению и страху, напоминая слова из Ветхого Завета о том, что Бог наш есть огнь поядающий (Втор.4:24).
Господь придет судить весь мир – и грешных, и праведных. Никто не останется вне этого горнила Божественного правосудия. Каждому Сын Божий воздаст по делам его. И потому нам нужен спасительный страх, удерживающий от прегрешений, как некая узда, помогающая жить правильно. Страх огорчить Бога, отдалиться от Него совершаемыми беззакониями, предать Его Божественную любовь. И мы должны помнить о том, что Творец может покарать за бесчестие, как огнь поядающий. Только если у иудеев отношения с Богом были построены исключительно на страхе, то у христиан на первом месте, безусловно, стоит любовь, и страх исходит из нежелания и боязни нарушить эту любовь.
Автор Послания к евреям, приводя слова из Второзакония, подчеркивает мысль о том, что у людей всегда есть свобода выбора и возможность поступать по собственному волеизъявлению. От нас зависит, какими мы будем в нашей вере и жизни: непреклонно верными Господу или колеблющимися, пытающимися от Него что-то скрыть, внести в отношения с Богом ложь. Последнее – страшно, за это грозит испепеляющий огонь. Неверный Господу человек теряет все в этой жизни. Зато верному уготована особенная награда – быть не просто рабом, а возлюбленным чадом Божиим. Для вечности важно лишь наше искреннее отношение к Богу, преданность, верность и самоотверженная любовь. А все это, естественно, подкрепляется конкретными делами добра и милосердия, творимыми во славу Божию, совершаемыми ради Христа.
В следующей же главе послания, начало которой мы с вами, братья и сестры, сегодня слышали, представлены важнейшие особенности христианского образа жизни. Чему поучает своих духовных детей апостол Павел?
Вот он особо говорит о братолюбии: братолюбие между вами да пребывает. Почему это качество, по мнению апостола, столь важно, что даже в наставлениях выделено особо? Христианской Церкви раннего времени угрожали многие опасности, которые могли разрушить братскую любовь между членами общины. Первые христиане особенно ратовали за сохранение чистоты веры. Казалось бы, это похвально и должно было вызывать только уважение. Однако в борьбе с лжеучениями было много жестокости, когда желание блюсти чистоту веры влекло за собой недоверие, презрение к заблудившимся или оступившимся в вере. Все эти чувства, естественно, не имели ничего общего с христианской добродетелью и разрушали братскую любовь среди членов общины. Тогда как, по мнению апостола Павла, в последователях Христа должны были сочетаться серьезное отношение к вере и доброе отношение к людям, временно сошедшим с правильной стези.
Далее апостол Павел наставляет: страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная оказали гостеприимство Ангелам. Гостеприимство еще с древних времен почиталось как одна из самых важных человеческих добродетелей. Для христиан же гостеприимство играло особенно важную роль. Много было странствующих проповедников, которые несли слово Божие по всей земле. Да и по различным делам, как то сбор средств или оказание помощи другим общинам, христианам приходилось много путешествовать, переходя из города в город, из селения в селение. Гостиницы были слишком дороги, да и атмосфера, царившая в них, вольность нравов претили христианским убеждениям. Но христиане охотно и гостеприимно принимали в своих домах странствующих собратьев во Христе, зная, что если и им доведется отправиться в путь, ночлег и хлеб в любом христианском доме будет им обеспечен. Недаром христианство называют религией открытых дверей.
Апостол Павел вспоминает, как угодники Божии, оказав гостеприимство странникам, приняли в своих домах Ангелов. Так, мы помним из Священного Писания, Ангелы пришли к Аврааму и Сарре, чтобы сказать, что у них родится долгожданный ребенок (см. Быт.18:1–16), и к Маною, чтобы сказать ему, что у него будет сын (см. Суд.13:3–21).
Следующее наставление апостола призывает к сочувствию людям, находящимся в заключении или претерпевающим опасности: помните узников, как бы вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Никто не застрахован в этой жизни от тюрьмы и тяжелых болезней. Тем более здесь речь идет о первых христианах, которым в жизни было очень нелегко, они часто подвергались заключению в темницу, истязаниям и смертной казни. Тогда на помощь приходила Церковь. Языческий оратор Аристид так говорил о христианах: «Если они услышат, что один из их числа посажен в тюрьму или попал в несчастье из-за своей христианской веры, все они оказывают ему, если нужно, помощь, и если его можно выкупить, они добиваются его освобождения».
В «Апостольских постановлениях» записано: «Если какой-нибудь христианин осужден ради Христа (на работу) в рудники безбожниками, не потеряйте его из вида, но посылайте ему от доходов от ваших трудов и пота вашего, чтобы поддержать его и вознаградить воина Христова». Итак, к сочувствию и состраданию призывает всех нас святой Павел.
Первоверховный апостол призывает к чистоте семейных отношений: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; а также к щедрости и нестяжательству: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Господь никогда не оставит верных чад Своих, и накормит, и упокоит, и защитит от злых напастей. Христианам нечего бояться, можно смело говорить: Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? (Пс.117:6).
Особо трепетное отношение у христиан, учит апостол Павел, должно быть к наставникам: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Наставничество в жизни христианской имеет очень важное значение, так как помогает улучшить духовное состояние членов общины. Истинный наставник Церкви живет в вере и таким образом приближает людей ко Христу, так как в душе его как в нерукотворном храме, пребывает Господь. В основе наставничества лежит любовь. Истинный наставник всей своей жизнью показывает, как нужно жить в Боге и любить Бога. Учитель любит своих учеников во Христе и по любви всегда готов помочь им и поддержать их. Истинный наставник, умирая в верности Богу, не только примером жизни своей, но и смертью своей вдохновляет на духовные подвиги других людей. Святой Церкви Христовой особенно нужно такое наставничество.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Так складывается человеческая жизнь, что духовное наставничество среди людей не может быть вечным, все земные наставники приходят и уходят. Иногда процесс расставания особенно болезненный, потому что наставников с их духовными чадами связывает большая любовь и беспредельное доверие. Но в этой жизни может все случиться: отъезд в другую местность, болезни, жизненные обстоятельства, ведущие к разлуке. Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло.
Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего – Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь.
Комментировать