- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в Меня, если и умрет, оживет.
(Ин.11:25)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В этот благодатный субботний день Великого поста в Евангельском чтении (см. Ин.11:1-45) мы слышали рассказ о воскресении Лазаря – необыкновенном чуде, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, показав людям свою Божественную силу.
Кем был для Спасителя Лазарь и почему Господь исторг из уз смерти именно этого человека? Для каждого из нас огромное значение в жизни имеет дом, семья, дружеские отношения. Без этого очень трудно жить! Что бы с нами ни случалось в этом мире, в какие бы сложные ситуации мы не попадали, но великим благом для нас является знание и понимание того, что есть на свете место где нас ждут, любят, где царит мир и душевный покой.
У Господа нашего не было Своего дома. Вы помните, как Он Сам говорил об этом: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Лк.9:58). Но в Вифании жили благочестивые сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, которые особенно любили Иисуса Христа. Именно в этой семье Спаситель всегда находил приют, покой и отдых от напряженных проповеднических трудов, от полного опасностей и трудностей бытия. Здесь Его всегда понимали и слушали. Здесь щедро давали Господу человеческое тепло и покой, в котором и Он, Сын Божий, так нуждался. Как же важно, что в земной жизни Господа были настоящие друзья, преданные и верные. Очень плохо человеку, если нет людей, понимающих его сокровенные думы и чаяния, с которыми можно было бы поделиться и горем, и радостью. Только тогда мы не будем себя чувствовать в одиночестве, если, по Божией милости (ведь дружба, как и любовь, – поистине дар небесный!), обретем в этом мире искренних друзей.
И вот, как мы слышали в Евангельском чтении, друг Христов Лазарь тяжело заболел: Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Казалось бы, Господь Иисус должен был бы ради дружбы и любви, которую питал к Лазарю, все бросить и тут же отправиться в путь, чтобы помочь, исцелить больного друга. Ведь Он исцелял уже столько незнакомых людей, а тут лежит при смерти один из ближайших его сподвижников. Но посмотрите, что происходит?! Господь медлит и говорит загадочные слова: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Естественно, такой ответ мало кого мог удовлетворить и успокоить. Целых два дня пробыл в Перее Спаситель. Очевидно, так было угодно Отцу Небесному, чтобы потом явить всю Божественную силу и славу Господа Иисуса Христа. Но вот Он говорит ученикам Своим: пойдем опять в Иудею. Обратите внимание, что Христос позвал апостолов не в Вифанию, а в Иудею вообще, где находиться для Него было весьма опасно. Ученики поняли, что Наставник призывает их сменить спокойную и размеренную жизнь на трудности и испытания. Они было попытались удержать Господа, предупредить об опасностях, но вскоре поняли, что это бесполезно. Не о Себе думал Христос, а о дорогих ему людях, которые так нуждались сейчас в Его помощи. Спаситель говорит: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его. Но ученики опять не поняли Его, сказав: Господи! если уснул, то выздоровеет. Господь вынужден был открыто сказать им, что речь идет о смертном сне. И поведал, что болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Причем, забегая вперед, хочется предупредить, что слова эти нужно понимать неоднозначно. Действительно, величайшее чудо воскресения Лазаря позволит людям воочию увидеть Божественную благодать, от Сына Божиего исходящую. Но это – только одна сторона. Не менее важен и другой, несколько скрытый смысл. Говоря так, вразумляя учеников, Спаситель, конечно же, знал, что предстоящее чудо, имеющее совершиться для торжества Его славы, явится как бы первым шагом, средством к еще большему прославлению, приближающему Господа ко Кресту, искупительной жертве и пресветлому воскресению. Как мы знаем, братья и сестры, так все и случилось.
Об этом стоит помнить и нам. Когда случится в этой жизни претерпевать испытания или болезни, не должно роптать и сетовать, лучше принимать невзгоды с осознанием своего жизненного креста и долга перед Богом за все деяния, с уверенностью, что смиренное и терпеливое несение трудностей возвеличит нас в очах Божиих и выступит средством к столь желанному наследованию Царства Небесного. Господь наш Иисус Христос восторжествовал в полном многообразии Своей славы, пройдя через Голгофу, распятие и смерть на кресте. И мы в нашем стремлении к блаженной вечности должны достойно пройти свой крестный путь.
Далее евангелист Иоанн Богослов свидетельствует, что когда Господь Иисус Христос вместе с учениками Своими все-таки пришел в Вифанию, то нашел Лазаря пребывающим уже четыре дня в гробе. По иудейской традиции, собралось много народа для утешения скорбящих сестер, оплакивающих усопшего брата. Семья Лазаря пользовалась большим уважением в обществе, и потому несчастье, которое постигло этот дом, не оставило никого равнодушным. Из-за жаркого климата мертвецов в Палестине хоронили как можно скорее. На похороны приходили все желающие. Родственников не беспокоили, не мучили пустыми разговорами, оставляли в покое, наедине с их горем. Пока покойник находился в доме, нельзя было готовить и есть пищу, запрещалось пить вино и вкушать мясо. После выноса тела всю мебель в доме поворачивали к стенам, а скорбящие садились на низенькие скамеечки или прямо на пол. Друзья семьи готовили поминальный обед, который состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Яйца и чечевица символизировали жизнь, которая катилась к смерти. Глубокий траур продолжался семь дней; три дня были днями постоянного плача. В течение семи дней запрещалось надевать обувь, умываться и заниматься какими-либо важными делами. Даже учиться было нельзя! И потом траур, в несколько облегченном варианте, длился еще целый месяц. Поэтому когда Господь наш Иисус Христос пришел в дом Лазаря, он был наполнен множеством сочувствующих и скорбящих.
И тут Марфа, преисполненная горя, даже упрекнула Спасителя: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, но тут же с верою и любовью добавила: Но и теперь знаю, что чего Ты просишь у Бога, даст Тебе Бог. И тогда Господь с уверенностью говорит ей: воскреснет брат твой. Как отреагировала Марфа? Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Слова эти говорят нам о многом.
Саддукеи не верили в загробную жизнь, но фарисеи и большинство иудейского народа исповедовали, что загробная жизнь есть. Твердо и уверенно говоря о всеобщем воскресении, Марфа выразила высокую веру своего народа. Но новый оттенок этой убежденности придал далее Сам Господь: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли сему? И из уст убежденной последовательницы Христа прозвучало: так, Господи! я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Что же имел в виду Господь наш Иисус Христос, говоря о вечной жизни? Существует ли вообще бессмертие? Ведь и христиане, исповедующие истинного Бога, все равно умирают физической смертью. Где же здесь не умрет во век? Да, все мы смертны, все мы рано или поздно уйдем из этого мира. Но с чем мы уйдем на небеса? И какими возвратимся к Отцу Небесному? Не физическое наше состояние имел в виду Господь. Умирают все одинаково – и верующие, и неверующие. Не естественный отход в мир иной подразумевал Спаситель, а смерть во грехах. Живущий без покаяния, погрязший в согрешениях человек духовно умирает. Внешне он продолжает есть, пить, бодрствовать, спать, ходить на работу, тратить время и деньги, раболепствовать перед собственными страстями и пороками. В общем, заниматься обыденными земными делами. Между тем для Господа, Которого он не любит и не признает, такой человек как бы не существует, находится во гробе. Живет физически, но мертв духовно. И эта жизнь – жизнь без Бога – она страшнее самой лютой смерти. Но Господь – Сам есть воскресение и жизнь. Спаситель убеждает нас, что даже в такой вот духовной смерти может быть воскресение, если омоемся очистительными слезами покаяния, если отогреем сердца теплотой молитвы, если смиримся в собственной недостойности и осознаем величие Божие. Даже когда человек оступился, потерял все в этой жизни, которую по никчемности целей и задач не смеет назвать иначе, чем прозябание, Господь наш Иисус Христос все равно может прийти на помощь и даровать грешнику жизнь.
Падшей природе людей свойственно грешить! Кто-то настолько эгоистичен и самолюбив, что становится равнодушным и безучастным к переживаниям и чувствам ближних. Кто-то так любит деньги, что ради обогащения готов предать других людей. Кто-то просто погряз во лжи и не в силах выбраться из этого порочного болота. Все это проявления духовной смерти. Но любовь Спасителя способна растопить любой лед равнодушия и жестокосердия. Господь в силах воскресить даже самых безнадежных. Но на то должны быть их добрая воля и желание угодить Богу. Каждый человек нуждается в любви и понимании. Но разве кто-либо лучше Господа Сердцеведца нас поймет?! Разве кто-либо лучше Господа Человеколюбца способен выразить нам сочувствие, поддержать, спасти нас?
Мы слышали сегодня, братья и сестры, как Иисус Христос прослезился, глядя на гроб Лазаря. У одних иудеев эти слезы Господа вызвали добрые чувства. Они говорили: смотри, как Он любил его! Другие же истолковали душевный порыв Спасителя как обыкновенное бессилие и даже стали сомневаться в другом совершённом недавно чуде – в исцелении слепорожденного: Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
Однако повелительный и громкий голос Господа, призывающий четырехдневного мертвеца: Лазарь! иди вон, – поразил всех. А когда вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, когда люди поверили, что на их глазах Христос воскресил умершего, уже смердящего человека, очень многие из них обратились в истинную веру: Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
Воскресение Лазаря имело значение не только для иудейского народа, но и для всего христианского мира. С этого благословенного события, непреложно подтвержденного потом Пресветлым Воскресением Христовым, зародилась в сердцах всех верующих людей надежда, уверенность в том, что со смертью жизнь человеческая не кончается, что смерть не есть конец, наоборот, начало новой, будущей жизни. От Господа нашего Иисуса Христа мы узнали, что идем не к закату, а к восходу. Блаженная вечность, обещанная Богом всем верным Своим, возможна и реальна для тех, кто уверует в Иисуса Христа как Сына Божия. Мы верим – значит принимаем за истину все слова Господа, все наставления и заповеди. Мы до такой степени доверяем Ему, что постепенно становимся не свои, а Господни. Это так радостно, так почетно, но и так ответственно ощущать себя не просто проживающими век людьми, а чадами Божиими, стремящимися как можно более угодить Небесному Отцу, стать достойными величайшей Его любви и милости. И тогда исчезает страх смерти, потому что она из пугающего неверующих людей ужаса небытия для верующих в Господа становится как бы ступенью, переходом, за которым ждет долгожданная встреча с нашим Творцом. Благодаря Спасителю в нас живет уверенность в Его любви и заботе. Доверяя Богу нашу жизнь, мы вступаем с Ним в новые, родственные отношения. И, проживая нашу земную жизнь, находимся не на пути к смерти, а на пути к вечности. Господь произнес повеление, перед которым отступила смерть. Да отступит и от нас в день всеобщего воскресения. Аминь.
Комментировать