- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною.
(Мк.8:34)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Третья Неделя Великого поста носит название Крестопоклонной. Недаром Святая Церковь в день преполовения Четыредесятницы установила торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Для укрепления веры, для поддержания духовных сил постящихся износится из алтаря эта величайшая для каждого православного сердца святыня. Потому что во все дни жизни нас, братья и сестры, сопровождает Святой Крест, в котором наша сила, радость и победа над вражьими происками. С благоговением и любовью носим мы на груди нательный крест, драгоценное и верное оружие против козней врага рода человеческого. И что бы с нами ни случалось в этом суетном мире, с какими бы проблемами и сложностями мы ни сталкивались, нет для нас лучшей поддержки и защиты, чем Крест Христов, источник вечной любви, добра, милосердия, мира и созидания, на котором ценою жизни воплотившегося Сына Божия искуплены все люди. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это великая победа, это трофей, воздвигнутый страданиями, это венец праздников».
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.8:34 – 9, 1) мы слышали, как Господь призывал учеников Своих и весь народ: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Важно, что Сын Божий обращается не только к апостолам, познавшим истинную веру, уже верным Господу и готовым пойти за Учителем. Христос обращается и к людям, еще не просвещенным светом истины Божией, но стремящимся эту правду узнать.
Что значит возьми крест свой? Каждому в этой жизни вручен крест, который состоит из претерпевания трудностей, болезней, страданий, борьбы с собственными страстями и пороками. Нести крест и идти за Христом значит смиренно и безропотно принимать все, что посылает нам Бог на пути нашем, осознавая, что происходящие с нами события есть святая воля Небесного Отца. Ведь мы знаем, что не за Себя пострадал совершенно безгрешный Христос. Он поднял грехи всего мира, и потому Его страдания не сравнимы ни с какими самыми тяжкими людскими страданиями и переживаниями. Мы же терпим и переживаем для своей пользы, страдаем за собственные грехи. «Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Вспомним о том, как о распятом Господе в безудержной злобе враги кричали: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф.27:42). Но Сын Божий, верный Своему призванию, не поддался на эти крики, не послушал искусителей, хотя мог бы, конечно, сойти с креста, Ему ничего не стоило явить миру это чудо.
А разве нас враги человеческого спасения через всяческие мирские соблазны и удовольствия, греховные помыслы и желания или людей неверующих не искушают, разве не призывают отказаться от терпения трудностей, от непрестанной борьбы с грехами и беззакониями, от жизни по заповедям Божиим? Но, если в наших душах действительно живет православная вера, если наше сердце преисполнено истинной христианской любви, если нам безмерно дорого имя Божие, мы не станем, как и Господь наш, слушать обольстителей. Мы будем добровольно, радостно и смиренно следовать за Христом в несении жизненного креста. Ведь идти за Господом можно лишь живой верой в Него как Сына Божия, как Божественного Агнца, закланного за грехи мира.
Господь никого не неволит, не принуждает. Он говорит: Кто хочет идти за Мною... По доброй воле мы выбираем спасительный путь. Иначе несение креста было бы не наградою, а наказанием. И ведь ни для кого не секрет, что кто не следует путем спасения, веры и добродетели, тот неминуемо сворачивает на путь погибели. Иного не дано! Разве можно верить, но не поступать по вере, не подкреплять слово истины делами добра и милосердия?! Мы берем свой крест по примеру Креста Христова: Господь страдал, и мы в этой земной жизни страдаем – переживаем скорби, лишения, болезни, унижения. Не в нашей воле выбирать трудности и невзгоды, которые посылает нам Всевышний, но в нашей воле смиренно и безропотно терпеть все то, что нам назначено Богом для нашего спасения, – в очищение, в исправление, в духовное совершенствование. Вот об этом, братья и сестры, всегда надо помнить и знать! Преподобный авва Исаия учит: «Крест Иисусов есть укрощение всех страстей до совершенного их истребления».
Спаситель говорил далее, как мы слышали в Святом Евангелии: Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо… какой выкуп даст человек за душу свою? Заповедь крестоношения органично согласуется с учением о самоотвержении, которому научил нас Господь. Не случайно Церковь напоминает нам эти слова Христовы при поклонении Кресту Господню. Вся Святая Четыредесятница являет собой образ нашей временной, земной жизни, исполненной болезней, печалей, трудностей и забот. Если научимся душу, в смысле жизнь свою, полагать ради Христа и принесенного Им благовестия, то сподобимся наследования Царства Небесного.
Да и что мы без Бога сами можем, чем нам хвалиться, если все блага наши – и духовные, и земные – посылаются исключительно по воле Творца.
Мы умны, способны думать и размышлять? Господь дал нам разум.
Мы любим Бога, любим ближних своих? Господь открыл нам неизреченный свет Божественной любви.
Мы богаты? Господь даровал нам вкусить материальные блага, но не для наживы нашей, а для совершения дел милосердия.
Мы бедны? Господь сделал нас таковыми для нашей пользы и вразумления.
Потому что никакого выкупа не может дать человек за душу свою! И посему воскликнем вместе с апостолом Павлом: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа… (Гал.6:14).
Спаситель предупреждает: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Естественно, погрязший в грехах мир не терпит обличений. Верные же последователи Христа, исповедующие истинную веру, утверждая правду Божию, неизменно столкнутся с непониманием и неприятием неверующих людей, которые станут их гнать, хулить, злословить о них и грозить им физической расправой. И вот здесь, как учит нас Господь, многое будет зависеть от силы веры и твердости убеждений, а также смелости открыто исповедовать учение Христово. Полумерами или полуправдой не обойдешься, недоговоренность или ненужный стыд перед оценкой твоего мировоззрения человеческим обществом рождают самую банальную и откровенную ложь. Господь же не приемлет такого лукавства и духовной фальши.
Но верным ученикам и последователям Своим Христос дает благое обетование: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. О каком Царствии Божием идет речь? Спаситель говорит о Царствии Божием в силе. Как учат святые отцы Церкви, Христос утверждает о распространении Евангелия в разных странах, разных уголках земли. Именно об этом писал апостол Павел в своем Послании к римлянам: Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире (Рим.1:8). Действительно, как и пророчествовал Господь, некоторые из Его слушателей стали свидетелями исполнения этих слов. Они видели, как учение Христово, Царство Божие, проникло в сердца и души людей, обновляя все их существо, мысли, деяния, разум, снабжая новыми жизненными потребностями и целями существования. Потому что для познавших высшее сокровище – Господа нашего Иисуса Христа – перестают существовать и иметь ценность все богатства мира сего.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чтобы вера наша была действительно верою христианской, Господь ждет от нас достойного и добровольного несения нашего креста. Нести этот крест нелегко, потому что бремя это проявляется двояко – внешне и внутренне. Внешний крест – это те нелегкие обстоятельства, которые мы в жизни переживаем, все горечи и невзгоды, которые попускает нам Бог в испытание веры и для очищения от грехов. А внутренний крест – это борьба в нашей душе, постоянное и тяжкое сражение с собственными страстями и пороками – гневом, ненавистью, завистью, гордостью, равнодушием, леностью, сребролюбием, тщеславием.
Митрополит Московский Платон поучает: «Это твой крест, подвижник евангельский! Слава или бесчестие в этом сражении зависит от твоего мужества. Храбрый воин, воюя против неприятеля, твердо знает, что должен или победить, или умереть. Чистая вера, доброе сердце, теплая молитва дадут торжество твоей добродетели, но расслабление, развращенная совесть, нерадение и распущенность предадут тебя в плен пороку. Тягостен, скажешь ты, этот крест, страшно такое сражение. Подлинно, нельзя до какой-либо славы дойти без труда и подвига. Но чем больше окажешь мужество, тем славнее победа». Аминь.
Комментировать