митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!
Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

(Лк.1:28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В торжественный день Благовещения Пресвятой Богородицы нашему вниманию был предложен отрывок Святого Евангелия от Луки (см.1:24–38), в котором повествуется об этом благословенном событии. Солнечно и радостно на душе оттого, что произошло в этот день около двух тысяч лет назад!

Мы чествуем Царицу Небесную, нашу непрестанную Заступницу и Утешительницу, Пресвятую Богородицу, Которая в этот лучезарный день возвеличена была из всего рода человеческого особой, благой вестью небесной, узнав от Архангела Гаври ила о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя рода человеческого, подарить миру не простого сына но Сына Божия. В дни Великого поста разве может быть для души христианской большее утешение и укрепление, чем воспоминание о сем светлом открытии, вдохновенном источнике нашего спасения?!

Но вначале, как бы в преддверии будущей славы Богородицы, евангелист Лука рассказывает нам о несказанной радости праведной, преклонной в летах четы Захарии и Елисаветы, которые оставались долгие годы бесплодными, были поносимыми людьми за бездетство, а теперь обрели надежду родить столь желанное и выстраданное ими дитя. Архангел Гавриил возвестил Захарии о будущем рождении сына Иоанна, который будет велик пред Господом, но тот усомнился в возможности сказанного, за что был наказан временной немотой, пока не свершится прореченное. Святое Евангелие свидетельствует: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь в дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Елисавета столь трепетно относилась к своему будущему материнству, что, скрываясь от посторонних взглядов и ненужных пересудов, пустых людских разговоров, сосредоточенно приуготавливала себя к долгожданному рождению сына, непрестанно молясь и благодаря Бога за величайшую милость. А тем временем мы узнаем из Евангельского чтения, что в шестой месяц ее радостного бремени послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Елисавета же и Дева Мария были связаны родством.

Евангелист Лука повествует о самом событии Благовещения Пресвятой Богородицы так: Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Архангел назвал Деву Марию Благодатной, то есть исполненной и удостоенной особой Божественной милости. При этом Господь с Тобою звучит не как пожелание, а как утверждение того, что Бог всегда пребывает с Пресвятой Богородицей. Во все дни Ее жизни, во всех надеждах, чаяниях, помышлениях и трудах. И потому между всеми женами земли нет более счастливой и великой, чем Пречистая Дева Мария!

Естественно, слова Архангела Гавриила не могли не удивить Богородицу, равно как и его светозарное, неожиданное появление. В глазах Девы Марии застыл невысказанный вопрос и недоумение, Она замерла в волнении, не смея окликнуть небесного гостя. Но сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Так Царица наша Преблагая узнала Божественную волю о том, что ей предстоит стать Матерью Того, Кто будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Мы не можем даже предположить, насколько взволнованно вострепетало в сей благословенный миг сердце Девы Марии, как пламенно распахнулась навстречу благой вести Ее чистая и светлая душа! Услышанное не вмещалось человеческим разумом, не поддавалось никакой земной мудрости, казалось столь необыкновенным, что повлекло естественный со стороны целомудренной девушки вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? Возрастая и воспитываясь в храме с трех лет, по обету родителей Дева Мария по достижении определенного возраста принесла обет девства на всю жизнь, уневестив Себя Возлюбленному Богу. Она, в отличие от Захарии, нисколько не сомневалась в правдивости удивительных слов Архангела Гавриила, но Ей хотелось узнать, как же совершится рождение Мессии. Праведный Иосиф был не мужем, а обручником Ее, никакие супружеские отношения их не связывали. Небожитель пояснил необъяснимое простыми словами, сказав: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Сверхъестественным Божественным действием, наитием на Деву Марию Святого Духа, должно было совершиться зачатие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Небесный вестник говорит Деве Марии: и сила Всевышнего осенит Тебя. Осенит – значит покроет, окружит со всех сторон. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит осенить».

Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим, – говорится далее в Святом Евангелии. Обратим внимание, братья и сестры, на эту фразу. Не сразу, не вдруг появится совершенный Божественный Сын, но, зачавшись Духом Святым, приняв от Девы Марии плоть человеческую, будет постепенно расти, развиваться, вынашиваться во чреве, родится в ожидаемый срок, чтобы явиться миру истинным Сыном Божиим и истинным Сыном Человеческим. В словах Святого Евангелия слышали мы сегодня, братья и сестры, указание на Святую Троицу, выступающую в единстве наития Святого Духа, силы – Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Всевышнего – Отца Небесного.

Чтобы еще более убедить и утвердить в вере Деву Марию, Архангел Гавриил приводит другой пример, возвещает о событии тоже чудесном, хотя и менее значительном, чем рождение Спасителя, упоминая неплодную ранее родственницу Марии Елисавету, ожидающую теперь ребенка, заключая: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Всякое слово Божие есть слово истины. Вместив душой невместимое, постигнув сердцем несказанное и преисполнившись особой благодати Божией и веры, Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И, как свидетельствует сегодняшнее Евангельское чтение, отошел от Нее Ангел.

Се, Раба Господня, – смиренно и умиленно произносит Пресвятая Богородица, давая полное согласие послужить Божественной воле. Разумом Она понимала, что необыкновенное Ее положение послужит в дальнейшем причиной многих испытаний. Как отнесется нареченный супруг к тому, что Она зачала? Что скажут другие люди? Сколько упреков и даже недостойных обвинений может посыпаться Ей во след? Тем не менее, покорность Пресвятой Девы в желании угодить Богу стоит выше человеческих пересудов и мнений. Обращаясь к светозарному Архангелу, указавшему Ей волю Божию, Богородица уверенно говорит: да будет Мне по слову твоему. В этот благословенный момент, как и всегда, во все мгновения жизни, для Нее над несовершенными чувствами и мыслями земными возвышается совершенный Промысл Божий и полное на Него упование.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, в дни святой Четыредесятницы воспоминание о Благовещении Пресвятой Богородицы служит для всех нас укрепляющей и вдохновляющей духовной силой. Будем научаться у Пресвятой Девы благодати несомненной веры и упования на Промысл Божий. Не было в Ней ни колебания, ни недоверия в тот момент, когда услышала Она необыкновенную и благую весть о Своем будущем предназначении стать Матерью Сына Божия. Но, осознавая всю славу и исключительность Своего будущего положения, Дева Мария нисколько не возгордилась, не преисполнилась тщеславия, а смиренно приняла Божественное решение, всегда готовая исполнить Господню волю. Образец кротости Царицы Небесной и готовности Ее служить Богу должен стать для нас путеводной звездой во всех благих чаяниях и устремлениях.

Если будем приступать к делам нашим, возлагая на Бога всю надежду, прибегая за помощью к Господу, то обретем венец благих деланий в смиренном и благодатном исполнении Божественной воли. Преподобный авва Исаия поучал: «Предпочитай волю Божию всякой мудрости человеческой и признай ее полезней всех человеческих разумений».

Иногда, в скорбях и испытаниях бытия, мы в глубине души возмущаемся попущениями Божиими, посылаемыми нам трудностями жизни, но происходит это от нашей гордыни и духовного несовершенства, от того, что не умеем еще смотреть на происходящие события глазами верующего человека, а позволяем себе безрассудные человеческие суждения и предположения.

Мы слышали сегодня в Евангельском чтении, как Матерь Бога и Спаса нашего Пречистая Дева Мария благоговела перед волей Божией и совершаемым над Ней величайшим таинством, предавая Себя всецело Божественному Промыслу. Что побуждало Ее к необыкновенному смирению? Несомненная и крепкая вера, в основе которой лежит безмерная любовь к Богу.

Очень многое можно сотворить по вере. Вера – сила и величайшее благо, спасающие нас в круговороте земной, суетной жизни. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера делает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим».

Вот и нам надо, братья и сестры, в святые дни Великого поста, внимая благодатному примеру Пресвятой Богородицы, всем сердцем своим верить в Господа, уповать на Божественную волю, смиряться перед Промыслом Божиим и знать, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто не случается с человеком без соизволения и попущения Божия». Аминь.

Комментировать