- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя:
аз, Господи, аз грехи моими уязвих Тя…
Кондак 5-й
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Ужас и скорбь охватывают душу при мысли о крестной жертве, которую принес за нас Сын Божий на горе Голгофе. «Будем плакать!» – вот все, что смог вымолвить преподобный Макарий Великий, вспоминая о Страстях нашего Спасителя. Страшно таинство искупления! Какою ценою спасены мы? Завещанное нам бессмертие утверждено на Пречистой Крови Христовой, зовущая нас к себе радость основана на лютейшей боли Сына Человеческого. Восплачем же и мы, восклицая со святителем Димитрием Ростовским: «О, что се вижу я, видение страшное и ужасное! Что се вижу? Вижу то, чего от века не видели очи праотцев. Ибо кто когда видел Бога обнаженного, биенного, уксусом и желчью напоенного, гвоздями и копием насквозь прободенного и умершего? Ужаснися о сем, бойся, небо, и да подвижутся основания земли!»
Вся чудовищная гнусность нашего греха, весь смрад нашей нечистоты проявляются перед лицом страданий и смерти Божественного Искупителя. И мы еще смеем говорить о каких-то «маленьких грешках» и «незначительных страстишках» своих! Из-за этой якобы «незаметной» грязи нашей льется кровь Пречистого, в испарениях наших «мелких» пороков задыхается Всесовершенный, из-за нашей низости умирает Высочайший! И, упорствуя в преступных «грешках» своих, мы вольно или невольно оказываемся в рядах христопродавцев и богоубийц.
Человеку нечем гордиться. Соблазнив первых людей, коварный диавол растлил человеческую природу, и теперь каждому из нас присуща адская порча. Необычайна хитрость злобы сатанинской. Древний змий загнал человечество в порочный круг, казавшийся безвыходным. Пречистый Господь отторгает от Себя все нечистое. Правосудие Божие не может потворствовать неправде, а люди, зараженные грехопадением, сделались неспособны к самоочищению и самооправданию. Так диавол-человекоубийца завладел этим миром и стал справлять в нем мрачное торжество мерзости, злобы, страданий и смерти. Даже лучшие из людей ветхозаветных времен, взыскующие Небесного Отца, могли только скорбеть о страшных язвах человечества и в бессилии своем взывать к Всевышнему: Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего (Пс.118:176). Земной праведности не могло хватить для искупления рода человеческого.
Всеблагой Творец с бесконечной любовью и жалостью взирал на погибающее Свое создание. Но хитрый крючкотвор-диавол знал, на чем утверждал свои права. Владычество «князя тьмы» над человечеством имело под собою твердую «юридическую основу». Механическое восстановление человечества в первоначальной чистоте противоречило бы Богоустановленной свободе воли, дарованной Творцом созданиям Своим. Божественное Правосудие, по которому лишились рая древнейшие богоотступники Адам и Ева, требовало наказания за содеянное зло, – а преступления человечества все множились, наполняя чашу гнева Господня. Кто из жалких смертных мог испить эту безмерную чашу, принять на себя тяжесть кары Божией? Да, подслащенный ядом соблазна диавол «купил» для себя человечество и мог требовать выкупа, непосильного людям, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23).
Но все хитросплетения отца лжи были посрамлены неизреченной Премудростью Отца Небесного. На Превечном Троическом Совете решилось таинственное дело искупления рода человеческого. Страшный выкуп сатане, невозможный для людей, платил за них Сам Всещедрый Господь. Сын Божий спустился в мир, оделся в слабое человеческое тело, чтобы разорвать демонское кольцо, в котором томились создания Вселюбящего Творца.
Богу ли нужно было это не вмещаемое и ангельским разумом деяние? Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Какая нужда была Самому Богочеловеку перенести как бы адские мучения на земле? Не было, братия, для Бога никакой нужды подвергать Себя такому бесчестию и таким страданиям на земле: Его самопожертвование совершенно добровольное, – и Он мог не воплощаться, не страдать и не умирать. Только тогда мы все, как грешники и как враги Божии, были бы навеки пленниками и рабами диавола и все погибли бы навечно; тогда не было бы этих двух сторон: правой и левой, не было бы сказано: праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную, а было бы одно грозное определение всем – вечная мука. И подумать страшно! Но Господь, по бесконечному милосердию Своему, не терпя видеть мучимым от диавола род человеческий, пришел нас освободить. Он, Превечный Бог, Сам человеческим существом Своим вытерпел весь позор и всю лютость мучения от людей и от бесов, чтобы нас достать из ада, где без Спасителя пришлось бы нам вечно мучиться».
О, предивное диво любви Божией! Как дорого оказалось в очах Творца жалкое падшее человечество, какой неимоверной ценой оплатил Он возвращение заблудших людей в Свои объятия! Неизмерима жертва Сына Божия, неизреченна жертва Отца Небесного. «Отец – распинающая Любовь, Сын – Любовь распятая» – так говорит святитель Филарет Московский. Ради нас вочеловечившийся Сын Божий безропотно шел на заклание. Ради нас Царь Небесный послал Единородного Сына Своего на крестный путь. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания, – говорит Божественный Сын (Ис.50:6). Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды, – ответствует Всемогущий Отец (Зах.9:11).
В «ров, где нет воды», в безблагодатный земной мир, в эту глухую тюрьму, где свирепствовал «заплечных дел мастер» – диавол и надсмотрщики-бесы щелкали бичами, наслаждаясь корчами людей-рабов добровольно снисшел Пресветлый Сын Божий. Он Сам стал узником этой мрачной темницы, потому что только Он – истинный Бог и истинный Человек – мог вывести остальных заключенных к свету и счастью. Ради этого Богочеловек смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8).
Все земное шествие Господа нашего Иисуса Христа было приготовлением к величайшему свершению – принесению голгофской жертвы за грехи человечества. Богочеловек знал все об ожидающей Его муке, и предчувствие неизбежного и невыносимого креста изливалось словами древнего пророчества:
Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс.21:14–19).
Приближение подобных истязаний должно вызывать ужас в человеческом сердце. И вочеловечившийся Сын Божий также содрогался, изнемогая, и молвил: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел (Ин.12:27). И вот грянул ужасающий час голгофский.
Голгофа! Эта невысокая гора под Иерусалимом стала местом великого сражения между Богом и сатаной. Гордый диавол представал на битву во всеоружии: в окружении бесовских полчищ, предводительствуя «чадами гнева» и «сынами противления», рвущимися к богоубийству. Всемогущий Сын Божий ждал смертельной схватки, одевшись в беззащитное человеческое естество, готовясь смиренно принять надругательства и раны, словно бы отлагая Свою Божественность ради земной Своей человечности. От исхода этой битвы кроткого Спасителя с ярящимся князем тьмы зависели судьбы всего человеческого рода.
Название «Голгофа» означает «Лобное место». По древнему преданию, именно здесь умер и похоронен первый человек – падший Адам. Именно на главу соблазненного диаволом праотца должна была пролиться всеочищающая Кровь Нового Адама – вочеловечившегося Сына Божия. Древнее грехопадение искупалось жертвенным подвигом единого Безгрешного. «Там, где было начало смерти, там и начало жизни нашей», – говорит святитель Амвросий Медиоланский.
Христос Искупитель взошел на Голгофу, уже избитый и истерзанный, а следом валила издевающаяся толпа. Затем совершилась процедура распятия – будничное дело для палачей, лакомое развлечение для зевак, охочих до острых ощущений. Стучали молотки, гвозди вгрызались в живое тело, приколачивая его к дереву. Наконец, потея от усердия, воины подняли тяжелый крест с Распятым и укрепили его в заранее вырытой яме. Так воссияло безумному миру Солнце правды.
Как торжествовал в этот миг злобный сатана! Ненасытный мучитель и убийца, он получил возможность надругаться над Самим Господом. Как свору псов, диавол натравил на беззащитного Спасителя всех этих ругателей, истязателей, распинателей, и вот теперь ликовал, видя дело рук своих. Удовлетворенно потирали руки и его прислужники – «слепые вожди» иудеев, они также немало «потрудились» для сатанинского пиршества: купили предательство у Иуды, сломили гордость Пилата, обманули легковерную чернь – и вот совершается казнь Праведника, и некому обличить их нечестие. Упивалась зрелищем толпа, черпая в страданиях Высочайшего усладу для своих низких страстей.
Не из каких-то особых извергов состояло это скопище народа, измывавшегося над Господом; то были люди, подобные нам с вами. Не надо самообольщаться, полагая: уж мы-то никак не могли бы оказаться в толпе богоубийц. Разве мы не дрожим над земным своим благополучием, подобно Пилату? Разве в дни, когда Церковь вспоминает Страсти Христовы, мы не заняты меркантильными делишками, подобно римским воинам, делящим одежды Господни? Разве мы не злорадствуем при виде несчастий тех, кого считаем своими врагами? Наконец, разве мы не лжем, не лицемерим, не завидуем, не стремимся к власти и почестям? а ведь сочетание этих пороков и заставило фарисеев добиваться казни Спасителя. О, бездна беззакония нашего! Каждый из нас – соучастник чудовищного преступления голгофского, все мы усугубляем страдания распятого Спасителя. Не превозноситься должны мы, но оплакивать злые свои деяния – свою чернейшую неблагодарность Господу Всемилостивому, Который пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1 Пет.3:18).
Главу Спасителя язвил венец из колючего терновника, пречистое тело Его, покрытое рубцами от бичей, сжигал палестинский зной, а пресветлая душа Его горела скорбью поруганной любви. Беснующаяся около креста толпа хулителей – это было то человечество, ради которого Христос пошел на Свой жертвенный подвиг. Непостижимо величие Божественной любви, отзвук которой слышим мы в молитве Сына Божия за Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34).
Всемогущий Сын Божий мог сойти с креста, мог в мгновение ока избавить Себя от нестерпимой пытки. Нет, не гвозди удерживали Божественного Страстотерпца на крестном древе, а лишь невидимые миру узы любви – к духовно слепым, падшим, несчастным сынам и дочерям рода человеческого.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, – учил Господь Иисус Христос (Ин.15:13), и Сам Он полагал жизнь не просто за друзей, но – за неверных, изменивших друзей Своих. Кто пришел в этот час на Голгофу, чтобы хоть вздохом, хоть взором сострадания облегчить Сыну Человеческому смертную муку? Многие тысячи восхищенно внимали Божественному Учителю, восторгались Его чудесами, следовали за Ним по пятам, – где все эти восхищавшиеся? Скольких Он исцелил от тягчайших болезней, возвратил им радость жизни, – где их благодарность? И не вплетались ли в безумный хор, требовавший: «Распни! Распни Его!», и голоса облагодетельствованных Им? Наконец, где лучшие из лучших, избранники, ближайшие ученики Христовы? Бежали, отреклись, предали. Лишь один, возлюбленный Иоанн, нашел в себе мужество проводить Учителя на крестном пути. Кто еще? Женщины-плакальщицы с их бесхитростной нерассуждаюшей любовью, две Марии – раскаявшаяся грешница Магдалина и тихая сестра воскресшего Лазаря. Вот те лучики сострадания, которые проникали в кромешный мрак одиночества распятого Господа, – но печаль этих трех верных была так по-земному жалка, что Божественному Страдальцу впору было утешать их самих.
Единственной из стоявших у креста, единственной во всем человечестве, чьим хрупким плечам оказалось под силу облегчить безмерную тяжесть Страстей Господних, была – Мать. Пречистая Дева, Пренепорочная Богородица, Совершеннейшая из людей, Она одна материнским сердцем понимала и принимала в Себя весь ужас происходившего. «Оружие, прошедшее Ее душу» в этот страшный час было тем же, что пронзило сердце Спасителя. Рядом – Божественный Сын и Богоизбранная Мать – противостояли Они свирепым легионам убийцы-диавола, вместе осушили Они горчайшую чашу вселенской скорби.
Даже с креста, весь изъязвленный, в жару и удушье, любвеобильный Богочеловек находил в Себе силы, чтобы продолжать благотворить людям. Сыновней молитвой испросил Он у Небесного Отца прощение чудовищного греха Своих распинателей: даже эти христоубийцы получили возможность покаяния и спасения. Из Его запекшихся уст прозвучали слова любви к ближним: заботу о земных нуждах Пречистой Матери Своей поручил Он верному ученику Иоанну, а его усыновил Пресвятой Богородице. Великий смысл был в этом деянии; в лице Иоанна все человечество отдавалось под покров материнской любви Пренепорочной Богоневесты. Наконец, Спаситель успел вырвать из лап диавола гибнущую душу одного из распятых подле Него разбойников и даровать ему вечное блаженство. И тут иссякли человеческие силы Божественного Страстотерпца…
При виде Страстей Христовых содрогался ангельский мир, а человечество, ради которого совершалась страшная искупительная жертва, оставалось бесчувственным. Бездушная природа оказалась сострадательнее духовно окаменевших людей; не вынеся страданий своего Творца, солнце погасило свет свой, и по всей земле заклубился тяжелый мрак. По слову церковного песнопения, «все естество смятеся, зря Тебе на кресте повешена, на небеси солнце лучи своя скры, земля потрясеся, камение распадеся, ад умершия изверже».
Господу Иисусу Христу предстояло еще одно, последнее и ужаснейшее, испытание. Перед всевидящим взором Его затворились небеса; распятого Сына покинул Всемогущий Отец. В этом беспощадном мире страждущий Спаситель словно бы лишился Своей Божественности, оставалась лишь жалкая человеческая плоть, сотворенная из праха земного, да немощная человеческая душа, затерянная в кромешности мирового зла. Даже грешники в аду, и те до окончательного суда еще не забыты Богом, – а Сын Человеческий среди крестных мук остался совершенно один. Такое немыслимо было выдержать, не было лютейших мучений ни на земле, ни в арсенале палача-диавола. И, уже на грани отчаяния, Спаситель воззвал: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк.15:34). С этим сиротским зовом Величайшего Страстотерпца иссякла чаша гнева Божия на падший род человеческий.
Совершилось! – грянуло над всем мирозданием победное слово распятого Господа (Ин.19:30).
Совершилось таинство искупления! Гордый князь тьмы, только что с гнусным сладострастием издевавшийся над беззащитным Спасителем, мгновенно был повержен в ничтожество. Тот самый крест, на котором палач-диавол истязал Богочеловека, превратился во всемощный меч в руках Сына Божия, – и крест Господень распорол смрадное чрево преисподней, даровав блаженную свободу ветхозаветным праведникам. В тот же миг с душ всех сыновей и дочерей рода человеческого спали цепи, скованные для них сатаной-рабовладельцем. Совершилась преславная, предивная победа – Божественное смирение восторжествовало над мощью адских полчищ, безоружная любовь преодолела вооруженную до зубов ненависть. Сбылось древнее обетование Господа о заблудшем человечестве: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14).
Как в Адаме пало все человечество, так во Христе оно возродилось, вернуло себе Божественную благодать. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба (1Кор.15:47). И мы после принесения за нас Голгофской Жертвы – уже не «дети праха», не невольники коварного диавола, каждый из нас свободен в выборе пути, каждый может сделаться другом Божиим.
Несравненные дары принес нам вочеловечившийся Сын Божий, обетовавший: Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). И еще сказал Он: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин.14:27). Христос пришел на землю не для того, чтобы избавить нас от ига временных скорбей, стихийных бедствий или чужеземных нашествий, – нет, Спаситель искупил нас от вечного ига греха, проклятия и смерти.
Невозможно большее благодеяние, чем совершил для нас Вселюбящий Создатель принесением Голгофской Жертвы. Мы оправданы – без заслуг, по благости Божией; мы омыты от первородной порчи – не своими трудами, но Пречистой Кровью Спасителя. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин.2:2).
Мы обладаем великим счастьем жить в уже искупленном мире. Нам открыт и указан путь к вечной радости – в Горнее Царствие. Каждому, кто стремится к духовному совершенствованию, преодолению греховности своей природы щедро посылается в этом благодатная помощь Божия. Сатана уже не властен над нами, и если мы ныне следуем этому лукавому человекоубийце, а не Милосердному Спасителю и скатываемся в адскую бездну, то нам некого винить в таком выборе, кроме собственной злой воли.
«Христос умер для того, чтобы в нас грех умер», – значится в «Древнем патерике». Если мы в погоне за нечистыми удовольствиями, за диавольскими приманками начинаем взращивать в себе обессиленные Кровью Спасителя семена греха, – это есть преступное поругание Голгофской Жертвы, надругательство над любовью Господней, ставящее нас в ряды Его распинателей. Именно тяга к отравленным запретным плодам, к удовлетворению низких страстей приводит человека к осознанному или неосознанному желанию богоубийства, стремлению «зачеркнуть» Бога, отвергнуть Правосудного Создателя, перед Которым придется держать ответ. В таком противлении – корень всех безбожных и богоборческих теорий. Рабствующая своим грехам тварь действительно умертвила бы своего Пречистого Творца, если бы это было в ее силах. Но и те, кто еще не окончательно встал на путь противления, по свидетельству Священного Писания, своими грехами снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:6). Таким преступлением, таким предательством Спасителя оборачивается подчас легкомыслие наше, беззаконие именующих себя христианами.
«О, неблагодарные, бесчувственные, несмысленные, каменносердечные люди, которые сегодня как будто сострадают Христу, а завтра или послезавтра будут распинать Его! Но доколе это будет с нами, братия? Доколе нам лицемерить? Вот что, братия, – если не распадутся каменные сердца наши с многоразличными злобами своими, пристрастиями своими, нечистотами своими, если мы не отымем от них злобы и студодеяния, – то нас осудят некогда те камни, которые распались во время смерти Христовой.
Приидите же к Сему Убитому, и все будем плакать над Ним, представляя, что и мы – распинатели и убийцы Его; будем плакать и впредь не будем распинать Сына Божия», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вспомним величие принесенной за нас искупительной Жертвы, размыслим об уготованной нам высочайшей награде, – и такими благими и легкими покажутся нам испытания жизни. По слову святителя Тихона Задонского, «когда хорошо рассудишь, Кто есть Христос, что и ради кого страшное мучение претерпел, получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостию».
Да, для очищения и совершенствования наших душ Господь порой посылает нам нелегкие испытания. Чтобы сделаться хоть вмале достойным своего Божественного Искупителя, каждый христианин должен понести свой посильный крест, совершить свой доступный ему подвиг. В жизни каждого последователя Спасителя должны быть свои Гефсимания и Голгофа – времена особо тяжкие, скорбные и опасные. В час нежданной беды, горького горя надобно твердо помнить: Всеблагой Творец никому из людей не попустит искушений сверх его сил. Если наступает для христианина такой срок испытания его верности, нужно устремить духовный взор к Страстям распятого Господа, молить Вселюбящего Спасителя о благодатной помощи – и такая помощь придет. И печали, и радости, и посты, и праздники наши все направляет Милосердный Господь Промыслитель к нашему спасению, была бы на то наша добрая воля.
Возблагодарим же Спасителя за неизреченную жертвенную любовь Его к нам, воспевая с преподобным Ефремом Сириным: «Слава Тебе, снисшедший спасти души наши! Слава Тебе, воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, понесший узы! Слава Тебе, принявший бичевания! Слава Тебе, Распятый! Слава Тебе, Погребенный! Слава Тебе, Воскресший!» Аминь.
Комментировать