<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу

Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое,
плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

Тропарь на вечерне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В Великую Пятницу, когда Господь наш Иисус Христос, претерпев все страдания, почил на кресте, замирают слова и чувства человеческие. Нам очень больно и горько ощущать смерть Спасителя. Кажется, что весь мир сейчас перестал для нас существовать и нет уже ничего важного и значительного за стенами храма, а в душе, по Божией милости, столько любви к Усопшему Господу, столько светлой печали, что невольно мы ощущаем собственную причастность свершившемуся.

Мы хорошо понимаем, что Христос сделал все что только мог для нашего спасения, ради нас облекся в смерть! Господь не устами, а сердцем Своим говорит нам сегодня о величайшей любви Своей, крестной смертью отметая человеческое отчаяние, успокаивая нас, даруя надежду на спасение. Отныне каждый человек, даже среди бесконечных земных скорбей и душевных стенаний, обретает уверенность в Божественной благодати и верует, что искупительная жертва не зря была принесена Господом, без нее людям невозможно было бы спастись от страшного греховного порабощения.

Но вот дело искупления свершилось. В душах христиан – печаль о распятом Сыне Божием. И мы должны в полной мере испытать ее, выстрадать, переболеть этой скорбью, дабы полнее и ярче ощутить грядущую пасхальную радость! Скорбеть, чтобы сильнее сокрушаться о грехах наших, убивших Его. Печалиться, чтобы осветиться искренним покаянием. Болеть сострадательной болью за Усопшего ныне Спасителя. Пройти вместе с Господом голгофский путь до самого конца.

Разве мы все не повинны в случившемся?! Чем мы лучше нашего праотца Адама, когда снова и снова преступаем заповеди Божии, грешим, потворствуем собственным страстям и порокам, тем самым заставляя снова страдать нашего Господа и Спаса Иисуса Христа?! Мы не кричим вместе с иудеями: распни Его, но разве не так кричат за нас беззакония наши? И Он, безгрешный Сын Божий, предстает пред судом нашего очерствения, как некогда пред Пилатом, и всякий раз, когда мы умаляем совесть, заставляем замолчать этот глас Божий, дабы насладиться порочным и осуществить греховное, мы осуждаем Христа, распинаем Его собственными руками! Где же, спрашивается, в таком случае наша любовь к Богу, где христианское милосердие, сострадание, стремление к духовному совершенству и добру? Ничего этого нет! Пред грехом все становится незначительным и ничтожным. Да, грех имеет еще над нами, братья и сестры, великую силу, согрешаем мы непрестанно – не в делах, так в словах, не в словах, так в помышлениях наших. Но в нашей воле выбрать в бурном потоке жизни для себя основу бытия – или удовлетворение плотских похотей, грехи и беззакония, для искупления которых Господь взошел на крест, или противодействие грехам, неустанное борение с земными искушениями с помощью молитвы, поста и искреннего покаяния, делающего нас причастниками Духа Святого. И вот Господь наш Иисус Христос снят с креста. Мы слышали сегодня при перенесении Плащаницы трепетные слова тропаря: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». Мысленно мы переносимся в тот вечер, когда к Пилату пришел знаменитый член синедриона благообразный Иосиф, уроженец города Аримафеи. Из-за своего высокого положения в обществе при жизни Господа Иосиф боялся открыто исповедовать свою веру, был тайным учеником Христа. Но что же случилось теперь? Посмотрите, когда из страха наказания и расправы рассеялись почти все апостолы, Иосиф Аримафейский осмелился открыто и дерзновенно пойти к Пилату и попросить у него тело почившего Господа. Праведного Иосифа теперь совершенно не волновало, как отнесется к этому синедрион, более того, он не боялся быть осужденным, приговоренным к смерти. Ничего более важного в данный момент для благообразного Иосифа не существовало. Любимый Божественный Учитель умер, и надо было со всеми подобающими почестями положить драгоценного Усопшего во гроб, в место последнего упокоения.

Что двигало Иосифом, что наполнило душу этого, прежде весьма осторожного человека такой смелостью? Исключительно любовь! Истинная, глубокая и полная любовь к Господу! Иосиф просто не мог поступить иначе, для него весь мир сосредоточился теперь на Усопшем Христе, на погребении Его пречистого тела. Пилат понял Иосифа, не осудил его стремление, только очень удивился, что Христос умер так скоро.

Вот разрешение римской власти получено, и мы вместе с Иосифом и другим верным тайным учеником Христа, Никодимом, благоговейно и трепетно снимаем с креста Пречистое Тело, обвиваем чистою плащаницею, дорогим погребальным полотном, купленным Иосифом за большие деньги, умащаем вонями. Для погребения Никодим принес благовонную мазь, состоящую из смирны и алоэ. По иудейскому обычаю тела усопших помазывали благовониями, прежде чем поместить во гроб. Господа нашего приготовили к погребению, а затем положили во гробе нове. Гробом была пещера, расположенная в саду недалеко от Голгофы. Известно, что Иосиф Аримафейский высек эту пещеру в скале для собственного погребения. С благоговением сюда, в новый гроб, положили тело Христово. Иосиф с Никодимом торопились совершить обряд погребения, так как наступал великий праздник Пасхи, во время которого подобные действия воспрещались. В довершение погребения двери гроба затворили огромным камнем. Все эти события мы вспоминали сегодня, внимая услышанному за Богослужением тропарю.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот стоим мы теперь с вами у гроба Христова, у места особого – спасительного. Спросим же себя в этот святой час: верны ли мы Господу так же, как Иосиф и Никодим? Преисполнены ли наши души подобной самоотверженной любовью, которой не страшны ни угрозы, ни осуждения?!

Настал полный скорби и благоговения час. Господь ждет нашего сострадания. Господь ждет нашей любви и чистоты сердечной. Пусть наши милосердные дела и добрые помыслы явятся для Спасителя драгоценной плащаницей, а молитвенные подвиги и воздыхания умастят пречистое тело Господа паче самой благоуханной смирны. Сподобимся же всегда помнить о крестных страданиях Сына Божия, стяжем стремление и желание, подобно верным и мужественным ученикам Его, всегда носить на себе язвы Господа Иисуса Христа (Гал.6:17). Вот это явится для нас самым сильным и явным удержанием от грехов, самым благодатным и истинным покаянием, самым святым утешением в непричастности к распятию и смерти Господней! Потому что всей душой сегодня мы хотим быть благообразными Иосифами и Никодимами, а не предающими Иудами, осуждающими Пилатами или безжалостными распинателями Христа.

За нас, за грехи всего человечества был заклан Царь царствующих и Господь господствующих. В этот великий день, день Его погребения, нет места в душах христианских ропоту или осуждению, греховным устремлениям или искушениям плоти.

Все замерло, все смолкло пред величием происходящего! Все земное стерто из ума, только усопший и положенный во гробе Господь предстоит пред нашим взором. Не будем же рассеянными зрителями. Откликнемся на искупительный подвиг Спасителя горячей и самоотверженной любовью! Возлюбим Его усопшего, дабы не менее сильно возлюбить Воскресшего! Разве мало сделал Иисус Христос для нас?! Всей нашей жизни не хватит, чтобы возблагодарить Господа за Его неизреченные благодеяния! Да возгорится от животворящего гроба Христова благословенный огонь небесной любви, сжигающий коварные поползновения греховных страстей, движения падшего человеческого естества, искусительный угар земных наслаждений и удовольствий. Ведь мы с вами, братья и сестры, можем быть добрыми, можем быть щедрыми и деятельными в нашей христианской любви! Не к ней ли призывает нас сегодня пребывающий во гробе Господь наш Иисус Христос?! Не надо далеко ходить, взгляните на почившего Спасителя, и вы познаете всю глубину и истинность Божественной любви, научитесь подлинному смирению, терпению, незлобию, верности, преданности, самоотверженности. Поспешим же к Божественному Страдальцу, чтобы очистительными слезами покаяния плакать над Ним о прегрешениях наших! Потому что именно покаянные слезы способны воскресить в душах наших Сына Божия и очистить нас для вечной жизни со всеми любящими и почитающими Его. Аминь.

Комментировать