- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
посему Сын Человеческий есть Господин и субботы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним?
Вы помните, братья и сестры, как после посещения мытаря Матфея Господь пояснял фарисеям, что значит выражение милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Спаситель говорил: Пойдите, научитесь, – но вожди иудейские так и не научились, так и не удосужились Его понять. Но ведь Бог ждет от нас не жертв, Ему не нужны посты и омовения, которыми так дорожили фарисеи. Господу нужна любовь, доброе сердечное расположение, отзывчивость и готовность помочь людям. Вот это ценится Отцом Небесным прежде и важнее всего! Если бы иудеи это поняли, то им стали бы ясны слова Иисуса Христа: Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. Нельзя ради исполнения закона приносить в жертву добрые дела и устремления, подавлять в себе милосердие, потому что цель и значение жизни человеческой – снискание Царства Небесного, а все добрые начинания есть верные средства для его достижения.
Не понимали фарисеи и того, что перед ними стоит Сын Божий и Сам истинный Бог, Владыка мира, Властелин любого дня, в том числе и дня субботнего. Спаситель привел вождям иудейским довод известный им из Священного Писания (см. 1 Цар.21:1–6), когда Давид, войдя в дом Божий при первосвященнике Авиафаре… ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал и бывшим с ним. Этот факт был хорошо известен фарисеям. Давид испытывал голод, и сострадание к нему заставило первосвященника нарушить закон о хлебах предложения. Господь этим случаем из истории свидетельствует, что и в Ветхом Завете помощь ближнему ценилась выше буквы закона. Милость всегда была больше и важнее жертвы. Так в чем же теперь упрекать Господа и Его учеников, которые не ради прихоти или баловства срывали колосья, а чтобы утолить голод. Естественно, и Господь не мог и не хотел запретить им делать это, потому что Он любил Своих учеников, был снисходителен к их человеческой немощи. И если бы фарисеи знали, что сострадательная любовь к голодному выше всех традиций, обычаев и преданий, то и они не осудили бы голодных и страждущих людей, срывающих колосья в день субботний.
Далее мы с вами, братья и сестры, слышали, как Господь вошел в синагогу и увидел там человека, имеющего иссохшую руку. Рука этого несчастного, вероятно, не от рождения была такой, а усохла от болезни, от какой-нибудь раны. Человек страдал, и хотя была суббота, Господь не мог пройти мимо его беды. Ведь мы помним, что и расслабленного, лежавшего около купальни, Спаситель исцелил в день субботний. Сейчас же фарисеи особенно ждали Его действий, чтобы обвинить Его. Как поступает Господь? Конечно же, Сын Божий не боится никаких угроз и обвинений, вызывает больного человека на середину синагоги, а злобствующих противников Своих вопрошает: Должно ли в субботу добро делать или зло делать? душу спасти или погубить? Но ответом на вопрос Господа было молчание.
А что могут сказать вожди иудейские, с завистью взирающие на каждый шаг Спасителя? Везде и всегда они стремились лишь к одному – обличить Иисуса из Назарета в порочности, в несоблюдении закона, в нарушении обычаев иудейского народа, для того, чтобы предать Его смерти, потому что по закону нарушитель наказывался лишением жизни. Но вот что самое примечательное – они ведь знали правильный ответ. Естественно, в глазах Божиих добро выше зла, спасение выше погибели. Это понимает каждый человек, тем более, умудренный знанием Божественного закона. Однако заявить об этом вслух значило признать Иисуса Христом и Господом, подтвердить Его право совершать чудеса милосердия всегда, вне зависимости от иудейских обычаев. Потому они молчали… И наблюдали, чтобы осудить за нарушение общепринятых правил. Они считали, что Христос сделал исцеление в день субботний Своим принципом.
А Господь лишь скорбел об их жесткосердии. Если бы Сын Божий оставил сухорукого человека, болезнь которого сильно прогрессировала, то, возможно, на следующий день он бы уже погиб. А как же тогда закон Моисея, гласящий не убий ? Вот и стояли фарисеи и книжники, не в силах что-либо возразить Христу на очередное исцеление, на угодное в очах Божиих дело.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чему научает нас услышанное сегодня за Божественной Литургией Евангельское чтение? Прежде всего, тому, что милосердие, милость к ближнему, сострадание выше и значительнее любого предписания и всякого человеческого установления. Ведь Сам Господь говорит нам, братья и сестры: Милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13).
Милосердие – не только свойство истинной человечности, оно является свойством Божества. Перед нашими глазами всегда встает незабвенный пример Сострадательного, Милосердного и Вселюбящего Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы уподобиться Богу, чтобы стать действительно достойными христианами, нести в себе Его святое имя, пробудим в душе нашей добрые чувства, возлюбим ближних, покроем все немощи их своей милостью. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Милостыня есть искусство, училище которого находится на небесах, а учитель – Сам Бог». И далее: «Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие». Божие же милосердие заключается в том, что Отец Небесный милует не только праведных, и не столько праведных, а согрешивших, заблудших, отпавших от Бога, от всего сердца раскаявшихся и вернувшихся к Творцу.
Милосердие и сострадание невозможны без любви. Любовь – могучая движущая сила, которая определяет всю жизнь человека, формирует взаимоотношения, побуждает к совершению добрых дел. Любовь к Богу неотделима от любви к людям. Потому что в каждом человеке мы видим любимое создание Творца, образ Божий. И даже беззаконие, которое по злой воле порой проявляется в людях, не может затмить неизреченный Божественный Свет. Милостивый, глубоко верующий во Христа человек не только всего себя посвящает служению Богу и ближним, но готов смиренно сносить обиды и унижения, готов, как Господь, претерпеть всяческие поношения, милуя и оправдывая своих врагов, вознося за них непрестанные молитвы. Вот это истинно христианское отношение к людям. Это – идеал, к которому всем нам в поведении должно стремиться.
В любящем, милостивом сердце никогда не будет греха осуждения. Милостивое сердце не осудит – вместо суда оно будет плакать, сострадать и переживать. Ближних, нуждающихся в нашей любви, милости и сострадании, так много! Оказав внимание каждому, мы всякий раз угодим Самому Господу. Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, – говорит Господь (Мф.25:40). И если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин.4:11). Сколько благодатной радости принесет нам эта любовь! Недаром преподобный Нил Синайский говорит: «Блажен, кто многим делает добро, он на суде найдет многих защитников». А преподобный Ефрем Сирин поучает: «Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и дела милосердия, тот богатеет в Бога».
Сподобимся же и мы на благодатном поприще святого поста обрести нетленное богатство любви, воплощенной в делах. Аминь.
Комментировать