- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви,
который вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
(Евр.6:10)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.6:9-12) прозвучала очень актуальная мысль апостола Павла о том, как важно верующему не только иметь надежду, но и запастись долготерпением.
Примечательно обращение, которое употребляет автор послания. Апостол Павел называет своих учеников возлюбленными. Каждая строка послания пронизана искренней, нелицемерной христианской любовью, которую апостол испытывает ко всем ученикам. Естественно, если бы они не были дороги его доброму сердцу, то вряд ли он так пламенно призывал бы их сохранять стойкость, уверенность и не отступать от истинной веры. Порой слова его становятся жесткими, порой обличающими, но они всегда проникнуты крайне доброжелательным отношением. Апостол как бы говорит о том, что именно любовь делает его более строгим и взыскательным к чадам Церкви Христовой, ибо слишком много на этой земле всякого рода искушений и страстей, способных увести в сторону, сбить с правильного пути. Цель же любого благовестника, и апостола Павла в том числе, – чтобы люди поняли, насколько важно очиститься от грехов и своими молитвенными трудами и милосердными начинаниями достигнуть Царства Небесного.
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя внутреннее состояние апостола Павла, говорил о проявлении великой христианской любви, когда взаимоотношения между пастырем и овцами избранного стада строятся на отеческой строгости: «Уж лучше я припугну вас на словах, нежели вы потом ввергнете меня в горе своими делами». При настоящей любви даже обличительная, суровая правда звучит благожелательно. И этого невозможно не заметить.
Впрочем, прочитанные сегодня строки несут в себе не только предостережение, но и свет особого откровения. Апостол Павел, ревностный воин Христов, поддерживая первых христиан, вселяет в них – и в нас с вами, братья и сестры, – уверенность, что Отец Небесный никогда не забудет Своих обетований. И потому: Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую ревность до конца. Естественно, речь идет здесь о ревности по Боге и ревностном же исповедании православной веры. Ведь далее первоверховный Павел прямо указывает, что подражать надо тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Это значит, что для укрепления веры необходимо всегда хранить в своей душе надежду и долготерпение. И тогда – что бы ни происходило вокруг, с какими бы жизненными ситуациями ни пришлось столкнуться, ничто не способно сломить или даже поколебать твердыню учения Христова, просветившего сердце величайшей Божественной истиной.
Очень важно, что послание апостола Павла обращено не к безликой толпе, а к конкретным людям, личностям. И, как весь род человеческий, они могут ошибаться, впадать в грехи и соблазны этого суетного мира. Но что бы ни случилось, утверждает верный последователь Господа, надо держаться спасения. Что, впрочем, первые христиане и делали в большинстве своем. Хотя, если бы не было отступлений и опасности отпадения от истинной веры, апостол Павел не стал бы увещевать их так строго.
Повторюсь: автор послания делает выговор не Церкви, а ее членам, конкретным личностям, как когда-то это делал Господь наш Иисус Христос. Впрочем, свидетельство о важности каждого человека для всеобщей истории и значимости его для Господа мы находим еще в Ветхом Завете. И сказал Господь Бог Моисею… Я знаю тебя по имени (Исх.33:17). Киру же Бог говорит: Я Господь, называющий тебя по имени (Ис.45:3). В Библии много личных имен, целые главы посвящены длинным родословным. Зачем? Казалось бы, подобные перечисления и описания в Священном Писании можно было бы опустить, их и читать-то утомительно. Однако не является ли это ярчайшим свидетельством и доказательством того, что с библейской точки зрения человек прежде всего личность, а не частичка толпы, не винтик в огромном механизме общественной машины, как это понимают некоторые. Вот такое же личностное мировосприятие мы находим в Послании к евреям святого апостола Павла. Ему безмерно дороги эти люди, все вместе и каждый в отдельности! И мы узнаем из слов апостола, что хотя они еще не возмужали в христианской вере и знании, хотя первоначальная восторженность, свойственная всем начинающим, быстро прошла, христиане Палестинской Церкви не оставили своего деятельного служения Богу и людям, а, значит, продолжали пребывать на пути спасения. Вот за это-то и хвалит их апостол Павел! За терпение в вере.
А теперь попробуем, братья и сестры, заглянуть с этой точки зрения в свои души. Ведь с нами тоже временами происходит нечто подобное. Когда мы, будучи новоначальными, только-только начинаем ходить в храм, толком еще ничего не знаем и мало что понимаем, Господь, по великой милости Своей, дарует нам вкусить благодать церковной жизни. Состояние блаженства от пребывания в храме, восторг при слушании церковного пения, благоговение пред священнослужителями, трепет при прикосновении к святым иконам и честным мощам. Разве мы с вами не испытывали ничего подобного? Конечно же, испытывали и наслаждались таким состоянием души. И, оставив мирские дела и наслаждения, с воодушевлением спешили в храм Божий, чтобы помолиться, чтобы еще и еще наполниться неизреченным теплом веры, светом Христовым, просвещающим всех. Но потом, по прошествии какого-то времени, мы вдруг ловили себя на мысли, что все изменилось. Вот уже и Богослужения не так привлекают, и воскресная школа становится не радостью, а обязанностью, и на службе мы не так внимательны: вместо того чтобы молиться и взывать ко Господу – отвлекаемся на посторонние вещи, грешим пустыми разговорами, хождением по храму, недостаточным усердием в слушании слова Божиего. И тогда то, что когда-то приносило духовную радость, становится обыденным, входит в привычку. Христианская жизнь вроде бы продолжается, мы и исповедуемся, и причащаемся, но все как-то поверхностно, механически, без благодати. В такие моменты очень трудно выстоять, по словам апостола Павла, не облениться. Но, наверное, стоит задуматься: а для чего Господь попускает нам пережить подобное состояние? Не в испытание ли веры нашей? Если выдержим, не бросим ходить в храм, не прекратим духовное делание, значит, мы действительно любим Христа и являемся Его верными последователями! Те же, кто не выдерживают, уходят в безбожный мир, теряются для Господа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! А что же в таком случае делать? Как не допустить в себе оскудения и разорения веры? Путь простой и доступный – любите Бога своего! Если в сердце будет жива искренняя и неизменная любовь к Господу, то и молитва исправится, и слезы покаяния польются, и радость от общения с Богом вернется к нам. И нужно всего-то, как учит святой апостол, не терять надежды, запастись терпением и продолжать ходить в храм, участвовать в Богослужениях, принуждать себя к аккуратному исполнению домашнего молитвенного правила и вдохновляться к жизни по заповедям Божиим. Тем самым мы исповедуем пред Отцом Небесным свою верность, стремление приблизиться к Нему, очиститься от всякой скверны плоти и духа. Если не впадать в уныние, а постараться вести себя богоугодно, благоговейно и трепетно, то настанет день, прекрасный день нашей христианской жизни, когда мы в полной мере, еще с большей насыщенностью и полнотой ощутим на себе любовь Вселюбящего Бога, Его заботу, попечение о нас, Его неустанное стремление направить нас на путь спасения. И тогда свет Христов опять засияет в наших душах, и благодать Святого Духа непременно осенит нас.
Апостол Павел не только палестинских христиан, но и всех христиан призывает подражать тем, кто верою и долготерпением наследуют обетования. Он говорит о том, что не мы первые понесли свой крест. И до нас было столько людей, которые ради Господа претерпели многие опасности, мучения и страдания, но с помощью Божией преодолели всё. Мы тоже должны одержать славную победу в этой нелегкой борьбе. Тем более нам идти-то гораздо легче – мы идем по дороге, утоптанной святыми угодниками Божиими, которые по сей день предстоят у престола Всевышнего и возносят молитвы за весь грешный род человеческий. Сподобимся же всегда помнить об этом.
Преподобный Нил Синайский поучает: «В какой мере преуспевает человек в духовном подвиге, в такой – восходит на высоту тайн Духа и утаенных сокровищ премудрости». И святитель Тихон Задонский говорит: «Блажен человек, который верою обретет Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Кто обретает Бога, тот с Богом и в Боге наилучшим образом обретает все блага. Блаженно то сердце, в котором пребывает это сокровище всех благ». Аминь.
Комментировать