- Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени
- Слово 2. О радости и пути истинного покаяния. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 3. О благодатной молитве. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее
- Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)
- Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне
- Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне
- Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению)
- Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную
- Слово 10. О пище духовной и телесной. В Неделю мясопустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания
- Слово 12. О благословенном посте. В Неделю сыропустную (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О прощении. В Прощеное воскресенье после вечерни
- Слово 14. О духовном и телесном посте. В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 16. О первом прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 17. О втором прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 18. О третьем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина
- Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 21. К постящимся и непостящимся. Во вторник 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 22. На песнопение «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». После первого часа во вторник 1-й седмицы Великого поста
- Слово 23. На тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа». Во вторник 1-й седмицы Великого поста после третьего часа
- Слово 24. О молитвенном труде. Во вторник 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 25. О благости Господней. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 26. О святом Григории Двоеслове. В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». В среду 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1-й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского)
- Слово 29. О внешней и внутренней исповеди. В четверг 1-й седмицы Великого поста на утрене
- Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1-й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского)
- Слово 31. На песнопение «Да исправится молитва моя». В пятницу 1-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 33. О радости покаяния. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
- Слово 34. О таинстве Причащения. В субботу 1-й седмицы Великого поста
- Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. Во обличение отступлений, ересей, сект и расколов. В Неделю Торжества Православия
- Слово 38. О почитании святых икон. В Неделю Торжества Православия
- Слово 39. О вере православной. В Неделю Торжества Православия
- Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 42. На песнопение «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». В среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 44. О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 45. О лукавом сердце и послушании. В субботу 2-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 46. О благом безмолвии. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2-ю Неделю Великого поста
- Слово 48. О расслабленном. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 50. О Гефсиманском молении. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым
- Слово 54. На 133-й псалом. В среду 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 55. О просвещении свыше. В пятницу 3-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 57. О верности и терпении. В субботу 3-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 59. О значении Креста Христова в нашей жизни. В Неделю Крестопоклонную
- Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 62. На 120-й псалом. В среду 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 63. О молитве и уповании на помощь Божию. В пятницу 4-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 65. О вере и долготерпении. В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4-ю Неделю Великого поста
- Слово 68. Об исцелении бесноватого. В 4-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта)
- Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 72. О Мариином стоянии. В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского
- Слово 73. О благодарении в скорби и болезни. В пятницу 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 74. На Похвалу Пресвятой Богородицы. В субботу 5-й седмицы Великого поста
- Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. Об искуплении. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О спасительном покаянии. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 78. О преподобной Марии Египетской. В 5-ю Неделю Великого поста
- Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О мудровании плоти. В среду 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 82. О Божественной благости. В пятницу 6-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О воскрешении Лазаря. В Лазареву субботу
- Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)
- Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)
- Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению)
- Слово 89. О духовной радости. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Апостольскому чтению)
- Слово 90. О плодах духовных. В Великий Понедельник
- Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник
- Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению
- Слово 93. На песнопение «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей». В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 95. На песнопение «Се Жених грядет в полунощи». В Великий Вторник
- Слово 96. На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». В Великий Вторник после утрени
- Слово 97. О добрых делах. В Великий Вторник за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду
- Слово 99. О кающейся блуднице. В Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров
- Слово 100. На песнопение «Егда славнии ученицы». В Великий Четверг на утрене
- Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене
- Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью
- Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг
- Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг
- Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией
- Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг
- Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа
- Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток
- Слово 110. Перед Святою Плащаницею. В Великий Пяток
- Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей
- Слово 112. На песнопение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое». В Великую Пятницу
- Слово 113. На чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Субботу на утрене
- Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени
- Слово 115. О сораспятии Христу. В Великую Субботу
- Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению)
- Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)
- Слово 120. На песнопение «Воскресни, Боже». В Великую Субботу
- Слово 121. На песнопение «Да молчит всякая плоть человеча». В Великую Субботу
- Слово 122. На песнопение «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». В Великую Субботу
- Полный текст
Слово 32. О исповедании грехов. В субботу 1-й седмицы Великого поста перед исповедью
Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;
я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»,
и Ты снял с меня вину греха моего.
(Пс.31:5)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Что за дивный дар нам от Всещедрого Бога – таинство исповеди! Всего несколько минут стоим мы перед Святым Евангелием и Крестом Господним со склоненной головой, со смирением из глубины души произнося слова покаяния, – и вот уже нисходит на нас покров Божественного всепрощения. Душа, покрытая язвами страстей, опоганенная похотями, покрытая трупным ядом греха, – эта же душа после исповеди становиться чистой и юной, свободной и крылатой. В жизни принесшего истинное покаяние словно бы и не было ничего грязного и низкого – он ликует, ощущая свое духовное возрождение, и Небесный Отец открывает Свои объятия раскаявшемуся грешнику.
Какое дивное, легкое и светлое таинство! И как мучительно труден бывает заблудшей душе путь к нему.
«Дело покаяния просто: один вздох и слово – “согрешил, не буду!” Но этот вздох должен пройти небеса, чтобы стать ходатаем у Престола Правды; и это слово должно изгладить из книги жизни все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? – В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицом Бога и людей», – говорит святитель Феофан Затворник.
Первым шагом в спасительном деле покаяния является внимательнейшее рассмотрение самого себя: своего образа жизни, своих поступков, своих мыслей и побуждений. «Даруй ми зрети моя прегрешения», – взываем мы ко Господу во дни Великого поста. И это действительно великий дар, ибо забытые, незамеченные, неисповеданные грехи продолжают сквернить человеческую душу – и с ними несчастный грешник предстанет на Страшном суде.
Для выявления наших грехов и пороков даровано нам чистое зеркало Закона Божия, дана совесть – голос Бога в наших душах. Коросту греха надо снимать с души слой за слоем, только тогда перед нами раскроется весь ужас нашего падения. Порою нам хочется спрятать от самих себя какой-нибудь «грешок», кажущийся нам незначительным, пустяковым. Но в духовной жизни нет мелочей – ведь укус маленькой ядовитой змеи так же смертелен для человека, как кольца огромного удава.
Благому осознанию своих грехов мешает наше жалкое тщеславие, наша слепая самовлюбленность. Мы привыкли всячески ублажать «себя любимого» – и вот лукавый бес подсовывает нам кривое зеркало, в котором страшные язвы наших душ кажутся «милыми родинками», липкая грязь – «летним загаром», зловещие кровоподтеки – «здоровым румянцем». Самообольщаясь, мы не хотим видеть тягчайших недугов души своей и не ищем лекарства от них – и так эти болезни могут довести нас до вечной гибели.
По поводу страшных смертных грехов порой приходится слышать: «А что тут такого? все так делают». Кто такие эти «все», чтобы следовать их примеру? Известно, как широк путь, ведущий в мрачную пропасть преисподней. В адской бездне хватит места всем тем, кто попирает святые заповеди Господни.
Среди множества прегрешений, к которым склоняет людей враг рода человеческого – диавол, есть пороки, называемые «духом времени». Такие преступления против Бога и близких как бы пронизывают все общество, становятся повседневными и обыденными. Но распространенность беззакония лишь усугубляет гнев Господень на творящих зло – так были стерты Вседержителем с лица земли закосневшие в нечестии города Содом и Гоморра. Так и грехи нашего времени поистине вопиют к небесам, а совершающие их подчас и не подозревают о тяжести своих преступлений.
Богоотступничеством является для человека общение со злыми духами. Сейчас повсюду вершат бесовский шабаш колдуны-«экстрасенсы», лжепророки-«астрологи», одолевают «НЛО», «полтергейст», «барабашки» и прочая нечисть. Эти якобы «новые явления» на самом деле стары как мир. Церковь всегда знала о них и предостерегала от соприкосновения с подобными проявлениями нечистой силы. Так, деятельность «экстрасенсов» – классический образец черной магии. Материал для «предсказаний» новейшим гадателям предоставляют отнюдь не небесные светила или «озарения свыше», а демон, именуемый «духом пытливости». Этот адский дух ничего не знает о будущем, но ему известно все, что происходит в мире в настоящий момент, и на основании этого он делает свои «прогнозы». Что касается «аномальных явлений» – по всем признакам это типичные случаи материализации духов злобы, только слегка «модернизированные». И вот находятся люди, называющие себя христианами, которые не боятся и не стыдятся идти на прием к «экстрасенсу», прибегать к гаданию, интересоваться пресловутой «уфологией». В старину за участие в волшебстве Церковь отлучала христианина от причастия на двадцать лет, а упорствующих извергала вон. Добровольно вступить в общение с сатанинскими силами – значит дать им возможность поработить наши души. Попасть в сети демонов легко, но необычайно трудно вырваться из адского плена, искупить этот смертный грех, возродиться к общению с Всеблагим Господом.
Отовсюду слышатся навязчивые, как зубная боль, сетования по поводу повышения цен, различные зловещие слухи. Всеобщее уныние и страх перед будущим – следствие нашей привычки полагаться на свои жалкие силы, на других людей, на что угодно, только не на Господа Всемогущего. Ропот вместо молитвы есть знак душепагубного маловерия, преступного недоверия к Богу. Таковые ропотники попадают под грозное проклятие Господне, ибо сказано в Священном Писании: Проклят человек, который надеется на человека (Иер.17:5). Только в молитвенном труде и в уповании на Небесного Отца – выход из всех трудностей, опасностей и тупиков.
Но порой идем мы не в храм Божий, дабы осветлить свои маловерные души, а предаемся мертвящему унынию в затхлых углах. Как тяжко мы погрешаем против Господа Милующего! А наши злодеяния, направленные против ближних?! Увы! Сердце обливается кровью при мысли о повсеместном надругательстве над святым союзом любви, каковым должны быть отношения между людьми по завету Христа Спасителя.
«Если разрушатся семьи – извратятся города и низвергнутся государства», – говорит Преподобный Серафим Саровский. А что мы видим в современных семьях? Где почтение к сединам родительским? Где сыновние и дочерние заботы о тех, кто дал нам жизнь, одевал, кормил и растил нас с младенчества? Где верные братья, где нежные сестры? Где супруги, свято хранящие взаимную любовь? Вместо мирных домашних очагов видим мы рассадники себялюбия, ссор и вражды.
Младшие смотрят на старших как на источник выгод, бесплатную прислугу или постылую обузу. Малейший разлад между мужем и женой приводит к разводу, попранию Богоустановленного таинства брака. Старшие клянут детей своих, а подчас злой волей, грубым вмешательством разрушают молодые семьи. Малый ребенок – свет в доме – многим родителям кажется докучной помехой, не позволяющей «пожить для себя», то есть вполне отдаться нечистым удовольствиям. Рвутся святые узы кровного родства, разрываются священные брачные узы. Все это страшно.
Есть вещи еще страшнее. «Убийство!» – как не содрогнуться при этом слове. А в наши дни и за грех не считают худшее из убийств – хладнокровное умерщвление детей, обозначаемое ходовым словечком «аборт». Детоубийцы оправдывают себя тем, что неродившийся ребенок якобы «еще не человек». Подлая ложь. Если Господа не хотите слушать, то вот – уже и ученые доказали, что жизнь человека начинается с момента его зачатия. Сотни тысяч, если не миллионы, невинных детей, чьи трупики брошены на свалку, спущены в канализацию, вопиют к Господу об отмщении! Женщина испокон веков считалась олицетворением нежности, душевного тепла, святого материнского чувства. А по нашим улицам разгуливают несметные сонмы женщин-убийц, с ожесточившимися сердцами, окаменевшими душами – ибо грех убийства мертвит и душу преступника. Ничем не лучше и соучаствовавшие в детоубийстве мужчины. В тюрьмах и лагерях томятся водители автомашин, случайно сбившие пешехода, а убийцы детей своих наслаждаются всеми благами жизни, считают себя порядочными людьми после того, как умертвили оказавшуюся в их власти человеческую душу, которую не защищает закон. Веками человечество проклинает царя Ирода, по чьему приказу произошло избиение младенцев в Вифлееме, но никакому Ироду и не снилось то массовое детоубийство, которое ныне продолжается в нашем Отечестве. Нет никаких оправданий для тех кто решился умертвить «нежеланное» дитя. И без «лишнего рта» мал достаток в семье? Господь пропитает создание Свое! Не хочется брать на себя дополнительную обузу? Таковые да помнят: если не земной закон, то суд Божий настигнет убийцу, и такая расплата продлится вовеки. Оправдание детоубийства хуже людоедского призыва к «эфтаназии» – умерщвлению стариков, инвалидов, больных – всех, кто, по мнению жестоких себялюбцев, «даром бременит землю». Иногда совершившие аборт каются в этом словно мимоходом, извиняя себя тем же лукавым «все вокруг так делают». Нет! Если совершен этот жуткий грех – убийство собственного ребенка, то оплакивать его человек должен до конца дней своих, каяться в нем и на смертном пороге, уповая лишь на безмерную милость Господа Всепрощающего.
Разнузданность плоти и осквернение зрения также являются зловещими приметами нашего времени. Приспешники сатаны развернули широкую пропаганду так называемой «свободной любви». С книжных прилавков, с экранов кинотеатров и телевизоров скалит зубы поганый бес блуда. Таким грязным зрелищам предаются целыми семьями, что подобно свальному греху. От пакостного этого воздействия не берегут и детей, заражая цепкой скверной их неокрепшее сознание. Ознакомление с порнографией некоторым тоже кажется лишь «пустячком», на самом деле это гнусное «подсматривание в замочную скважину» равнозначно совершенному человеком плотскому греху. Рассматривающий подобную картинку, читающий подобную книжку, смотрящий подобный фильм уже пал, он уже – блудник, а таковые, по непреложному слову Завета, Царствия Божия не наследуют.
Повсюду рекламируется «западный образ жизни» с его обожествлением комфорта и сухим практицизмом. Идеалом представляется не любящий, добрый, благочестивый человек, а тот, кто умеет «делать деньги». И в погоне за чужеземными миражами очень просто растратить сокровища собственной души, в сумасшедшей гонке за земным фальшивым блеском отвергнуться сияния Отчего Царствия.
Да, поистине современные христиане ходят посреде сетей многих (Сир.9:18), раскинутых душегубителем-диаволом. Но как ни коварен враг нашего спасения, все уловки его – ничто перед Благостью Господа Вселюбящего. В какие бы бездны мы ни падали, какими бы смертными грехами ни запятнали себя, какими бы цепкими пороками ни были опутаны – нельзя отчаиваться. Милосердие Божие объемлет весь мир, и его хватит на всех погибающих. Если человек из глубин своего падения воззовет ко Господу, омываясь покаянными слезами, Спаситель протянет ему милосердную руку и воздвигнет его к добру и свету, к чистой радости. Но для этого человек должен сам всеми силами души устремиться навстречу Всепрощающему, принести плоды покаяния глубокого и искреннего.
Осознание своих грехов – лишь первый шаг истинного покаяния. «Преступно не столько делание греха, сколько бесстыдство после греха», – говорит Святитель Иоанн Златоуст. Нет пользы в перечислении «грешен тем-то и тем-то», если сердце человека при этом не сжигаемо огнем совести. При покаянии нет места лукавым уловкам: не оправдывать себя какими-то обстоятельствами, не жалеть себя из-за каких-то своих слабостей, но произвести над собой беспощадный суд, познать всю мерзость греховных наших дел и мыслей должны мы – только такое покаяние примет Правосудный Бог. Не ядовитую сладость своих прегрешений должны мы вспомнить, но сорвать со зла, которым некогда услаждались, его фальшивую оболочку – увидеть за ней скопление зловонного гноя и копошение мерзких гадов и к самому себе проникнуться отвращением за то, что погряз в этом смрадном болоте. Только тогда сокрушится наше самолюбование, наше пустое самомнение – и родится в нас спасительный плач о грехах своих, истовая мольба ко Господу о прощении.
Эта жгучая боль, сердечная печаль о грехах своих – целительна для кающегося, ибо от нее происходит благая решимость навсегда отказаться от тлетворных пороков. Если кто-то думает исповедаться без такой решимости, намеревается и впредь предаваться излюбленному греху, его исповедь становится ложью пред Господом, влечет за собой вящее осуждение.
При покаянии человеку очень важно выделить свой главный грех, порабощающий душу. Обычно именно тот грех порождает многие другие, и именно в нем труднее и стыднее всего признаться. В святоотеческих преданиях есть рассказ о видении, бывшем праведнику во время исповеди некоей женщины. С открытием каждого греха из ее уст выходила маленькая змея, при этом показывалась и голова большого змея, но опять скрывалась, и этот большой змей так и не вышел. А когда священник окончил исповедь, все мелкие змеи вновь вошли в уста женщины. Видение означало: эта кающаяся хотя и желала признаться в каком-то тяжком грехе, но так и не призналась, и потому за неискреннее и неполное покаяние ни одного греха не было ей прощено.
Итак: осознание своих грехов, сердечное сокрушение о них и твердая решимость вступить на путь правды – вот три шага, которые должны совершить кающиеся, прежде чем окажутся перед священником и незримо присутствующим здесь же Христом Спасителем, чтобы исповедать свои грехи. И тут возникает последняя преграда на пути кающегося к очищению от греховной скверны. Человека охватывает стыд, он боится открыть перед священником свою нечистоту. Не стыдно было грешить – стыдно признаться в содеянном. Все мы лицемеры, все мы хотим казаться людям лучше, чем есть на самом деле. Господне требование к нам – высказать наши грехи перед священнослужителем – обусловлено необходимостью сломить в нас гордыню бесовскую, корень всех наши пороков. «Умел грешить, умей каяться», – гласит старинная пословица. Превозмогая лицемерный стыд признания на исповеди, мы вырабатываем в себе спасительный стыд перед грехопадением.
Исповедуемся мы не священнику. Сам Господь незримо приемлет наше покаяние. Священник при этом только необходимый свидетель и знающий врач, готовый помочь нам в лечении болезней души. Не надо бояться, что духовный отец станет «думать о нас плохо» после нашей чистосердечной исповеди. Разве врач-хирург отвращается от ран, язв, опухолей на теле больного? Служение духовника – уврачевание душевных наших язв и опухолей; но чем он может помочь, что посоветовать, если не знает болезни? И негодование добрых пастырей вызывают вовсе не высказанные нами грехи, а наша холодность, самооправдание, скрытность и неискренность во время исповеди.
Некоторые самолюбцы, избегающие церковной исповеди, придумали для себя лукавую отговорку: «Я каюсь перед Богом, зачем еще говорить о своих грехах священнику?» (Таково же душепагубное заблуждение протестантских сект.) Подобное умствование насквозь фальшиво. Бог и без наших признаний знает все наши злые дела и мысли, от Всеведущего не укроешься ни в глухом лесу, ни в темном закутке, ни за занавесками отдельной квартиры, ни даже в тайниках своего сознания. Для смирения нашей гордыни Господь наш Иисус Христос вверил право принимать покаяние апостолам и их преемникам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:21–23). Православная Церковь пронесла через непрерывную череду поколений апостольскую благодать, которая почиет на всех православных пастырях вне зависимости от их личных качеств. И те, кто избегает церковной исповеди, обречены коснеть и умирать в непрощенных грехах.
Понятно, почему протестанты отрицают спасительное таинство исповеди. Три века назад они безумно разорвали идущую от апостолов Христовых череду рукоположений. Теперь среди них нет никого, кто имел бы власть вязать и разрешать (см. Мф.18:18), право совершать Божественные таинства, все их «пасторы» и «наставники» – просто самозванцы. Вот почему они так упрямо противятся правому учению Церкви. Увы, эти слепцы, ведущие слепцов (см. Мф.15:14), и их несчастные последователи со всей греховной грязью, скопленной за земную жизнь, должны будут предстать перед Страшным судом Божиим.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Дивное чудо творит ради нас Господь в таинстве исповеди! Мы покаялись – и вот со страниц нашего прошлого бесследно стерты черные письмена, обличающие нас, и души наши обрели изначальную чистоту. Помните, веруйте, знайте – все исповеданные нами преступления простил и изгладил Небесный Отец, только не оглядывайтесь назад, не возвращайтесь к былым мерзостям!
Всевышний Судия не похож на земных судей. Ни смертная казнь, ни пытки, ни тюремное заключение не грозят преступившим Божественный Закон, если они раскаются, оплачут свои грехи и сами исповедуют их пред Лицем Всеведущего. И лишь безумцы, упрямо пренебрегающие милосердием Господним, обрекают себя геенне огненной.
Но за что же нам это Божественное всепрощение, эта пресветлая радость очищения? Конечно, не за наши собственные ничтожные «заслуги». Дорогою ценою оплачено дарованное нам таинство исповеди. Всю тяжесть наших грехов понес на Себе Безгрешный Спаситель. Один за всех и навсегда Безвинный Сын Человеческий претерпел позорную крестную казнь во искупление нас из адской бездны. А мы, неблагодарные и лукавые, все медлим принести Вселюбящему плоды покаяния, в пустых наших глазах нет слез, в очерствевших сердцах нет сокрушения, в омертвевших душах нет спасительной тоски по Небесному Отечеству. Но да просветит нас Господь и да вспомним мы, окаянные, хотя бы во дни Великого поста, что ныне – время очнуться от духовной смерти. Да прибегнет же каждый из нас к благому совету святителя Феофана Затворника: «Надобно рукоятию рассуждения взять молот сокрушительных истин Божиих и поражать ими окамененное сердце, пока [оно не] умягчится, сокрушится и воздохнет. Помни неизреченные милости Божии, тебе явленные в творении, промышлении и паче в искуплении, и то, каким ты оказываешься неблагодарным; помяни совершенства естества твоего, тобою униженные; помяни горькую участь, тобою заслуженную; помяни, что никто тебя не принуждал, сам по злому нраву своему грешил и оскорблял Бога. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. к сим размышлениям приложи молитву ко Господу. И совершится покаяние, воистину спасительное!» Аминь.
Комментировать